Вы сейчас просматриваете Осторожно: мошенники!

Осторожно: мошенники!

  • Автор записи:

Ликбез от «тольяттинского навигатора»

Официальная статистика, озвученная заместителем председателя правления Сбербанка Станиславом Кузнецовым, гласит: в 2024 году мошенники похитили у россиян от 250 до 300 миллиардов рублей. Городской бюджет Тольятти составляет что-то около 12 миллиардов рублей. Таким образом, если грубо округлить, жулики разжились на россиянах суммой, равной бюджетам 25 городов России! Редакция «Тольяттинского навигатора» продолжает знакомить тольяттинцев со схемами, которые используют мошенники для того, чтобы опустошить карманы доверчивых граждан. Предупрежден – значит вооружен! 

СХЕМА ПЕРВАЯ – ЖАЛОБНАЯ,

ИЛИ «ОТМЕНИТЕ ЗАКАЗ»

Сначала вам поступает звонок с неизвестного номера. Голос робота монотонно зачитывает сообщение, что некий «курьер» уже в пути и в скором времени свяжется с вами. Вы хотите возразить, что никакого курьера не ждете, так как ровным счетом ничего не заказывали, но в ответ слышите короткие гудки. На этом для вас – недоумевающей потенциальной жертвы развода –  первый акт представления заканчивается.

Основное действо начинается с появлением обещанного «курьера». Этот самый «курьер» посредством телефонного звонка бодро и радостно сообщает вам о доставке некоего товара – мол, привез, готов отдать. Вы, само собой, сообщаете «курьеру» об ошибке и говорите, что ничего никому не заказывали и ничего у него брать не собираетесь.

«Курьер» (на самом деле – мошенник) делает вид, что ищет ошибку у себя в документах, и, конечно же, ее находит. Далее следует небольшая театральная заминка, после чего, мощно давя на жалость, «курьер» просит подтвердить отмену заказа «КОДОМ ОТМЕНЫ», который придет на ваш телефон. В ход идут любые увещевания, вплоть до того, что «курьера» якобы лишат премии за путаницу или даже уволят с работы.

Однако на телефон потенциальной жертве приходит вовсе не код отмены заказа, а КОД ДОСТУПА к ее электронным счетам в банке. Редакции известен случай, как тольяттинка Татьяна, пожалев «курьера», лишилась таким образом 1,5 миллионов рублей, хранящихся на ее счетах.

СХЕМА ВТОРАЯ – УСТРАШАЮЩАЯ,

ИЛИ «С ВАМИ ГОВОРИТ МАЙОР ПОЛИЦИИ ЖЕЛЕЗНОВ!»

Вам на мессенджер приходит сообщение от «МВД Тольятти» или того города, где вы проживаете-прописаны. Это сообщение информирует вас, что вы проходите «подозреваемым» по делу, которое расследует управление МВД, и обязаны явиться на допрос. «Требование» составлено по официальной форме, ваши ФИО указаны верно, адрес, куда надо явиться, тоже совпадает с реально существующим адресом местного отделения МВД (возможно – с незаметными изменениями: например, к адресу добавляется литера).

Далее вам сообщают: прежде чем явиться на «допрос в полицию», вам обязательно следует созвониться «с сотрудниками» по указанному номеру. В противном случае «привод» будет принудительным. А дальше без лишних предысторий требуют подтвердить уведомление о вызове кодом, запрос на который придет через СМС.

Именно ради выведывания этого кода и выстраивались бутафорские «полицейские» декорации и разыгрывался спектакль. Этот код и есть электронная подпись для входа в «Госуслуги» или в онлайн-кабинет вашего банка.

СХЕМА ТРЕТЬЯ – ДЕТСКАЯ,

ИЛИ

«МАЛЬЧИК, ТЫ ВЫИГРАЛ АЙФОН»

Этот способ – самый подлый. Заключается он в следующем: мошенники выдают себя за популярных блогеров и в социальных сетях «обрабатывают» несовершеннолетних. Так, аферисты предлагают ребенку купить игровые предметы по скидке или воспользоваться «подарочными бонусами». Когда ребенок соглашается, псевдоблогер просит ввести данные банковской карты мамы или папы. Если ребенок не может разобраться самостоятельно, ему дают четкие инструкции, как открыть онлайн-кабинет банка или при необходимости даже сменить пароль на телефоне. Делается эта процедура в условиях ограниченного времени («а то скидка исчезнет»), чтобы ребенок не успел опомниться и обратиться к родителю.

Случаи, когда руками детей кибержулики вычищали счета родителей или оформляли кредит, далеко не единичны.

Тотальный контроль за ребенком невозможен, да и вреден для полноценного взросления. Чем старше становится ребенок, тем меньше времени он проводит с родителями. Поэтому необходимо учить детей информационной гигиене. Важно объяснять чадушке, что НИКОМУ и НИКОГДА нельзя сообщать в Интернете свои персональные данные, опасно переходить по неизвестным ссылкам и называть кому-то цифровые коды, приходящие на телефон. Даже если дядя, звонящий на телефон, говорит, что от этого зависит жизнь мамы или папы.

СХЕМА ЧЕТВЁРТАЯ МЕДИЦИНСКАЯ,

ИЛИ «ВАМ НУЖНО СМЕНИТЬ ПОЛИС»

Звонки мошенников, использующих эту схему, начинаются с обращения к вам по имени и отчеству. Мошенник представляется сотрудником регистратуры поликлиники, больницы и сообщает вам о необходимости срочной замены медицинского полиса с бумажного на пластиковый. Если вы отказываетесь, мошенник начинает угрожать, дескать, вас не допустят на рабочее место из-за отсутствия необходимых прививок, свежей флюорографии или санитарной книжки, а также если вы заболеете, дескать, не получите бесплатной медицинской помощи.

Когда потенциальная жертва соглашается заменить полис, мошенник переходит к финальному акту. На этом этапе он говорит, что нужно «внести данные в систему медорганизации», подтвердив свое согласие кодом, который «сейчас придет на телефон».

Весь предыдущий разговор был лишь способом выманить у вас электронную подпись (цифровой код) к электронному кошельку или аккаунту на «Госуслугах».

СХЕМА ПЯТАЯ АТАКУЮЩАЯ,

ИЛИ «МЫ ВАС СПАСЁМ»

На первом – «прогревочном» этапе этой мошеннической схемы будущую жертву засыпают по телефону беспрестанными спам-звонками. Настойчивость мошенников может быть невероятной: например, в МТС рассказали, как жулики пытались дозвониться до одного и того же человека почти 13 тысяч раз в течение всех новогодних праздников.

И вот когда несчастный абонент уже готов порезать сим-карту ножницами и выбросить ее в мусорное ведро, начинается этап номер два. Потенциальной жертве звонит якобы «оператор телефонной сети», который сообщает ей о телефонной атаке недоброжелательных лиц и предлагает переподключить СИМ-карту телефона, чтобы «заблокировать» спамеров и вновь зарегистрироваться в системе связи. Для этой процедуры мошенник также просит сообщить ему цифровой код, который «сейчас придет на телефон». Если человек называет жуликам код, с его счетов тут же списываются деньги, а если это пароль от «Госуслуг» – то и берутся многочисленные кредиты.

СХЕМА ШЕСТАЯ – ССЫЛОЧНАЯ,

ИЛИ «ПРОГОЛОСУЙ ЗА МОЮ ТАЛАНТЛИВУЮ ДОЧЬ»

Мошенники отправляют сообщение потенциальной жертве от имени «знакомых» (часто это уже взломанные аккаунты настоящих знакомых). В этом сообщении содержится просьба поддержать кого-то в конкурсе (чаще всего – ребенка), проголосовав за него. Для «поддержки в конкурсе» нужно перейти по ссылке, указанной в сообщении. Когда пользователь переходит по ссылке, он попадает на мошеннический сайт. Далее сайт просит разрешения подтвердить личность жертвы через доступ к ее персональным данным. Ничего не подозревающий «голосователь» нажимает на кнопочку «подтвердить» и мошенники получают о нем всю персональную информацию.

Также чаще всего, кроме утраты персональных данных, пользователь еще и, сам того не подозревая, подписывается на какой-нибудь супердорогой сервис, который начинает тайком списывать со счета телефона примерно по 50 рублей в месяц. Таким образом жулики могут «доить» ничего не подозревающего абонента месяцами, а он будет только удивляться – и почему это у него так быстро заканчиваются деньги на телефоне. Рекомендация в данном случае только одна – никогда ни по каким ссылкам, даже по присланным знакомыми, не переходите. В любом случае дети в конкурсах должны выигрывать благодаря таланту, а не количеству кликов в Интернете.

СХЕМА СЕДЬМАЯ – ЗАВЛЕКАТЕЛЬНАЯ,

ИЛИ «ТЫ ВИДЕЛА, КАК ПУТИН ПОЁТ ЧАСТУШКИ?»

Жертве в телеграм-канал приходит сообщение, закамуфлированное под анонс новостного канала. В этом сообщении изображено какое-то известное лицо и провокационный вопрос о нем. Например, может быть изображена фотография президента России с микрофоном и надпись: «Ты видела, как Путин поет частушки?». И рядом – кнопка «СМОТРЕТЬ». Человек нажимает кнопку и получает на телефон вирус, который взламывает систему безопасности и отсылает недоброжелателям конфиденциальную информацию. Уже зафиксирована массовая рассылка вируса-трояна Mamont в «Телеграм» с вопросом: «Это ты на видео?» Когда пользователь переходит по ссылке, чтобы «посмотреть себя», злоумышленники получают его данные, такие как возможность читать push-уведомления, смс-сообщения, записки «Блокнота» и фотографии из галереи. А ведь некоторые именно таким образом хранят в телефонах фотографии паролей и данные аккаунтов. Чего делать категорически не рекомендуется!

Знакомила с креативом жуликов

Ульяна ГРОМОВА

КОММЕНТАРИИ

Наталья Краснова, председатель общественной организации «Русский узор»:

– Причины разгула электронной преступности, на мой взгляд, в нашей стране не устранены. В первую очередь это сложность отслеживания злоумышленников: звонки поступают с одноразовых номеров или номеров, зарегистрированных на территориях других стран. Очень сложно отследить такой звонок, когда он поступает через мессенджеры – Telegram и тому подобные. Ведь в таком случае может использоваться не СИМ-карта, а взломанный или общественный «вай-фай» – в таком случае концов вообще не найти. Следует учитывать немаловажный фактор – это постоянно обновляемые и модернизируемые схемы обмана. Кроме того, расширяется круг жертв аферистов: с недавнего времени мошенники крадут деньги со счетов родителей с помощью детей.

Ольга Сотникова, правозащитник:

– Почему, несмотря на многочисленные предупреждения о разгуле мошеннической братии, «бизнес» детей Остапа Бендера продолжает процветать? Безусловно, успешному выманиванию денег у населения способствует множество факторов, первый из которых – так называемая «цифровизация», проводящаяся в нашей стране без должного уровня пропаганды ее опасных сторон. Милые девочки-консультанты в банках получают премию за каждого клиента, которого смогли подключить к онлайн-банкингу. И вот бойкая Кристина из «Тута-банка» впаривает 70-летней Прасковье Ивановне онлайн-счет, привязывает этот счет к сотовому телефону, а потом все хором удивляются, как это у бедной бабушки мошенники сняли все ее накопления!

Дмитрий Грачёв, общественный деятель:

– Вот «сберовец» Кузнецов говорит про 300 миллиардов рублей, которые россияне своими руками отдали кибермошенникам. Цифра, надо сказать, фантасмагорическая. Но вот я, например, этой цифре верю с трудом. По моему мнению, ее как минимум нужно умножить на десять. Судите сами, только одну доверчивую экс-чиновницу из Самарской области кибермошенники развели на полмиллиарда рублей. А сколько таких доверчивых миллионерш и миллионеров по всей России? К тому же, насколько я понимаю, Кузнецов оперирует только теми случаями, когда полицией заведены уголовные дела. А сколько случаев, когда граждане не обращаются в полицию, боясь прослыть «лохами» или опасаясь гнева родственников? Известны случаи, когда жены скрывали от мужей такого рода фиаско, даже когда речь шла о миллионах украденных рублей.

Нет. Масштабы проблемы, увы, по-прежнему недопустимо велики и требуют адекватных мер. Не таких, какие мы наблюдаем сейчас.