ЖКХ: живи как хочешь
Из-за высокого давления в системе водоснабжения жители центральной части Комсомольского района переплачивают ресурсникам. Тольяттинец пытается через суд защитить жителей от переплат, заставив поставщиков услуг установить на сети регуляторы давления, и готов дойти с иском до Верховного суда. Ведь, по самым скромным подсчетам, жители с момента установления индивидуальных приборов учета уже переплатили десятки миллионов рублей. Ресурсников при этом, кажется, всё устраивает. Еще бы – разве пчелы пойдут против меда! Тольяттинские судьи тоже, похоже, считают, что так и должно быть…
В редакцию «Тольяттинского навигатора» обратился житель Комсомольского района Александр Засс. Он является старшим по дому и, как выяснилось из разговора с ним, большой специалист в сфере ЖКХ, поскольку работал до выхода на заслуженный отдых и в Водоканале (ныне ООО «Волжские коммунальные системы»), и в управляющей компании. Словом, знает коммунальную кухню, как говорится, изнутри. Знания уже помогли ему выбить из бывшей управляющей компании более 700 тысяч рублей – перерасчет за отопление и другие излишне начисленные коммунальные услуги. На эти деньги старший по дому привел в порядок свою 5-этажку 1973 года постройки, и теперь на нее хоть вешай табличку «Дом образцового содержания». И вот Александр Григорьевич замахнулся на большее: он считает, что ресурсоснабжающая организация ПАО «Т Плюс», в том числе обеспечивающая тольяттинцев горячей водой, оказывает услуги ненадлежащего качества.
ПОД ГОРКУ
Водоснабжение центральной части Комсомольского района производится самотеком с водозабора «Прибрежный». При таком способе поставки воды давление в точке приема соответствует перепаду высот от точки поставщика (выход трубы с водозабора «Прибрежный») до точки потребителя (Центральный тепловой пункт – ЦТП-2, ул. Чайкиной, 77). А этот перепад превышает 90 метров водяного столба, то есть давление воды на входе в дома центральной части Комсомольска составляет более 9 атм. А должно быть, согласно Постановлению № 354, не более 4,5 атм. То есть выше ровно в два раза!
Санитарные нормы и правила (СНиП) по воде и Постановление № 354 определяют необходимое и предельное давление в системе холодного водоснабжения (свободный напор) для потребителей в размере 6,0 атм, в системе горячего – 4,5 атм. При этом Постановление № 354 не допускает превышение разрешенного давления по каждому виду услуги более чем на 25%, признавая такую услугу – некачественной, а значит, не подлежащей оплате потребителем.
НУЖНЫ РЕГУЛЯТОРЫ
Для решения проблемы необходима установка регуляторов давления. В системе холодного водоснабжения их установка желательна на каждом конкретном доме с регулировкой под этажность. А вот в системе горячей воды это можно сделать только на центральных тепловых пунктах, так как система двухтрубная (прямая и обратная).
В начале «нулевых» УК № 4 и Водоканал занимались изучением данной проблемы и пытались привести водоснабжение к требованиям СНиП: на внутридомовых сетях жилых домов по ул. Ярославской, 33 и 37, и по улице Л. Чайкиной, 89 и 91, были установлены регуляторы давления. Аналитика полученных результатов показала, что каждый житель домов при повышенном давлении тратил на 17 литров в день больше, чем при нормальном давлении. А что такое 17 литров в день? Это по полкуба горячей воды на каждого жителя в месяц! А если семья большая? Правда, в то время еще не было индивидуальных приборов учета, и жители пользовались водой без ограничений.
– В то время я работал в Водоканале и делал расчеты на регуляторы давления всех домов до 9-ти этажей центральной части Комсомольска, – рассказывает Александр Засс. – Водоканал закупил 20 регуляторов давления, врезать их в сети домов собиралось МП г. Тольятти «УК № 4». Но установить не получилось, отчасти, на мой взгляд, из-за разгильдяйства в мэрии города: департамент городского хозяйства не подал заявку на выделение бюджетных средств. В общем, город денег не дал.
В центральной части Комсомольского района в основном стоят 5- и 9-этажки. И им совсем не нужно давление в 9 атм! Завышенное в два раза давление увеличивает число аварий на внутренних сетях дома, особенно внутри квартиры. В судах неоднократно рассматривались жалобы на затопление при порывах шлангов к туалетному бачку или стиральной машине, разгерметизации сантехприборов. А также, как уже говорилось выше, высокое давление приводит к дополнительным потерям воды для пользователей.
Проблема обострилась в 2009 году: после пуска в работу нового водовода Ду-1000 мм. Его пропускная способность позволяла компенсировать мгновенные расходы воды жителями, в связи с этим давление во входной камере района поднялось с 4,8 – 4,9 атм до максимально разрешенных – 6,0. В это время руководство МП г. Тольятти «Управляющая компания №4» вновь обращается к руководству департамента городского хозяйства с просьбой снижения давления как в системе холодного, так и в системе горячего водоснабжения. Вновь горхоз просит МУП «ПОКХ» заняться данной проблемой. Но «воз и ныне там».
Преемник МП «Водоканал» – ООО «ВоКС» продолжало изучать данную проблему. По неподтвержденной информации, ими было закуплено три регулятора давления для установки на магистральных водоводах района в 2024 году. Именно поэтому Александр Засс имеет претензии пока только по системе ГВС. Но говорит, что, скорее всего, установка регуляторов в 2024 году выполняться не будет.
«НОРМАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»
После того как в сентябре 2020 года жителей перевели на прямые договоры с ресурсниками, Александр Засс обратился к руководству ПАО «Т Плюс» с претензией на то, что они нарушают требования по качеству поставляемой услуги. Приложения № 1 п. 7 Постановления № 354. И предложил заместителю директора по продажам г-н Рябову хотя бы не начислять жителям плату за общедомовые нужды до установки регуляторов давления «ВоКСом».
В письменном ответе мне было сказано: ПАО «Т Плюс» работает водой, которую ему поставляет ООО «ВоКС». То есть давление воды после нагрева в теплообменнике соответствует давлению холодной воды, поданной ООО «ВоКС» с водозабора, и к нарушению в поставке горячей воды «Т Плюс» отношения не имеет.
ФУТБОЛ. ЧИНОВНИЧИЙ
Итак, факт нарушения российского законодательства монополистом налицо. ПАО «Т Плюс» – это единая теплоснабжающая организация в Тольятти. Факт выявлен, зарегистрирован. У Александра Григорьевича имеются и фото, и видео манометров, сделанные в присутствии представителей управляющей компании.
Для начала Засс обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС). Предъявил доказательства нарушения качества предоставляемой услуги, отмеченные в Постановлении № 354, пояснения по схеме водоснабжения района. Всё это УФАС проигнорировало и, ссылаясь на свой профиль работы, перенаправило документы в ГЖИ Самарской области. Нарушение законодательства монополистом УФАС, похоже, не заинтересовало.
А дальше еще интереснее.
ГЖИ, ознакомившись с обращением, начинает репрессивные действия в отношении управляющей компании, вынося ей предупреждение. И это при условии, что им известно: жители переведены на прямые договоры с ПАО «Т Плюс» и за качество услуги полностью отвечает поставщик. «Ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять предоставление коммунальной услуги потребителю в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации», – говорится в договоре на оказание коммунальной услуги горячего водоснабжения.
– Моя попытка разъяснить принцип и схему горячего водоснабжения представителю ГЖИ привела к повторным претензиям в адрес управляющей компании со стороны ГЖИ, требованиям наведения порядка с установкой регулятора давления, – рассказывает Александр Григорьевич. – На занятиях председателей советов домов, организованных в администрации Комсомольского района, при встрече с представителем ГЖИ, пытаюсь им объяснить действие законов гидравлики на примере сообщающихся сосудов и рассказываю, почему давление по воде у нас высокое. После этого получаю информацию от ГЖИ, что они проблемой давления во внешних сетях не занимаются.
Значит, «не занимаются»… Хотя в разделе «Предметы ведения и полномочия жилищной инспекции» Положения о ГЖИ говорится, что жилинспекция осуществляет контроль за: соблюдением нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами; …договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг; …соблюдением требований к предъявлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
КОЛОССАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ!
И кто же будет решать проблему нормализации давления в системе водоснабжения центральной части Комсомольского района? Кто прекратит обманывать жителей нарушением качества услуги горячего водоснабжения за счет значительного превышения давления? Бюджетные организации (УФАС, ГЖИ), созданные в области для решения проблем в том числе пользователей коммунальных услуг, похоже, не могут или не хотят конфликтовать с ПАО «Т Плюс».
– Наши смесители в ванной или на кухне, диаметром полдюйма, имеют пропускную способность при давлении в 4,5 атм – 0,84 л/сек, при 6,0 атм – 0,975 л/сек, при 9,0 атм – 1,19 л/сек, – объясняет Александр Григорьевич. То есть разница до 350 граммов в секунду! Это колоссальные потери! Даже если вы не на всю мощь открываете кран, то потери из-за высокого давления всё равно будут – в момент регулировки объема потребления или температуры. И чем больше давление, тем больше ваши потери.
В течение суток мы неоднократно пользуемся кранами и, естественно, оплачиваем ресурсникам вынужденные, из-за превышения давления, неоправданные потери.
– Жители Климовска, замерзавшие прошлой зимой из-за некачественной услуги по отоплению, решением Правительства области освобождены от ее оплаты. Интересно, Самарское правительство вправе принять подобное решение по некачественной поставке воды? – таким вопросом задается Засс.
НИ СУДА, НИ ДЕЛА
В поисках правды старший по дому пошел в суд. Он обратился в 108 участок мирового суда Комсомольского района. Судье были представлены фотографии манометров входа и выхода горячей воды в дом, акты фиксации давления, составленные совместно с представителями УК и жителями дома.
Но чем мировой судья хуже представителя УФАС или ГЖИ?! Он тоже отказал в признании данных о нарушении и, соответственно, в исковом заявлении. Та же ситуация возникла и при обращении в Комсомольский районный суд.
– Суды признают реальным, что в системе горячего водоснабжения в какой-либо квартире дома при входном давлении 9,4 атм и 9,1 атм на выходе может быть давление, равное требуемому, то есть 4,5 атм. Другими словами, судьи, получается, соглашаются с утверждением, что в закипевшем чайнике может быть место, где температура воды около 80 градусов! – удивляется Александр Григорьевич.
Апелляция в Комсомольском районном суде показала «высокое знание» законов физики и гидравлики. А иначе почему специалисты суда проигнорировали предложения получить информацию от незаинтересованных в этом деле специалистов кафедры «Водоснабжение и водоотведение» Самарского госуниверситета?
При этом Александр Засс не теряет надежды и готов дойти до Верховного суда. Он заявляет, что решение кассации ему наперед известно, но собрать полный пакет документов для Верховного суда просто необходимо.
Слушал и записывал Игорь МУХИН