Больше всех не платит штрафов тоже Автодоринжиниринг
Отчёт КСП
Дороги Тольятти в 2023 году и за восемь месяцев 2024-го чистили и ремонтировали, мягко говоря, не очень хорошо. За что подрядчики были оштрафованы. Правда, суммы штрафов мизерные. Но при этом значительная их часть не была своевременно истребована, несмотря на решения судов не в пользу подрядчиков.
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Контрольно-счетная палата (КСП) г.о. Тольятти отчиталась на думской комиссии по контролю и общественной безопасности за проведенное экспертно-аналитическое мероприятие. Приводим полностью его название не будем, но скажем, что специалисты КСП выяснили, как в департаменте дорожного хозяйства и транспорта (далее – ДДХиТ) обращались в 2023 и 2024 годах с дебиторской задолженностью, которая на 1 января 2023 года составила 1 770 521 руб.
Прежде чем начать рассказ о «дебиторке», напомним, что 18 июля этого года арестован руководитель ДДХиТ Павел Баннов. По мнению прокуратуры, он необоснованно ограничивал конкуренцию и создавал преференции для одной из организаций, участвовавших в конкурсе на заключение муниципального контракта по ремонту дорог. В результате муниципалитетом был заключен контракт с фирмой, которая фактически не могла стать победителем конкурса. Некоторые источники указывают, что эта фирма – ООО «Автодоринжиниринг». Следственные действия по делу Баннова еще не завершены. После Баннова должность руководителя занял Александр Востриков – с 9 сентября этого года.
В 2023 году перед департаментом дорожного хозяйства и транспорта был установлен план по получению дохода в бюджет города – 1 662 420,9 тыс. руб. В 2024-м – 2 606 705, 1 тыс. руб. Доходы состоят в том числе из штрафных санкций, оплаченных подрядчиками, за нарушения исполнения муниципальных контрактов.
ИСПОЛНЕНИЕ ПО ПРЕТЕНЗИЯМ РАСТЁТ
В 2023 году департаментом было предъявлено подрядчикам 62 претензии на сумму 8 020,9 тыс. руб. Оплачено в 2023 году З 461,2 тыс. руб. Исполнение по претензиям составило 43,2%. В 2023 году оплата по претензиям, выставленным в 2022 году, произведена в сумме1 125,4 тыс. руб.; отказано в судах по выставленным претензиям 2022 года в сумме 1 438,1 тыс. руб.; взыскано по решению суда, но не оплачено в сумме 355,4 тыс. руб.; находится в судебном производстве 1 851,3 тыс. руб.
За 8 месяцев 2024 года предъявлено 44 претензии на общую сумму 6 988,8 тыс. руб. Оплачено – 6 365,8 тыс. руб. Исполнение составило 91,1%. Таким образом, получение доходов от штрафных санкций за нарушение законодательства и нарушение условий контрактов увеличилось в 2,4 раза относительно 2023 года (5 713,6 тыс. руб./ 2 394,8 тыс. руб.). В основном это связано с тем, что в феврале 2024 года поступила отплата от выставленной претензии ООО «Автодоринжиниринг» – подрядчика по зимнему содержанию автомобильных трасс города на 2023 и 2024 годы. Претензия была выставлена 11 декабря 2023 года на сумму 3 866,1 тыс. руб. за несвоевременную уборку дорог Тольятти после снегопада. Как объяснил тогда представитель подрядчика, техника была снята со строительных объектов в других регионах, но не успела доехать до Тольятти…
Но вернемся к отчету КСП, специалисты которой в ходе проверки заметили не только увеличение доходов от штрафных санкций в периоде этого года, но и то, что в департаменте дорожного хозяйства и транспорта не велся учет общего размера дебиторской задолженности. А также что в ее составе есть задолженность ООО «Атлант-СК» в сумме З2 4З4,9 тыс. руб. за невыполненные работы по капитальному ремонту автодороги по ул. Никонова от ул. Железнодорожной до ул. Ингельберга.
ДОРОГА НА НИКОНОВА: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
В октябре 2021 года администрация Тольятти заключила муниципальный контракт с ООО «Атлант-СК» на выполнение работ по капитальному ремонту автодороги по ул. Никонова (от ул. Железнодорожной до ул. Ингельберга). Цена контракта составила 214 595,З тыс. руб. Срок выполнения работ – 1 октября 2022 года, срок действия контракта – до конца 2022 года.
Как и полагалось по контракту, администрация перечислила в 2022 году подрядчику 30% авансового платежа от полной стоимости контракта, а затем оплатила 105 572,7 тыс. руб. за выполненные работы. При этом фактическое выполнение работ, согласно актам приемки, составило 73 137,8 тыс. руб. То есть задолженность ООО «Атлант-СК» в части невыполненных работ по авансовому платежу по состоянию на 1 января 2023-го составила З2 4З4,9 тыс. руб.
Администрация Тольятти пошла в суд, дошла до Верховного суда, но решение принято не в ее пользу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 июля 2024 года определено обязать администрацию городского округа Тольятти в срок до 30 апреля 2025 года провести повторную госэкспертизу проектно-сметной документации по капитальному ремонту автодороги по ул. Никонова в рамках прежнего муниципального контракта, но с учетом наличия в местах проведения работ инженерных коммуникаций. А также внести изменения относительно роста стоимости цен на строительные ресурсы. Предоставить ООО «Атлант-СК» проектную документацию, получившую положительное заключение госэкспертизы. И изменить в муниципальном контракте его срок действия – шесть месяцев с момента передачи подрядчику откорректированной проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Стало быть, получается, виновник того, что дорога на Никонова не достроена, вовсе и не подрядчик?
ВЫВОДЫ КСП
На 1 января 2024 года дебиторская задолженность перед ДДХиТ составила 4 867,6 тыс. руб. Из них 100 тыс. – долг ООО «ДРСУ», еще 155,3 тыс. руб. должны ООО «АТ», ООО «СтройГрад» и ООО «Атрикс». Остальная задолженность – главного подрядчика Тольятти «Автодоринжиниринга». Все это штрафы и пени. Но эти долги просроченные. То есть подрядчики не только не исполнили свои обязанности по контрактам, но и не понесли за это финансового наказания.
Специалисты КСП выяснили, что часть задолженности не отражается в отчетных данных департамента, и потому считают, что ДДХиТ проводил инвентаризацию активов за 2023 и 2024 годы по формальному признаку.
Что же касается всего экспертно-аналитического мероприятия, его выводы от аудиторов КСП следующие. Отсутствие четкого отчета по доходам департамента, а также отсутствие взаимодействия между структурными подразделениями департамента создают предпосылки для недостоверного контроля за правильностью, своевременностью и полнотой поступления средств в бюджет городского округа.
Кстати, нет взаимодействия и между департаментами администрации Тольятти. Именно по этой причине ДДХиТ не обладает информацией от департамента финансов по исполнению решения судов о взысканной задолженности, а также о причинах их неисполнения. Это говорит о том, что департамент финансов не принимает достаточных мер по взаимодействию с судебными приставами для взыскания просроченной задолженности. Данные факты приводят к тому, что истребовать долги невозможно. Ну а в итоге бюджет Тольятти недополучает средств, а подрядчики, допустившие огрехи в работе, остаются безнаказанными.
Представители департамента дорожного хозяйства и транспорта, отвечая на вопросы депутатов, сообщили, что практически все замечания КСП приняты во внимание и уже исправлены. А с 1 июля налажена работа между структурными подразделениями ДДХиТ – выставленные претензии подрядчику передаются сразу в финансовую службу, для того чтобы своевременно поставить их на бухгалтерский учет.
…Хорошо, что всё исправили. Ну а если б не допускали ошибок, то и деньги мимо городской казны не проходили бы.
Ольга БАРКАЛОВА
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
За зимнее содержание дорог города в период 2023-2024 годов администрация Тольятти заплатила подрядчику ООО «Автодоринжиниринг» 304,4 млн рублей. Зимний период длится 151 день – с ноября по март включительно. Уборка автодорог от снега в 2024-2025 годах стоит дороже почти на 10 млн – 313,4 млн рублей.
Пока погода благоприятствует подрядчику, а денежки капают, точнее, текут рекой – по 2,075 млн в день.
В прошлом зимнем периоде ООО «Автодоринжиниринг», по информации КСП, возместил убытки администрации г.о. Тольятти за оплату причиненного ущерба физическим лицам по решениям судов в размере 1 249,9 тыс. руб. Надо полагать, что ущерб возник из-за ДТП по причине неубранных магистралей, а также получения травм горожанами при переходе дороги. В прошлом году один человек погиб, поскользнувшись при переходе дороги по «зебре» на улице Голосова.