Вы сейчас просматриваете Права не дают, права берут!

Права не дают, права берут!

  • Автор записи:

«Молот» информирует

«Все люди разные», «Начальник тоже человек», «Это не я такой, это жизнь такая» подобные фразы мы часто слышим от тех, кто оправдывает несправедливость, нарушает законы или притесняет рабочих. Со стороны борцов за справедливость мы слышим совершенно другие лозунги: «Никакой лояльности работодателю!», «Защита! Занятость! Зарплата!», «В единстве – сила».

Так кто прав? Давайте разбираться. А в качестве конкретного примера возьмем предприятие ООО «ДСК», где рабочие объединились в профсоюз и борются за свои права.

Пример номер один

Мы уже писали о том, что профсоюз «МОЛОТ» давно обосновался на ООО «ДСК» с целью создания приемлемых условий на рабочих местах. Подвижки есть, об этом «ТН» тоже писал. Одним из достижений являются комнаты отдыха, в которых рабочие могут с относительным комфортом разместиться во время производственных перерывов, пересменки или обеда.

Но с недавних пор руководство предприятия озаботилось установкой видеокамер по всему предприятию. Камеры повесили даже в комнате отдыха. Обеденный перерыв личное время сотрудника, в течение которого он отдыхает и принимает пищу. В этот период работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать его по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Видеонаблюдение может применяться только в целях повышения эффективности производства, контроля и учета рабочего времени работников, а также более рационального его использования. Установка камер наблюдения в комнате отдыха персонала не служит таким целям, наоборот, нарушает права работников на неприкосновенность частной жизни.

Формализм победил закон

Члены профсоюза направили требование работодателю удалить камеры из комнаты отдыха. Начальство решило игнорировать законное требование. Затем от рабочих последовала жалоба в прокуратуру. Проверка установила нарушение закона. И работодатель устранил несоответствия. Но как!

Руководство демонтировало табличку «комната отдыха» и на бумаге изменило назначение помещения. Вместо комнаты отдыха появилось помещение для проведения совещаний и организации рабочих мест мастерами производственных цехов. Почему на бумаге? Да потому что по прошествии уже более месяца ни одного собрания или совещания в данной комнате не было. Не было так же, как не было и ранее! Рабочие как отдыхали в обед в этой комнате, так и продолжают отдыхать. Мастерам это помещение не нужно, а выгонять рабочих из него некуда, да и чревато.

Вот так формализм победил закон. Тем временем начальство продолжает наблюдать, как рабочие спят в обед, закинув голову, и прослушивать их разговоры. А прокуратура даже не приняла во внимание то, что у рабочих отсутствует теперь официальное место отдыха, положенное по ст. 216.3 Трудового кодекса.

Пример номер Два

Предприятие-заказчик (АВТОВАЗ) постепенно наращивает обороты, растут заказы, в том числе на продукцию ООО «ДСК» поставщика автокомпонентов. На предприятии монтируются новые линии, набирается персонал. Однако персонал надо обучать, иногда не только принципам работы, но и русскому языку, обычаям страны. Зачастую это происходит по «бразильской системе»: бросил в воду, захочет жить выплывет, поставил у станка захочет получать зарплату с премией, научится. Рабочие вынуждены обучать трудовых мигрантов без отрыва от производства. Начальство «ДСК» вняло требованиям рабочим, что наставничество, конечно, достойно поощрения, и предложило подписать новый трудовой договор согласно вступившим в силу изменениям по оплате. И под шумок были убраны другие гарантии. Таким образом, к дополнительному соглашению прилагается список без малого десяти внутренних документов, но их содержание рабочие узнать не могут, им отказывают в предоставлении копий. А вдруг, добавляя оплату за наставничество, начальство убрало доплаты за что-то другое? Где гарантии, что подобного не случилось?

Или вот еще пример. Работодатель вдруг решил, что он вправе нарушать Трудовой кодекс, Семейный кодекс, закон о выборах и десятки других законов РФ. И потому ввел правило предоставлять отпуск без сохранения заработной платы только в том случае, если отсутствие сотрудника «не отразится на нормальной работе организации». То есть работодатель считает приоритетом нормальную работу организации над судебными органами, органами дознания, военкоматом, выписавшим повестку гражданину? Свое предприятие он ставит важнее здоровья детей работников и самих работников в случае необходимости обследования, получения консультации специалиста? А также пренебрегает правами брачующихся, беременных, родственников умерших, ветеранов, дружинников, пенсионеров, инвалидов, совместителей, чьи гарантии на право предоставления выходного дня закреплены напрямую в Трудовом кодексе РФ?

Что делать работнику?

У работника всегда есть выбор. Подписать не глядя, смириться с унижением прослушки, видеозаписи, клянчить и унижаться за предоставление выходного… Или написать жалобу в прокуратуру, Государственную инспекцию по труду. Но куда действеннее организовать профсоюзную ячейку. И тогда ваши интересы будут защищать такие же рабочие, как и вы, люди, которые работают бок о бок с вами и знают все проблемы не понаслышке.

Ринат ТАКТАРОВ

Комментарий

ГРИГОРИЙ БАСИСТЫЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НЕЗАВИСИМОГО ПРОФСОЮЗА «МОЛОТ»:

Не стоит ждать, когда придет некий активист и сделает вам лучше. Необходимо вступать в профсоюз, агитировать других на вступление. Ведь в законах есть право рабочих на контроль работодателя профсоюзом. Необходимо соблюсти только требование по представительству в профсоюзе 50% работников предприятия. Объединившись, рабочие могут контролировать работодателя. Менять пункты приказов, Положений с учетом собственного мнения. Согласовывать график отпусков, размер выплат, дополнительных гарантий, согласовывать первоочередность и размер средств по улучшению условий труда и многое другое. И что не менее важно, у членов профсоюза есть возможность не быть простыми наблюдателями, а участвовать в обсуждении всех вопросов профсоюза, выработки мнения профсоюза… И тогда с гордостью можно говорить себе и своим детям, что рабочий от слова «работа», а не от слова «раб».