Вы сейчас просматриваете Перестарались с молитвами?

Перестарались с молитвами?

  • Автор записи:

Инвестор и пожар

На думской комиссии по контролю и общественной безопасности депутаты обсудили ситуацию на сгоревшем заводе «Феррони». Точнее, попытались обсудить, поскольку информации из первых рук им никто не предоставил: представители завода на заседание не пришли, хотя и были приглашены.

Напомним, 13 мая на заводе по производству дверей «Феррони» случился крупный пожар, полностью сгорел покрасочный участок, с которого всё и началось. Всего выгорело 20 тыс. кв. метров, на 5 тыс. произошло обрушение кровли. После того как пожар был потушен, стало понятно: восстановить производство в ближайшее время не получится. Но во избежание паники и социальной катастрофы руководство «Феррони» и власти регионального уровня поспешили успокоить людей: завод постараемся восстановить, людей на улицу не выгоним. С того времени прошло чуть больше месяца, и ситуация складывается не так, как было обещано.

Группа компаний «Феррони» состоит из головной компании, находится в Краснодаре, и производственных активов – «Феррони Тольятти» и «Феррони Йошкар-Ола». Холдинг специализируется на производстве дверей. Общие производственные мощности группы составляют 3 млн дверей, львиная доля которых приходилась на Тольятти – 1,8 млн дверей. До пожара, само собой.

Совещания и обещания

Пожар в Тольятти стал ЧП федерального масштаба. Но для Тольятти и области самым важным стала не сгоревшая фабрика, а 2600 сотрудников, что разом оказались без работы. Чиновники от региона обещали, что они помогут руководству «Феррони» восстановить завод, например, налоговыми каникулами и льготными займами на покупку сгоревшего оборудования. Руководство завода обещало платить работникам по 18 тыс. рублей в месяц.

15 мая на официальном сайте правительства Самарской области появился пост-релиз о совещании региональной власти во главе с губернатором Дмитрием Азаровым. Из него следовало, что 1000 человек с пострадавшего «Феррони» предложат трудоустройство на АВТОВАЗе. Еще 1200 человек готов занять сам «Феррони», предложив им разбор сгоревших цехов и другие виды работы на уцелевших площадках фабрики. Остальным 400-м служба занятости предлагает более 11 000 вакансий в Тольятти.

В общем, картинка получалась достаточно позитивной. Но капитализм не был бы капитализмом, если в итоге ситуация не начала бы складываться совсем не в пользу рядового работника.

Пешком до завода

Как только большинство работников предприятия отправили на 2/3 от оклада, в социальных сетях города стали появляться анонимные сообщения. Из них можно было сделать вывод, что руководство пошло на курс сокращения работников. Причем пошли путем принуждения к увольнению, создавая очень тяжелые или невыгодные условия труда.

Началось всё с того, что на предприятие перестал ходить экспресс. ООО «Феррони Тольятти», между прочим, расположилось на территории бывшего завода «АвтоВАЗагрегат» – за Комсомольским районом, куда общественный транспорт не ходит. Как туда добираться, не имея своей машины, – руководство завода, похоже, не волновало. Если верить анонимным сообщениям в социальных сетях, то на этот вопрос работникам «большие начальники» отвечали в духе современного и беспощадного капитализма: «Погода хорошая, пешком дойдете, не будет ниоткуда транспорта. Но если надумаете увольняться, мы вас доставим».

В общем, если верить сообщениям соцсетей, то действия руководителей «Феррони Тольятти» не были похожи на то, что они планируют восстановить производство и сохранить трудовой коллектив. И уж точно это не похоже на слова губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, сказанные им 15 мая: «Наша задача – как можно быстрее восстановить производственный потенциал и рабочие места». Скорее, складывается ощущение, что компания собирается избавиться от работников максимально для себя безболезненным образом и уйти «в закат».

Разобраться в реальной обстановке на предприятии решили депутаты фракции КПРФ, инициировав вопрос «О перспективах деятельности предприятия ООО «Феррони Тольятти». На комиссию по контролю и общественной безопасности 6 июня был приглашен представитель «Феррони». Дума даже получила подтверждение, что он придет. Но, увы, никто от компании в думу не явился.

ЖДИТЕ ОТВЕТА

«Защищать» «Феррони» принялась администрация города. Григорий Гильгулин, заместитель главы городского округа по финансам, экономике и развитию, сообщил, что вот-вот на днях у них будет результат расследования. И тогда компания пойдет с ним к страховщикам, начнет выплачивать деньги рабочим и восстанавливать производство.

Ольга Сотникова, руководитель фракции КПРФ в городском парламенте, предложила Гильгулину быть готовыми к худшему, а именно к тому, что в Тольятти может оказаться больше тысячи человек без работы. На что Гильгулин ответил, что число вакансий в городе явно превышает официальное  число безработных. Когда Сотникова выразила опасения насчет возможной социальной напряженности в городе, Гильгулин ее успокоил, мол, вот-вот «Феррони» восстановит производство. «И даже кредиты им все перекредитуют».

Однако, насколько известно «ТН», бывшие работники «Феррони» не все пожелали выполнять требование руководства – сидеть на проходной по 12 часов или разбирать завалы на пожарище – и написали заявление на увольнение. И на день рассмотрения ситуации по сгоревшему заводу количество уволившихся уже превышало 10% всего коллектива.

С кредитами тоже непросто. Сотникова, сославшись на информацию «Самарского обозрения», сообщила, что у компании кредитов более чем на 1 млрд рублей, потому банки не спешат их перекредитовывать.

Закончилась комиссия формированием ряда вопросов, которые депутаты решили направить на «Феррони» для получения ответов. Посчитают ли нужным руководители завода рассказать о ситуации из первых уст, неизвестно.

СЛУЧАЙНЫ ЛИ СЛУЧАЙНОСТИ?

Через несколько дней после заседания комиссии в соцсетях пользователи стали распространять приказы руководства «Феррони», согласно которым работники поставлены перед выбором: ехать на работу в Йошкар-Олу или уволиться. Тольяттинцы писали, что ультиматум не соответствует тому, что обещали чиновники всех уровней, вплоть до губернатора Дмитрия Азарова.

Фабрика дверей пришла в Тольятти в 2021 году и активно искала сотрудников. Приглашали работать на «Феррони» с билбордов и городских автобусов вплоть до майского пожара –  текучка на предприятии была, несмотря на достаточно высокие, по тольяттинским меркам, зарплаты. А после пожара СМИ «накопали» о том, что и до ЧП у компании дела шли не так хорошо, как казалось со стороны.

2022 год для группы компаний стал не очень удачным. Прибыль компании упала на 88%. Как объясняло руководство – из-за санкций. На этом фоне первые лица «Феррони» даже обратились к федеральному министру промышленности и торговли Денису Мантурову. В письме они сообщили, что взяли в лизинг европейское оборудование, которое из-за санкций невозможно использовать. Производители дверей заявляли, что они бы желали перейти на китайское оборудование, но для этого нужны и время, и деньги. А в случае если выплаты за европейское оборудование, которое практически превратилось в «тыкву, не приостановят, переход на китайское оборудование станет невозможным.

…Оборудование в лизинг не дают без страхования. В общем, после пожара пользователи интернета стали задавать вопросы: а была ли это случайность? и не в этом ли цехе, что сгорел, было то самое лизинговое европейское оборудование?

Стоит напомнить, что причиной пожара стало нарушение технологического процесса. Мало того, причастные к тушению пожара рассказывали, что локальные гидранты оказались без воды, а огнетушители в цехе – полупустыми.

Мы ни на что не намекаем. Просто перечисляем факты.

Без фабрики и без школы?

В ходе разбора ситуации на думской комиссии 6 июня Ольга Сотникова задала вопрос относительно инвестиционного проекта «Феррони». Того самого, под «соусом» которого в декабре 2022 года в 11а квартале было изменено зонирование земельного участка.

По просьбе «Феррони» единственный земельный участок с зоной Ж-6, позволяющий строить только школы и детские сады, был изменен на зону для застройки жилых домов. Как пояснили чиновники администрации, руководство «Феррони» пожелало там устроить частную школу на 150 мест с жилой зоной для проживания педагогов, учеников и… их родителей. В общем, всё больше похоже на то, что рядом с лесом и Волгой планировался элитный жилой комплекс для проживания руководства группы компаний «Феррони». Вполне возможно – вместе со школой для их детей. А может, и без нее.

Есть подозрение, что на фоне последних событий у «Феррони» никакого инвестиционного проекта уже не будет. А самое главное – маловероятно, что город переведет эту землю обратно в зону Ж-6 для школ и детских садов. Можно «поздравить» жителей 11а квартала с тем, что не увидеть им даже мифической частной школы, не говоря уже про муниципальную. А вот застройку жилыми домами они с большой долей вероятности увидят. Ну как же упустить столь лакомый кусочек земли в виде отличного местоположения у Волги?

Слова и реальность

Напоследок хотелось бы упомянуть об еще одном интересном факте: с момента пожара и до комиссии в думе (меньше месяца) у тольяттинской «Феррони» сменились аж два исполнительных директора. Согласитесь, подобные действия никак не похожи на действия компании, что твердо намерена возродить производство. А вот на действия компании, которая готовится «схлопнуться», – вполне. Примеров куча, даже в самом Тольятти.

…Еще до пожара на одном из заседаний Думы г.о. Тольятти была затронута тема компании «Феррони». Тогда глава администрации Николай Ренц среди прочего сказал, что на таких инвесторов, как «Феррони», Тольятти «нужно молиться». Видимо, этим он хотел сказать, что вклад компании в город не оценивается мирскими благодарностями.

Правда, с молитвами наши чиновники явно перестарались.

Если пожар и был случайностью, то действия «Феррони» в отношении своих сотрудников и города точно никак не подходят под определение компании, на которую стоит молиться.

Александр ОСИПОВ

Комментарий

Ольга Сотникова, руководитель фракции КПРФ в Думе г.о. Тольятти:

– Администрация Тольятти, парируя вопросы КПРФ о возможном «буме» безработицы, гордо заявляет, что вакансий в городе гораздо больше официального числа безработных. И каждый экс-сотрудник «Феррони» без работы не останется.

Но, во-первых, у нас на учете безработные стоят год, а потом благополучно с этого учета их снимают. Потому официальное число безработных не отражает их реальное количество.

Во-вторых, у нас, к примеру, сейчас острая нужда нянечек в детских садах города. Но на «Феррони» работали явно не те люди, которые смогут сменить суровое фабричное производство на работу с детьми. Да и заплаты там сильно отличаются. Предложений именно по специальности для сотрудников «Феррони» у нас не так много.