Вы сейчас просматриваете Чем недовольны работники автогиганта. Часть III

Чем недовольны работники автогиганта. Часть III

  • Автор записи:

Эмоциональный срез

В социальных сетях мы часто встречаем недовольные комментарии работников завода в отношении своего работодателя. Зачастую они носят общий характер, неаргументированный, без конкретики. Что это, крик души или злостные наветы?

Мы продолжаем публиковать претензии рабочих, из которых вам станет понятно такое нелестное отношение рабочих к своему предприятию.

Кто как работает

В рабочем коллективе всё и все на виду. Каждый видит и знает, кто как работает: кто добросовестно выполняет обязанности, кто отлынивает, кто допускает брак. А также кто исправляет тот самый брак, кто помогает отстающим советом, делом… Бригадная форма работы для того и существует, чтобы минимизировать личные качества отдельного рабочего и во главу угла поставить общие качества – бригадные. И для того чтобы каждый в отдельности не садился на шею другому, разработана система премирования и наказания. Сделал хорошо в срок – получи оклад и премию, сделал хуже и позже – премия будет меньше, а то и вовсе ее можешь не увидеть. Всё зависит от качества твоего труда. Но это в идеале.

Кто как получает

В трудовом законодательстве Российской Федерации четко прописано, что каждый должен получать одинаковую оплату за труд равной ценности. Но это не так на автогиганте. Почему?

Всё дело в Положении об оплате, принятом на заводе. При детальном изучении выясняется, что при присвоении оклада еще приписывают некий подоклад – ГРЕЙД. По каждой специальности и по каждому разряду имеется три ступени размера оплаты. Подняться на ступень выше будет позволено, только если: 1) у работодателя есть финансовая возможность; 2) если делаешь работу более высокой квалификации; 3) если внедряешь новации; 4) если обучаешь других.

Есть и еще ряд требований общего характера: выполняешь норму, убираешь рабочее место, не нарушаешь внутренние Положения. Каждое требование имеет свой вес в баллах, и только набрав более 80 баллов из 100 возможных, ты вправе претендовать – не требовать! – на повышение оклада. Только загвоздка в том, что проверить, имеется ли финансовая возможность повышения оклада, рабочий не может, а выполнить требование по внедрению улучшений без доброй воли и желания мастера чисто юридически нельзя. Требование же по выполнению работы более высокой квалификации в рамках своей профессии без дополнительной оплаты вовсе противоречит законодательству.

Марина (маляр 5-го разряда): Отказали в повышении оклада на основании того, что я не выполняла работу более высокой квалификации. В нашей бригаде 5-й разряд, по которому я трудоустроена, является наивысшим, и работа, которую я выполняю, и так является самой сложной в бригаде.

Михаил (грузчик 3-го разряда): Отказали в связи с тем, что не были внедрены улучшения. За полгода я предложил десяток улучшений, но в связи с тем, что мастер уже самим фактом требования повышения оклада был настроен против, отказался их оформлять и внедрять, а по Положению, одним из соавтором должен быть непосредственный руководитель (инженер), который и берет на себя всё оформление.

Светлана (водитель погрузчика 4-го разряда): В течение последних двух лет к нам в бригаду не был принят ни один работник, обучать просто некого.

Александр (электромонтер 4-го разряда): Отказался выполнять работу, которая не входит в мои обязанности, объяснил мастеру, что у меня нет допуска на эти работы, нет специализированных знаний. В очередной раз при вопросе о повышении оклада мне это припомнили.

Подытожу: работники, погрузившиеся в изучение Положения и попытавшиеся добиться повышения оклада, безупречно выполняли все условия Положения, но сталкивались с тем, что это нереально без заинтересованности и желания работодателя. Прописанные требования просто невыполнимы или противоречат действующему законодательству, требованиям техники безопасности и т.д.

Пряник превратился в кнут

Таким образом, приходится констатировать, что на автозаводе решили заставить сотрудников работать лучше и больше при помощи Положения об оплате, превратив его из пряника в кнут. Придумка, конечно, не уникальная, а позаимствованная у западных компаний. А реализована, как всегда, очень странно.

Все работники, столкнувшиеся с отказом повысить разряд, говорят о том, что их коллеги, которым оклад был повышен, не были ни разу замечены в том, что требуют с них, что прослеживается одна тенденция: лояльность к работодателю, беспрекословное выполнение поручений, зачастую не входящих  в твои трудовые обязанности, и обязательное условие – членство в карманном профсоюзе АСМ, – вот действительные причины повышения оклада.

Пряник, которым работник должен стимулироваться к саморазвитию и профессиональному росту, стал кнутом для несогласных. Складывается впечатление, что изначально так и задумывалось.

Ринат ТАКТАРОВ

Комментарий

Григорий Басистый, председатель профсоюза «МОЛОТ»:

– Уже довольно давно нам в голову вдалбливают, что размер своей зарплаты нельзя никому говорить. Что это коммерческая тайна, что это твои персональные данные, и много чего еще мы слышим от руководителей и начальников. С какой целью это делается? Всё очень просто, разделяй и властвуй. Если рабочие не доверяют друг другу, скрывают друг от друга уровень дохода, то у работодателя появляется возможность платить одному – или даже большинству – меньше остальных. Когда появится необходимость, нанять работника и назначить ему зарплату больше, чем другому, только потому, что сегодня есть такая необходимость, а завтра – уволить в отсутствии необходимости.

Работнику, который честно зарабатывает свой хлеб, скрывать нечего. Когда каждый видит: поощрение заслуженно, а наказание справедливо, появляется чувство уверенности. Но работодателю это не нужно!

Бороться с таким отношением работодателя к рабочим можно и нужно. Сделать это можно только сообща – объединяясь на уровне бригады, цеха, завода, создавая свои независимые профсоюзы, выдвигая требования по изменению правил оплаты труда.