2025
На этой неделе депутаты тольяттинской думы единогласно (что неудивительно) одобрили в первом чтении проект городского бюджета на следующий год. 31 присутствующий депутат 13 ноября на заседании думы нажал на кнопку «за». Егор Воронов, Дмитрий Лаврусь и Сергей Тятюшкин на заседание, где в первом чтении рассматривался главный финансовый документ города, не пришли. Более того – они не оставили своего мнения по голосованию в данном вопросе.
Согласно документу, доходы и расходы города в 2025 году составят 13,191 млрд рублей, налоговые поступления, то есть собственные доходы Тольятти – 12,5 млрд рублей.
Конечно, во всех провластных СМИ будут уверять, что процесс формирования и наполнения бюджета еще продолжается, что депутаты согласовали лишь основные параметры. Не будем лукавить и скажем честно: перечень расходов, представленный к первому чтению, обычно на 90% соответствует итоговому документу, который впоследствии будет безропотно принят депутатами от «Единой России». Потому постараемся рассказать нашим читателям, что же такого «сформировали» чиновники администрации Тольятти и с чем нам, горожанам, придется жить и мириться всю следующую трехлетку.
Долговая политика под иным углом
Вот уже несколько лет чиновники неустанно повторяют, что их главное достижение – это снижение долговой нагрузки бюджета. Однако эта формулировка не совсем точно отражает действительность.
Процент городского долга действительно снижается, но не такими быстрыми темпами, как хотелось бы администрации, и не так значительно, как это преподносится жителям Тольятти. В основном снижение задолженности города перед банками в процентном соотношении происходит за счет поступления средств из вышестоящих бюджетов в общий бюджет Тольятти, а не благодаря активному погашению коммерческих кредитов.
С 2019-го по 2024-й фактический долг города снизился на 1 млрд рублей. При этом собственные доходы еще пять лет назад не достигали и 10 миллиардов, а сейчас значительно превысили эту планку. В итоге долг в процентах от собственных доходов Тольятти, конечно же, снижается. Вот такая занимательная арифметика.
Например, когда принимали бюджет на 2022 год, администрация весьма оптимистично прогнозировала: «Уже в 2023 году планируется профицит в размере 62,7 млн, а в 2024-м – около 171,5 млн рублей, что демонстрирует эффективность работы городских властей по снижению долговой нагрузки». А что по факту: бюджет на 2023 год приняли бездефицитный, а на 2024-й уже с дефицитом. Такую ситуацию сложно отнести к «эффективной работе по снижению долговой нагрузки».
Инициативы безынициативных депутатов
Как сообщалось выше, львиная доля расходов, которая представлена на суд тольяттинских депутатов, не изменится, возможно, уточнятся суммы и дополнительные позиции, но в целом кардинальных изменений не стоит ждать. Тем более если заглянуть в проекты решений постоянных комиссии, там никаких предложений с формулировками «обязательно учесть», «принять с учетом таких-то расходов…» в массовом порядке мы не наблюдали.
Про спорт лучше не спрашивать
Депутат Подоляко, ведающий всей социалкой, по направлению спорта предложил включить в бюджет расходы на зарплату дворовых тренеров. Тренд на такие расходы запустили в свое время депутаты-коммунисты в 7-м созыве еще при принятии своего первого бюджета в 2018 году.
Вскользь Виталий Подоляко упомянул про закрытие ледовых арен в городе, ему учтиво начали кивать чиновники, что все расходы будут предусмотрены в теле бюджета в рамках согласительной комиссии. На минутку, бюджет формировался в сентябре – ледовая арена в «Волгаре» не работает с мая 2024 года. Затем финансовый документ обсуждался с общественностью в октябре (в то время уже была остановлена вторая ледовая арена, на «Торпедо»). Почему эти факты не простимулировали администрацию Тольятти включить расходы по ремонту объектов в основные расходы бюджета, почему всё оставлено на откуп депутатам? Напомним, в тольяттинской городской думе аж пять депутатов, позиционирующих себя как спортсмены, однако при этом нет гарантии, что кто-то из них поставит вопрос выделения средств на ремонт в качестве первоочередных. Почему мы уверены в этом? Да потому что никто из них ни на заседании профильной комиссии, ни иным образом о подобной позиции не заявил.
С культурой всё спокойно
Бюджет департамента культуры Подоляко и его коллег, видимо, полностью устроил: дополнительных предложений в проекте решения не наблюдалось.
А вот департамент образования действующий директор школы № 90 Подоляко не мог обделить. Посему председатель комиссии по соцполитике в гордуме предложил непременно включить по 3 млн рублей на нужды школ и детсадов в каждом избирательном округе. Большой заботой о системе образования Тольятти тут, кажется, и не пахнет. Все дело в том, что возглавляемая Подоляко школа – единственная на избирательном округе, а значит, есть большая вероятность, что все средства будут направлены именно его учебному заведению.
Конфликт интересов? Могут подумать читатели. Напомним, судебные тяжбы прокуратуры в отношении одновременного председательства Подоляко в комиссии думы и директорства в школе закончились ничем.
Депутаты думу не обидят
Опытный депутат Микель не мог не показать своей значимости для всего депутатского корпуса и аппарата в целом и настоял на увеличении финансирования думы до 180 млн рублей. В настоящий момент в бюджете города на думу предусмотрено 171 млн, но депутатам, видимо, показалось этого мало, и Микель от лица коллег в решении своей комиссии четко прописал – предусмотреть еще денег. Одной из значительных статей расходов стали траты на освещение деятельности депутатов в СМИ. Пиар народных избранников обойдется нам, налогоплательщикам Тольятти, в 1,9 млн рублей.
Еще около 2,5 млн комиссия Микеля предложила предусмотреть на расходы ТОСам, видимо, именно там и будут распространяться СМИ, рассказывающие о том, как хорошо работают депутаты.
Расходы, без которых не обойтись?
Как уже упоминалось ранее, расходная часть бюджета составляет чуть более 13 миллионов рублей. Не будем утомлять читателя длинным списком статей, которые вносятся в бюджет каждый год. Остановимся лишь на некоторых интересных пунктах, которые, на наш взгляд, могли бы быть либо сокращены, либо вовсе исключены из бюджета.
Например, департамент финансов ежегодно тратит около 3,5 миллионов рублей на обновление своей материальной базы: столов, стульев, жалюзи и компьютеров. Это было бы оправданно, если б обновление происходило не каждый год, а хотя бы раз в пять лет. Однако в этом году была заложена примерно та же сумма. Безусловно, изношенная мебель требует замены, но стоит ли тратить такие средства на покупку удобных кресел для чиновников, когда в некоторых школах до сих пор стоят парты со времен перестройки? Может быть, стоит начать с обновления оборудования в школах, а затем уже закупать новые кресла для чиновников?
Или вот – 1,5 миллиона рублей на членские взносы в различные организации, такие как «Совет муниципальных образований Самарской области» и «Ассоциация городов Поволжья». Тольятти точно нужно членство в этих организациях?
И еще. Зачем так срочно закупать пять легковых автомобилей LADA Granta, грузовой автомобиль ГАЗ А21R32 и пассажирский автобус ГАЗель Next. Отсутствие этих расходов могло бы привести к экономии 15,2 миллиона рублей.
В автопарке администрации в настоящее время находится четыре автомобиля различных иностранных производителей, которые продаются, но общая сумма выручки за них крайне мала. А нельзя ли рассмотреть возможность использования уже имеющихся в автопарке машин или передачи их на нужды СВО, если не хочется нарушать тенденцию к использованию исключительно отечественных автомобилей чиновниками?
Расходы управления туризма (без учета заработной платы и начисления налогов) насчитывают 8,6 млн рублей. Однако, судя по комментариям тольяттинцев в социальных сетях и отдельным высказываниям депутатов, ни жители города, ни депутаты так и не поняли, зачем нужно данное подразделение администрации и какую пользу оно приносит. Знаковые мероприятия проходили и будут проходить без этого управления. Возможно, управление туризма – это просто дань моде: в области есть свое министерство, ну а у нас – управление.
Потом, почти 4 миллиона рублей из всех расходов управления туризма будет направлено на проведение фестиваля «Рыба моя». Это, безусловно, очень важное событие в жизни города, однако в текущей экономической и политической ситуации подобные траты кажутся чрезмерными. Разве не так?
Ольга СОТНИКОВА
P.S. В прошлом году тольяттинские депутаты продемонстрировали впечатляющую скорость в работе по принятию бюджета. Они обсудили и приняли документ, предусматривающий миллиардные расходы, всего за неделю.
Что же стало причиной такой спешки? Возможно, их настоятельно об этом просили бывший глава города Николай Ренц и экс-губернатор Дмитрий Азаров (оба ушли в отставку). А может быть, депутаты просто не до конца понимали суть вопроса?
Однако факт остается фактом: в этом году депутаты планируют провести второе чтение бюджета уже в декабре. Это означает, что тольяттинские депутаты, видимо, решили дать себе достаточно времени для того, чтобы провести скрытые торги с администрацией, а также обсудить приоритеты и суммы расходов.