Безопасность
В последние годы обеспокоенность россиян по поводу масштабов интернет- и телефонного мошенничества значительно возросла. С увеличением числа пользователей интернета и смартфонов развиваются и «технологии» мошенников. По данным опросов, многие россияне испытывают страх за свои сбережения и личные данные. Сегодня нередка ситуация, когда люди банально не принимают вызов от неизвестных номеров. Ну а что там может быть? Мошенник или спам…
Весной 2025 года россиянам станут доступны сразу несколько новых инструментов, которые позволят значительно обезопасить себя и близких от цифровых мошенников. Нововведения коснутся как интернет-мошенничества, так и телефонных злоумышленников. Изменения давно напрашивались, в подтверждение чему просто «кричат» цифры неутешительной статистики.
СТАВИМ САМОЗАПРЕТ
Важнейшее нововведение заработало уже с 1 марта 2025 года. Всем россиянам с первого дня весны стала доступна услуга самозапрета на заключение договоров с кредитными и микрофинансовыми организациями на потребительский кредит. Механизм ограничения утвержден законом и доступен в качестве бесплатной функции портала «Госуслуги». Аналогичный запрет можно будет поставить лично в многофункциональных центрах (МФЦ). Такая возможность появится позже, но не позднее 1 сентября 2025 года.
Реализована возможность установить различные ограничения и при оформлении кредитов. Например, можно запретить брать займы у определенных типов кредитных организаций, таких как микрофинансовые кредиторы. Также можно ограничить способ оформления кредита, выбрав либо личное присутствие в офисе, либо дистанционное оформление. Есть и возможность установить полный запрет на любые условия кредитования. Этот шаг поможет более ответственно подходить к вопросам кредитования и избежать нежелательных финансовых обязательств.
Услуга не будет работать на ипотеку, автокредиты, обязательства по которым обеспечены залогом транспортного средства, основные образовательные кредиты и поручительства.
ЦЕННОЕ ВРЕМЯ
Снять установленное ограничение и наложить его можно через портал «Госуслуги». Однако есть важное отличие: самозапрет начинает действовать почти сразу, а для его снятия потребуется некоторое время. Ограничение снимается через несколько дней после подачи заявки. Это ключевая особенность законопроекта. В официальных документах период «охлаждения» называют временем для обдуманного решения о получении кредита. На практике этот период предотвращает непоправимые действия.
Во-первых, если кредит берется без ведома гражданина мошенническим путем, то система «Госуслуги» должна предупредить его через мобильный телефон. В этом случае у человека будет возможность принять взвешенное решение и предотвратить нежелательные финансовые обязательства.
Во-вторых, если это телефонное мошенничество и на жертву оказывают психологическое давление, то за несколько дней снятия самозапрета у будущей жертвы сильно повышаются шансы «вразумиться» или привлечь внимание близких. Не секрет, что телефонные мошенники используют запугивание и удержание своей жертвы в напряженном состоянии. И всё ради того, чтобы человек не успел вовремя осмыслить ситуацию и обратиться за помощью.
К слову, согласно новому закону, если гражданину всё равно выдали займ или кредит при активированной функции самозапрета, то кредитор не вправе требовать от заемщика исполнения обязательств по такому кредитному договору. Короче говоря, игнорирование самозапрета очень дорого обойдется банку или микрофинансовой организации.
КАЖДЫЙ ЧЕТВЁРТЫЙ РУБЛЬ КОРМИТ МОШЕННИКОВ
В феврале 2024 года председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина во время выступления на Уральском форуме по кибербезопасности в финансах озвучила неутешительную статистику: «каждый четвертый рубль, похищенный из банков, – это заемные средства».
Набиуллина добавила, что существуют банки, где половина похищенных средств – это средства, взятые в кредит.
В Центробанке рассказали, что только за 2023 год злоумышленники провели 1,17 млн успешных операций без согласия клиентов и похитили у граждан и бизнеса 15,8 млрд рублей. И данная цифра на 33% больше по количеству и на 11,5% больше по объему, чем в 2022 году. Вернуть деньги в данном случае банкам удалось только 8,7% – почти 1,4 млрд рублей.
ДОБРАЛИСЬ И ДО ТЕЛЕФОНОВ
Не менее полезная функция в борьбе с мошенничеством появится 1 апреля 2025 года на портале «Госуслуги». С этого момента любой россиянин сможет проверить все оформленные на себя SIM-карты. Об этом заявил глава Минцифры Максут Шадаев в ходе форума «Кибербезопасность в финансах». Шадаев сообщил, что не все россияне могут знать о зарегистрированных на них договорах оформления карт мобильных операторов.
В интернете можно найти множество историй о том, как телефонные номера регистрируют без ведома владельцев документов. В одном случае человек, случайно обнаруживший такой договор, смог вовремя его аннулировать. В других же историях всё заканчивалось гораздо менее приятно: люди узнавали о «левых» номерах только после звонка из полиции, когда злоумышленники уже использовали их в своих целях.
Однако и это не все изменения, которые, как ожидается, сделают жизнь мошенников сложнее.
В середине февраля 2025 года премьер-министр Михаил Мишустин сообщил о намерении в ближайшее время ввести маркировку звонков мобильной сети. Эта мера должна стать частью поправок в законодательство, направленных на защиту граждан от телефонных и интернет-мошенников.
Инициатор нововведения предлагает, чтобы на экране телефона отображалась информация обо всех входящих звонках. Это позволит пользователям сразу понимать, от кого они поступают, и вовремя реагировать на возможный подлог.
ПРИНЯЛИ НА УРА
На данный момент из всех анонсированных изменений заработал только самозапрет на кредиты. И только одно это не на шутку всколыхнуло россиян: спустя всего несколько дней в СМИ прошла информация, что сервисом самозапрета воспользовались 1,7 млн человек. Очевидно, что граждане устали от вседозволенности интернет-рэкетиров и уже давно ждали нечто подобное. Причем беглое изучение комментариев на популярных информационных ресурсах дает понять, что в большинстве своем россияне помогают оформлять самозапрет пожилым близким и родственникам. Что неудивительно: именно россияне преклонного возраста – основная цель мошенников, как телефонных, так и интернет-злоумышленников.
Много положительных комментариев можно найти и по поводу планируемого ввода сервиса проверки зарегистрированных телефонных номеров. Правда, в этой связи россияне просят добавить функцию расторжения договоров сразу же на портале «Госуслуги». Кто знает, может, в будущем «прикрутят» и такую функцию.
МЫ – ЗА ЖЁСТКИЕ МЕРЫ
Неудивительно, что самозапрет уже в первые дни снискал такую большую популярность. Россияне чувствуют свою незащищенность. Потому как если пришла беда, то вернуть свои кровные почти невозможно. Как отметил Центробанк, из украденных мошенниками рублей удалось вернуть менее 10%.
Услуга самозапрета на законодательном уровне указывает, что в случае ее игнорирования весь ущерб за похищенные средства понесет сама кредитная организация. Быть может, в будущем аналогичные санкции применят наконец и к операторам связи? К тем самым, через сети которых мошенники похищают у россиян сотни миллионов рублей ежегодно.
Александр ОСИПОВ