Бомонд на кулачках
4 марта в Тольяттинской городской думе произошло любопытное событие – заседание комиссии по местному самоуправлению, на котором депутаты Дмитрий Микель и Виталий Подоляко вели не очень приятный для них обоих разговор.
Согласно плану текущей деятельности Думы Тольятти, на 5 марта 2025 года было запланировано рассмотрение вопроса «Об информации администрации городского округа Тольятти о развитии отрасли туризма (…) в 2024 году и планах на 2025 год». Это предложение было инициировано комиссией по местному самоуправлению под председательством Микеля и закреплено в решении комиссии № 117 от 24 декабря 2024 года. Запомните этот нюанс с инициативой Микеля, он станет важным в дальнейшем.
НИЧЕГО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО БЕДЫ
Перед рассмотрением какого-либо вопроса на заседании думы его обычно рассматривает профильная комиссия. Так как предложение «заслушать туризм» было инициировано комиссией по местному самоуправлению, то и рассматривать его должна была именно она.
На очередное заседание, состоявшееся 4 марта, пришли депутаты–члены комиссии Радченко, Папурин, Руднева и Микель. Депутат Набиев отсутствовал, а депутат Дидковский с недавних пор стал членом другой комиссии думы. Также среди присутствующих (обратите внимание) материализовался депутат Виталий Подоляко – председатель комиссии по социальной политике.
Когда депутаты и чиновники перешли к рассмотрению вопроса о туризме, докладчик в рамках отведенного регламентом времени представил парламентариям всю необходимую информацию. Вопросов по ней задано практически не было (как считает наша редакция – к сожалению). Правда, депутат Радченко напомнил собравшимся о стеле на въезде в Тольятти и о том, что ей должны вернуть первозданный вид. Он также упомянул, что по этому поводу даже существовала некая инициативная группа, правда, при другом и.о. главы Тольятти – Андрее Дроботове. С приходом Ильи Сухих тема как-то забылась, и теперь на въезде в Тольятти со стороны Самары есть некое недоразумение авторства единоросса Дмитрия Завьялова.
Также депутат Радченко напомнил об идее сделать надпись «ТОЛЬЯТТИ» перед Климовским мостом, так как это место теперь – еще одни «ворота» в наш славный город.
По поводу «ворот в Тольятти» руководитель управления туризма Екатерина Ярославцева пояснила, что это – вопросы министерства транспорта, так как «земля там не тольяттинская, а трасса федеральная», и, по ее мнению, это не имеет отношения к ее работе. Сказанное Ярославцевой, как мы понимаем, говорит о максимальном нежелании этой чиновницы делать что-либо реально необходимое в сфере туристической инфраструктуры Тольятти. О сути ее доклада и о том, как эффективно работает управление, необходимо сделать отдельную публикацию, и мы ее, конечно, сделаем. А пока давайте снова сосредоточимся на комиссии.
Когда председательствующий Дмитрий Микель предложил перейти к голосованию за решение, слово неожиданно взял человек из мира дзюдо – депутат Подоляко.
ЖЁСТКО ПРЕДУПРЕДИЛ
Спич «главного по социалке» от тольяттинской гордумы был ярким, но весь свелся к тому, что «туристический вопрос», дескать, должна рассматривать его комиссия или, на худой конец, совместное заседание двух комиссий, но не комиссия Микеля единолично. Подоляко заявил, что в регламенте думы прописано: туризм – это вотчина социальной сферы, которую он курирует. Поэтому Подоляко призвал депутатов не голосовать за решение комиссии, а рассмотреть вопрос на его комиссии с последующим решением.
Формально Подоляко был прав: к предметам ведения постоянной комиссии по социальной политике действительно относится осуществление контроля за созданием условий для развития туризма. Однако формулировка вопроса в повестке комиссии Микеля была столь витиевата, что ее можно было бы подвести к любой иной сфере.
Если читатель подумает, что Подоляко хотел более тщательно рассмотреть вопрос и подвергнуть критике доклад чиновников, то это не так. Он сам сказал, что не имеет претензий к сути доклада, и вообще упомянул, что… не знакомился с пакетом документов. И вот как раз таки это – весьма странно. Как член совета Думы г.о. Тольятти (где утверждается повестка всех заседаний) Виталий Подоляко должен был знать, какие именно вопросы включены на заседание в среду, 5 марта. А значит (даже если вопрос не относился к его комиссии), он должен был ознакомиться с этими документами. Поэтому мы уверены, что судьба туризма в Тольятти депутата Подоляко не особо интересовала, а интересовало лишь то, что у него забрали контроль над рассмотрением вопроса.
Зачем нужно было устраивать разборки на самой комиссии, если это можно было решить если не на совете думы, то хотя бы в рамках своей же партии? Оба депутата – и Микель, и Подоляко – члены «Единой России». Оба уже с приличным депутатским опытом. Вот и решали бы, «кто главней», внутри своей партии или фракции. Но, видимо, депутат Микель чем-то зацепил Подоляко за живое. Ведь последний прямо на комиссии (зная о прямой трансляции в Интернет) заявил, что Микель «создает прецедент», «вводит в заблуждение других депутатов» из иных партий и т.п.
Думается, данный пассаж был неожиданным как для самого Микеля, так и для членов его комиссии. Денис Радченко даже попытался встать на защиту своей комиссии, уточнив, действительно ли имело место нарушение. Хотя можно сказать, что Радченко более лоялен к Подоляко, нежели к Микелю.
Микель попытался ответить Подоляко что-то аргументированное, указав, что его (Микеля) комиссия ведет этот вопрос с момента создания управления по туризму в администрации города. Но Подоляко уже не на шутку возбудился: «Что? Что вы там бубните, говорите четко и ясно! Ведется аудиозапись, я потом буду требовать эту аудиозапись прослушать в кабинете председателя вместе с вами. И потом буду на этической комиссии выносить, если в этом будет потребность…»
Тут, видимо, Микель понял, что конструктивно разговаривать бесполезно, и, отрезав, что никто ничего не нарушает, решил завершить диалог с однопартийцем.
В завершение комиссии Подоляко бросил угрожающую фразу: «Коллеги, я вас предупредил».
ВОЛЬНАЯ ВЕРСИЯ ПРИЧИН ПРОИЗОШЕДШЕГО
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что между депутатами Подоляко и Микелем возникли некие глубинные партийные разногласия. Дело не в том, кто будет рассматривать вполне себе рутинную информацию от горадминистрации. Уже на заседании совета думы, членами которого являются оба депутата, как правило, всем становится известно, какая именно комиссия будет рассматривать тот или иной вопрос, и разногласия должны были быть разрешены именно там.
Что же так расстроило Подоляко? Возможно, он почувствовал, что теряет политический вес? А может быть, он поднимал вопрос о главенстве на совете, но не получил поддержки большинства?
Можно выдвинуть множество версий. Например, есть предположение, что коллега обоих депутатов Дмитрий Лаврусь собирался получить кресло главы комиссии по общественной безопасности. Школа, которую возглавляет Виталий Подоляко, находится на округе Дмитрия Лавруся. С этого года депутатам предоставлена возможность финансировать (из бюджета, а не из личных средств) выделение денег на объекты образовательной сферы. На округе Лавруся есть еще структурное подразделение школы № 86. Это означает, что финансирование делится пополам, хотя во власти Лавруся распределить доли в большую сторону на школу Подоляко. Возможно, это было условием его поддержки на пост председателя комиссии. Однако, как мы знаем, этот пост занял Роман Дидковский – член комиссии Дмитрия Микеля. Возможно, Микель сыграл какую-то роль в решении назначить Дидковского председателем и тем самым не позволил Подоляко усилиться за счет Лавруся.
Конфликт внутри фракции «Единая Россия» очевиден. Затихнет ли он в ближайшее время или продолжит разгораться – покажет время. Ведь еще одна версия эскапады Подоляко против Микеля – претензии на «пряники» избирательного штаба «Единой России» 2026 года. В следующем году мы будем избирать депутатов Государственной и губернской дум. В общем, мы будем наблюдать за развитием событий.
Семён Паприкин