Вы сейчас просматриваете Здравствуй, реальность!

Здравствуй, реальность!

  • Автор записи:

Перспективы

Ну и вот. Салаты съедены, фейерверки запущены, поздравления сказаны, елки остались неубранными лишь у самых настырных или нерасторопных. Однако что с елками, что без них, понимаешь: наступили суровые будни 2025-го и следующие длинные выходные случатся не раньше мая. В общем, надо работать. Пожалуй, даже больше, чем в 2024-м. Потому как инфляция продолжает разгоняться, растут штрафы, тарифы, цены… Растут непомерные аппетиты олигархов. Не растет в России лишь демография. Да и доходы россиян оставляют желать лучшего.

«У МЕНЯ ЕСТЬ ВСЁ. НО Я ХОЧУ ЕЩЁ!»

Первой новостью, которая, пожалуй, отрезвила многих россиян, стало заявление заместителя министра энергетики Евгения Грабчака о том, что «эра дешевой энергии закончилась». Замминистра при этом уточнил: «Чтобы инвестиции окупились, необходимо или в 2-3 раза поднять тарифы, или сократить потребление в России электроэнергии». Об этом пишет тг-канал «Proeconomics».

Вот те на! А мы-то думали, что в России и без того электроэнергия дороже, чем в ряде развитых стран. К слову, так же считает генеральный директор Института проблем энергетики, доктор технических наук, профессор Борис Нигматулин, о чем он и сообщил еще в апреле 2023 года (https://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10512). «В России затраты конечных потребителей электроэнергии в долях ВВП были одни из самых высоких и составляли 4,2%. Для сравнения: в Китае – 4,0%, в восьми странах с 72% мирового электропотребления – 2,9%, в США – 1,8%». Более того, говорит Нигматулин, в России необходимо не повышать, а, наоборот, понижать цены на электроэнергию: «Таким образом, оптимальные затраты российских конечных потребителей электроэнергии в долях ВВП должны быть снижены минимум на 33%, а оптимально на 50%, как в США (с учетом более низкой электроемкости ВВП в этой стране).

Вообще, ситуацию с ценообразованием в российской электроэнергетике можно назвать парадоксальной, считает Борис Нигматулин: при наличии около 40 ГВт лишних установленных мощностей в стране (15% от всех мощностей) цена на электроэнергию в стране постоянно растет. По мнению профессора, основная причина – непомерные аппетиты собственников генерирующих и сетевых компаний, а также отсутствие каких-либо ограничителей со стороны контролирующих структур.

Кажется, подобная ситуация в России сложилась не только с электроэнергией?..

Эти два фактора – непомерные аппетиты собственников и отсутствие контроля со стороны государства – приводят к тому, что тарифы на электроэнергию растут ежегодно. В СССР, напомним, жители страны платили повсеместно за киловатт-час 2 копейки при наличии электроплиты и 4 копейки при наличии газовой. С 1 июля 2025-го в Самарской области одноставочный тариф для большинства потребителей будет равняться 6,16 руб. за киловатт-час. Сейчас – 5,48 руб.

С 1 июля 2025 года вырастут и другие тарифы. Газ подорожает до 10,75 руб. (сейчас тариф для газовых плит и колонок составляет 9,91 рубля за один кубометр). Газ для отопления и выработки электроэнергии в настоящее время стоит 7 130 рублей за 1000 кубических метров, во втором полугодии 2025-го будет — 7 880 рублей.

Стоимость питьевой воды для населения Самарской области также возрастет с 1 июля 2025-го и составит 35,50 руб. за один кубометр (сейчас 30,60 руб.). Водоотведение подорожает до 54,80 руб. за кубометр (сейчас 48,02 руб.).

Отопление в Тольятти станет дороже на 14,6%, тоже с 1 июля этого года.

Коммунальные тарифы в среднем по стране вырастут на 12%. Ключевые слова «в среднем». Как нам заявляют власти, тарифы растут не только из-за инфляции. Роста тарифов, дескать, требует и обновление сетей (несмотря на то, что в каждом тарифе есть своя инвестсоставляющая, которая закладывается на модернизацию и обновление сетей).

«Мы все помним недавнюю цифру Минстроя – 43% сетей в России нуждаются в замене или модернизации, – сказал зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов. – Вот чтобы продолжить работу по их обновлению, необходимы допсредства. Мы уже начали исполнение федерального проекта по модернизации инфраструктуры ЖКХ до 2030 года, ему необходимо финансирование в размере 4,5 трлн рублей. Это огромная сумма, часть которой, безусловно, пойдет с тарифов».

Вот что весьма интересно. Сколько лет растут тарифы? Трудно сосчитать. Точнее, они растут постоянно после того, как развалили Советский Союз. Сначала нам поднимали плату до 100-процентного уровня себестоимости коммуналки, затем стали расти сами тарифы. Зато износ коммунальной инфраструктуры находится в стране на одном и том же уровне. Или даже тоже растет. Оттого создается впечатление, что рост тарифов и обновление коммунальной инфраструктуры вообще не связаны между собой. Не так ли?

Алкоголь и табак подорожали

С 1 января 2025 года выросли ставки акцизов на алкоголь и табачные изделия. Так, акциз на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию в 2025 году составил 740 руб. за 1 литр безводного спирта вместо 643 руб. за 1 литр в 2024 году.

Вслед за акцизом повысились и минимальные розничные цены на алкоголь: на водку с 299 до 349 руб. за 0,5 литра, коньяк – с 556 до 651 руб. за 0,5 литра.

Минимальная цена пачки сигарет с начала нового года составляет 135 рублей. В прошлом году была 129 руб.

Бензин прибавил в стоимости

Рост цен на топливо в 2025 году неизбежен как в оптовом, так и розничном сегментах, говорят эксперты. Да тут и без экспертов понятно, раз увеличены топливные акцизы, то цена на бензоколонке обязательно пойдет вверх. Точнее, уже пошла. Поскольку с 1 января 2025 года акциз на бензин 5 класса повышен на 14% (до 17 088 руб. за тонну), а акциз на дизельное топливо – на 16% (до 12 120 руб. за тонну).

Естественно, данное повышение заложено компаниями в стоимость выпускаемого топлива, ну а заплатит в конечном итоге за всё потребитель. Причем не только водители, но и обычные граждане при покупке любых товаров, так как стоимость автомобильной логистики закладывается в конечную цену как продуктов питания, так и промтоваров.

АВТОШТРАФЫ ВЫРОСЛИ В ПОЛТОРА РАЗА

И всё же самый «дорогой» новогодний «подарок» получили водители авто: штрафы за нарушение правил дорожного движения выросли примерно в полтора раза.

До 2025 года размер штрафов пересматривался в 2013 году, и за эти 12 лет инфляция, говорят, превысила 70%. То есть значимость штрафов якобы существенно снизилась для многих водителей. Ну и новые штрафы нацелены на ужесточение ответственности водителей за наиболее опасные и распространенные нарушения: превышение скорости, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и использование телефона за рулем. При этом классификация нарушений в КоАП РФ останется без изменений.

Например, использование телефона за рулем теперь стоит 5 000 рублей.

Проезд на красный свет: за первое нарушение –1 500 рублей, за повторное – 7 500 рублей или лишение прав на полгода. За превышение скорости на 20–40 км/ч придется заплатить 750 рублей, а за превышение до 60 км/ч – 2 250 рублей. Вождение в состоянии опьянения обойдется в 45 000 рублей вместо прежних 30 000, а права будут изыматься минимум на полтора года.

Штраф за вождение или перевозку пассажиров без ремней безопасности повысился с 1 000 до 1 500 рублей.

Есть и такие штрафы, которые с нового года возросли сразу в 10 раз. Они для водителей фур, не соблюдающих требований разметки и знаков, запрещающих движение грузовых транспортных средств. Данный вид штрафа вырос – с 500 руб. до 5 000 руб. Повторное несоблюдение требований разметки и знаков, запрещающих движение грузовых транспортных средств, опустошит бюджет водителя сразу на 10 000 руб. Это новый вид административного наказания. Есть и еще одно нововведение в КоАПе – штраф за повторную езду без полиса ОСАГО, он облегчит карман водителя на сумму от 3 000 до 5 000 руб.

Непредоставление преимущества спецтранспорту – скорой помощи, полиции или пожарной службе – с одновременно включенными проблесковым маячком и звуковым сигналом грозит наказанием от 4 500 – 7 500 руб.

Кроме суммы штрафов, изменились сроки льготной оплаты. Раньше за своевременную уплату штрафа государство давало «дисконт» в 50%, то есть можно было заплатить всего лишь полштрафа, если это сделать в течение 20 дней после получения уведомления. Теперь сэкономить можно только 25%, при этом льготный период оплаты увеличен до 30 дней. Ну и еще одно новшество – с 1 января 2025 года регионы будут получать не 100% от сумм штрафа, а 75%. Четверть штрафных денег направят в федеральный бюджет.

эвакуация автомобилей подорожала

С 1 января 2025 года в регионе вступили в силу новые тарифы на эвакуацию задержанных транспортных средств (ТС) и их хранение на штрафстоянках. Перемещение одного задержанного ТС обходится теперь владельцу в 2 395 рублей. Это на 131 рубль дороже, чем в прошлом году (было 2 264 руб.). А в 2023-м стоимость услуги была еще ниже – 2 112 руб.

СТАВКИ УТИЛЬСБОРА ПОВЫШЕНЫ

Повышены ставки утилизационного сбора на автотранспортные средства всех типов (легковушки, легкие коммерческие, грузовики, автобусы). Причем повышены они планово. То есть правительство РФ еще в октябре 2024-го заявило о том, что с начала каждого года утильсбор будет повышаться на 10-15% в зависимости от типа транспорта.

Базовый размер утильсбора остался прежним: 20 тысяч рублей – для легковых автомобилей, 150 тысяч рублей – для легких коммерческих автомобилей, грузовиков, автобусов, прицепов и полуприцепов. Изменены применяемые к ним повышающие коэффициенты. Индексация составляет в среднем 10-20% в зависимости от типа транспортного средства и объема двигателя. Однако в отношении электромобилей и последовательных гибридов повышающие коэффициенты утилизационного сбора увеличены сразу в 20,47 раза, сообщает Drom.ru.

Индексация затрагивает только юрлиц и тех, кто импортирует автомобиль для перепродажи. При этом она не касается физлиц, которые завозят машины с двигателем объемом до 3,0 л для личного пользования и пользуются льготными ставками утилизационного сбора. Физлицо, импортировавшее в РФ автомобиль для личного пользования, не должно перепродавать его в течение 12 месяцев с момента ввоза. Если этот пункт не соблюден и машина была продана раньше, то продавец или покупатель должны доплатить за нее утилизационный сбор до уровня, который применяется в отношении юрлиц, импортирующих автомобили с изначальной целью перепродажи.

Напомним, что утильсбор выполняет роль барьера от импорта, но платится за все автомобили – и ввезенные, и выпущенные в РФ. Действующим в России автопроизводителям расходы на утильсбор компенсируют из госбюджета частично или полностью (в зависимости от степени локализации).

В общем, покупайте «Ладу» и не парьтесь!

Правда, и АВТОВАЗ с 14 января 2025 года поднял цены на модельный ряд. Согласно новому прайс-листу, цены на авто «Лада Гранта» в среднем увеличились на 30–40 тыс. рублей, примерно на столько же подорожала «Нива Легенд».

Один из самых популярных в России автомобилей «Лада Гранта» стоит теперь от 699 999 руб. в комплектации Standart, до 1 298 000 рублей в Comfort plus’24 (с автоматической коробкой передач). На заре своей юности – первые «Гранты» сошли с конвейера в ноябре 2011 года — стоила всего 229 тыс. руб. В топовом варианте — 260 тыс. руб.

Госпошлина при сделках с недвижимостью увеличилась в два раза

Все госпошлины по недвижимости выросли в два раза. И для всех – для физлиц и юрлиц. Причем не только по сделкам, а по любым действиям – переход права, постановка на учет, регистрация аренды, изменения в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), выписка из ЕГРН, госрегистрация земли и т.д. Отдельно отметим, что госпошлина за госрегистрацию прав, ограничений (обременений) прав и ипотеки увеличилась тоже вдвое: для физлиц – до 4 тыс. руб., для организаций – до 44 тыс. руб.

Правосудие стало роскошью!

В сентябре прошлого года госпошлины в судах взлетели, подобно ценам на продукты перед Новым годом. Дорога к справедливости оказалась вымощена драгметаллами, и простой смертный вряд ли ее осилит. Правым, вероятно, окажется тот, у кого больше денег?

Гражданский иск стоил 300 руб., теперь 5 000 руб. Апелляционная жалоба для граждан увеличилась в 100 раз – со 150 руб. до 15 000 руб. Кассация стала дороже в 166 раз – со 150 руб. до 25 000 руб. Дойти до Верховного суда еще дороже. Дороже в 266 раз! Со 150 руб. до 40 000 руб. Это для граждан. Организациям потребуется заплатить 80 000 руб.

Исправление описок и опечаток в судебном постановлении стало платной услугой, как и получение дубликата исполнительного листа, «ценник» – 5 000 руб. Таким образом, кажется, скоро мантии судей будут расшивать драгоценными камнями?

…Про цены на продукты писать нет смысла, все мы ходим в магазины и знаем, что вчера была одна цена, а сегодня может быть новая, более дорогая. А если что-то вдруг подешевело, значит, прежде цена была задрана под самый потолок… Потому неудивительно, если к лету мы будем читать сенсационные новости о том, что сливочное масло подешевело – боже мой! – аж на 20%.

Проезд Бесплатный. Но не у нас

С 1 января 2025 года общественный транспорт в городе стал бесплатным. Да-да, абсолютно бесплатным, причем для всех категорий населения. Данная мера введена указом градоначальника, она направлена на борьбу с автомобильными пробками и загрязнением воздуха в городе. В ближайшие три года планируется обновить весь городской автопарк, а троллейбусы заменить электробусами.

Но это не у нас! Порадуемся за 1 154 589 жителей Белграда – столицы Сербии. Ну а нам, тольяттинцам, остается только надеяться, что водитель тесной маршрутки не свернет с нужного пути и всё же доставит пассажиров до необходимой им остановки.

Подготовила Ольга БАРКАЛОВА

P.S. Интересный факт: средний размер пенсии вырос за десять лет с 10 889 рублей до 23 405 рублей. То есть с $ 333,40 до $ 217,23. Это у нас.