Вы сейчас просматриваете Говорите, машины дорогие? Так будут ещё дороже!

Говорите, машины дорогие? Так будут ещё дороже!

  • Автор записи:

Роскошь передвижения

Россиян может ждать очередное повышение цен на автомобили. С 1 апреля 2024 года вступает в силу новая схема ввоза автомобилей в РФ через страны ЕАЭС (Евразийский экономический союз). И если раньше можно было растаможить авто в стране ЕАЭС с более выгодными условиями, то теперь «упущенная выгода» будет закладываться в утилизационный сбор уже в самой России. Проще говоря – заказать себе авто по выгодной цене через страны ЕАЭС с более лояльными пошлинами уже не получится. Напомним, в Евразийский экономический союз входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.

Автомобиль в России продолжает дорожать, всё увереннее переходя в категорию «роскошь». Это началось еще до СВО, но именно после объявления специальной военной операции цены пошли в отрыв: именитые бренды покинули российский авторынок, нарушились логистические цепочки, и заводы лишились многих импортных западных деталей. Всё это, несомненно, «ударило» по ценам на автомобили еще сильнее. Но могут ли быть все эти проблемы единственными причинами удорожания автомобильной продукции в стране? Давайте разбираться.

Безальтернативно

Вы не поверите, но в прошлом году среди лидеров направлений ввоза новых автомобилей в Россию оказалась Киргизия. При том, что никаких заводов по изготовлению авто там нет. Всё дело в более мягких условиях растаможки машин на границе. А так как Киргизия входит в ЕАЭС, то далее все эти автомобили спокойно ввозились в РФ: по данным «АВТОСТАТа», только в декабре 2023 года из страны было ввезено к нам 13,6 тысячи машин.

Выгода таких «маневров» вполне неплохая: в Киргизии при ввозе новой машины стоимостью 50 тысяч евро с бензиновым двигателем объемом 3 л и мощностью 250 «лошадей» покупатель платит пошлину в 15% и НДС в 12%: всего около 1,4 млн рублей по текущему курсу. А вот чтобы ввести такое же авто в Россию, надо отдать примерно 2,3 млн рублей и дополнительно 900 тысяч рублей за утильсбор.

Разница ощутима. В итоге у частников и специализирующихся на перегоне компаний можно было заказать автомобиль на более выгодных условиях, чем предлагает вторичный, а иногда даже рынок новых авто. Выгодно – необязательно дешевле. Авто может быть за те же деньги, но в лучшем состоянии и комплектации.

В общем, спрос на авто из-за границы уже который год высок. И, конечно, такой расклад совсем не устраивает официальных дилеров, которые проигрывают конкуренцию и вынуждены сдерживать цены. Теперь им этого делать не нужно.

«Это наша корова, и мы её доим»

Как известно, конкуренция – это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. При здоровой конкуренции в конечном итоге в выигрыше конечный потребитель. Так и с автомобильным рынком в России, где частный ввоз авто из-за границы хоть как-то удерживает безмерные аппетиты официальных дилеров. Да, ввозятся обычно не новые авто. Да, без гарантии. Но выгода позволяла закрывать глаза на все недостатки.

А вот кто никак не мог «закрыть глаза» на конкурента, так это официальные продавцы в РФ. Примечательно, что лоббисты очередных запретов даже не скрывают того факта, что аналоговые каналы ввоза авто мешают их автобизнесу. «Мы инвестируем деньги в бизнес, в гарантию, в людей, в сервис. И это действительно большие инвестиции. А если люди привезли 10 машин, поставили на открытую парковку и продают, сидя дома на диване, то это не автомобильный бизнес. Они нам мешают делать инвестиции в наш бизнес. С таким трендом через некоторое время будет накладно даже предлагать бесплатный кофе клиентам, понимаете? – говорил глава «Автодома» Андрей Ольховский, который выкупил бывший завод Mercedes.

Понимаете, да? Еще чуть-чуть, и при покупке авто по завышенной цене вам даже не предложат бесплатный кофе…

Конкуренты не нужны

Это не первая попытка пресечь альтернативный ввоз автомобилей в страну. «Душат» частников планомерно и не первый год. К примеру, как известно, для физлиц ставка утильсбора на сотни тысяч рублей ниже, чем для юрлиц. Но с 1 августа 2023 года была введена норма, что ввезенный по ставке для физлица автомобиль должен быть зарегистрирован на того же человека еще целый год с даты ввоза. А вот пошлины и налоги должны быть уплачены по единым ставкам до 29 октября 2023 года. Сколько было гневных комментариев в официальных сетях Минпромторга – не счесть.

Законы, правила и условия меняются постоянно. И всё ради отсечения любых конкурентов внутреннего рынка, буквально вынуждая людей покупать машины по завышенным ценам у обнаглевших дилеров. Тех самых, что ранее «впаривали» людям коврики за 50 тысяч рублей, антикор дна авто за ценник, превышающий реальный от 2 до 5 раз, и др.

Пресловутый утилизационный сбор – не что иное, как помощь государства отечественным производителям. Секрета из этого никто не делает. Причем, по мнению экспертов автомобильной сферы, – это нормальная мировая практика.

До 2012 года, когда Россия вступила в ВТО, такой поддержкой были «заградительные» ввозные пошлины: 30% на новые машины. В течение шести лет их снизили до 15% – согласно требованиям ВТО. Но ввели утильсбор – чтобы компенсировать это снижение. Заводам, обеспечившим высокую степень локализации, государство покрывает утильсбор промышленными субсидиями. Таким образом «Лады», «УАЗы» и «ГАЗели» сохраняют рыночное преимущество более низкой цены.

Другой вопрос – как этим распоряжаются отечественные автопроизводители?

Дорого, но дешевле!

Совсем недавно АВТОВАЗ опубликовал цены на свою новую версию Lada Vesta SW Cross с вариатором. Новый автомобиль, согласно официальным источникам, обойдется от 1 940 900 рублей. При этом ВАЗ не забыл «поиграть» в маркетинг, опубликовав табличку с ближайшими конкурентами своей новой модели. Так, против Lada Vesta SW Cross в 1 940 900 рублей завод поставил Geely Coolray за 2 291 000 рублей, Chery Tiggo 4 Pro за 2 220 000 рублей и Haval Jolion за 2 299 000 рублей. Грубо говоря, разница с ближайшими конкурентами составляет от 279 до 358 тысяч рублей…

Да, у «Весты» больше дорожный просвет, больше объем багажника, и ТО требуется не так что. Но всё же надо обратить внимание, что речь идет не о машине за условный 1 млн. Цена новой «Весты» на КИТАЙСКОМ вариаторе начинается практически с отметки в 2 млн рублей! И разница в 300 тысяч с ближайшими конкурентами на фоне общей цены в 2 млн рублей выглядит не такой уж существенной. Нет, вы только представьте, заградительные пошлины для отечественных заводов, огромные бюджетные инвестиции в завод, относительно дешевая рабочая сила и… разница с ближайшим конкурентом менее 15%!

Мысли потенциальных покупателей, увидевших это сравнение, были точно и почти единогласно озвучены в комментариях к этой новости – лучше немного добавить и взять «китайца», который выглядит гораздо интереснее.

В общем, нам кажется, АВТОВАЗ проиграл маркетинговые игры.

«Москвич» с раскосыми глазами

Про АВТОВАЗ сказали. Что там еще предлагают покупать у нас?

Несколько лет назад был возрожден автомобильный завод «Москвич». Легендарный бренд снова ожил и пустил «свою» продукции на авторынок страны. «Стремление искать инновационные решения, создавать прорывные для своего времени автомобили и совершенствовать технологии производства остается неизменной ценностью для бренда», – гордо сообщает нам официальный сайт московского завода. А что по факту?

«Возрождение» завода ограничилось договором с китайским брендом и сборкой на заводе китайских машин. Только вместо шильдика JAC (оригинальная модель) лепят «Москвич». Вот такие инновационные решения и очередные прорывы. Правда, цену не стали копировать у китайцев и смело прибавили к ней 100%. Да-да, лежащий в основе «Москвича 3» кроссовер JAC Sehol X4 в Китае в 2023 году стоил гораздо дешевле – от 89 тысяч 800 до 118 тысяч 800 юаней (980 – 1 миллион 300 тысяч рублей). А вот за «обрусевший» JAC в России на старте продаж просили от 1,97 млн рублей. А что самое обидное, так это стоимость таких вот «инновационных решений» – для запуска завода потребовалось соглашение о сотрудничестве между правительством Москвы и «КАМАЗом». Согласно этому соглашению, было предусмотрено вложений в Московский автомобильный завод «Москвич» 5 млрд рублей. 5 млрд рублей ради чего? Услуги сборки китайского авто и его продажи «втридорога»?

Русская земля славится дураками. Но даже на эту аферу много не нашлось. В начале 2024 года «Москвич» отчитался о многомиллиардных долгах: суммарный долг вырос до 42,6 млрд рублей. Для плюсовых показаний заводу требовалось в 2023 году продать не менее 40 тысяч автомобилей, тогда как в реальности вышло продать менее 15 тысяч. И это при том, что китайский «Москвич» настойчиво «пихали» по госконторам.

Следом за этой новостью последовал «аттракцион невиданной щедрости»: завод «Москвич» объявил о сокращении стоимости своих автомобилей. Так, с 7 марта цена на «Москвич 3» в комплектациях «Стандарт» и «Стандарт плюс» уменьшилась на 630 000₽, а версия «Комфорт» подешевела на 712 000₽.

Так и хочется язвительно спросить: «Ой, а что случилось?» Не оценил «русский Иван» лже-«Москвич» за двойной ценник? А что дальше? Деньги-то вложены, причем деньги бюджетные. Банкротство, золотые парашюты топ-менеджерам или дотационная игла с выкачкой еще больших бюджетных сумм?

Какой бы итог ни был, крайним будет рядовой россиянин.

Гонка жадности

И что мы имеем по итогу? С одной стороны, пачку китайских марок с ценником, в который вложен утилизационный сбор для защиты и поддержки наших производителей. С другой – отечественный производитель, чей ценник со всей дотационной помощью государства и заградительными пошлинами почти догнал вышеупомянутых «китайцев». И где-то в сторонке лже-«Москвич» с двойной ценой. М-да… имеем точно не мы.

И вот ради этого правительство старательно «душит» частный ввоз авто?! Скоро ввезти из-за границы приемлемый вариант станет невыгодно. Чем непременно воспользуются все «официальные» участники рынка. Как, к примеру, АВТОВАЗ, поднимающий цены на свою продукцию по пять раз за год. Ну а что? Всё еще дешевле остальных! Ценник, правда, запредельный… но дешевле же.

Вы думаете, это всё? А вот нет.

На днях глава Волжского автозавода Максим Соколов призвал что-то сделать с экспансией китайских автомобилей. По его словам, принятые для защиты российских автопроизводителей меры правительства недостаточны, необходимо в срочном порядке делать что-то еще, потому что россияне вместо вазовских авто почему-то берут «китайцев».

Только представьте, на вашей стороне государство с дотациями и заградительными пошлинами вашего бизнеса. А вы всё равно не можете конкурировать с иностранными автомобилями! Что это? Профнепригодность, расточительство, откровенная коррупция? К сожалению, мало шансов узнать правду. Знаем мы только то, что при успешном лоббировании поднятия утилизационного сбора цены на ввозимые авто снова взлетят. За ними взлетят цены на отечественные машины, а там и б\у рынок подтянется. Видели, знаем.

Итог «политики жадности» заметен уже сейчас. Средний возраст авто в России вырос, по данным «АВТОСТАТа», в 2023 году он составил 14,7 года. Из всех авто 24% старше 20 лет! Антирекордами хвастаются и банки: в 2023 году россияне оформили 932,1 тыс. автокредитов на сумму в 1,3 трлн рублей, что на 70% больше, чем годом ранее. А всё потому, что среднестатистическому жителю нашей страны накопить самому уже нереально.

Вот так и получается. Дотации льются, кредиты берутся, и золотые парашюты шьются. Все в плюсе! Кроме простых россиян.

Изучал ситуацию на авторынке

Александр ОСИПОВ