Вы сейчас просматриваете Почему строительные отходы оказываются в Волге?

Почему строительные отходы оказываются в Волге?

  • Автор записи:

Экология и мы

Когда мы писали в № 15 от 18 мая о депутатском расследовании руководителя фракции КПРФ Ольги Сотниковой относительно того, почему оказался сорван капремонт дороги по улице Никонова, обещали, что расскажем и о том, отчего строительные отходы оказываются в Волге, а не утилизируются, а также как появляются новые свалки и как тому потворствуют тольяттинские чиновники. Обещание сдержали – делимся с вами тем, что сами узнали.

МИНИМИЗИРОВАТЬ ВРЕД

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин нашей великой и могучей имеет право на благоприятную окружающую среду. В свою очередь и мы, граждане России, обязаны бережно относиться к природе и окружающей среде. Это прописные истины. А что в реальности? В тольяттинской реальности всё так и есть, правда, чаще лишь на бумаге.

В 1995 году в Тольятти был разработан важный документ под названием «Концепция экологической безопасности и устойчивого развития города». Из документа следует, что целью концепции является создание безопасной среды проживания для тольяттинцев, развитие города без вреда экологии, точнее, минимизация вреда природе при строительстве заводов и жилых зданий, новых дорог и ремонте старых магистралей. В концепции прописаны направления деятельности и конкретные мероприятия, реализация которых способствует улучшению экологии. Документ был рассмотрен в гордуме и поддержан муниципальными депутатами.

В рамках данной концепции и было создано ООО «Коттедж». Назначение предприятия – переработка строительных отходов: лома бетона, асфальта и др. Для производства учредитель и директор ООО «Коттедж» Виталий Панков выбрал территорию Левобережного завода железобетонных изделий (ЛЗЖБИ), тогда еще действующего предприятия. Закупил всё необходимое оборудование.

– Первое время после создания предприятия, – рассказывает Панков, – заказы были.  А потом, с принятием 44-го ФЗ (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». – Прим. авт.), заказы постепенно перестали поступать.

ОТХОДЫ – В ВОЛГУ

Предприятие по утилизации строительных отходов оказалось городу ненужным. Как, видимо, и экология. Поскольку в Волге стали обнаруживаться отходы бетонного лома и другой строительный мусор.

– Думаю, многие помнят историю, когда в реке оказался строительный хлам, оставшийся от ремонта дорог, – говорит Ольга Сотникова. – Было это в 2019-м – в этом же году стартовала «мусорная» реформа. СМИ города и федеральные издания указывали, что виновник свалки – сызранская компания ООО «Автодоринжиниринг», аффилированным лицом которой является г-н Серпер, бывший на тот момент депутат Госдумы.

Но компания, принадлежность которой СМИ приписывали депутату, осталась безнаказанной. Как выяснилось в суде, «Автодоринжиниринг» нанял субподрядчика на утилизацию строительных отходов, и потому компания, принадлежащая Софии Серпер и получившая денежные средства за исполнение муниципального контракта, в который входит в том числе и переработка отходов, вышла сухой из воды. Крайним оказался субподрядчик, который обанкротился после уплаты штрафа. А судебная тяжба по возврату средств в администрацию за невыполненные работы на 7,6 млн рублей – утилизации же строительного мусора не произошло, его просто-напросто свалили в Волгу – тянется по сей день…

Виталий Панков, к слову, одним из первых обнаружил отходы в Волге. Он написал заявление в полицию на заказчика ремонта дорог – городскую администрацию. Почему она заплатила деньги за ремонт дорог, включая утилизацию, а отходы оказались в Волге?

Городские СМИ писали: «Уголовное дело было возбуждено в отношении неустановленных лиц по ч. 4 ст. 159 УК РФ «по факту мошенничества денежных средств администрации Тольятти, совершенного в особо крупном размере». Сообщалось также, что специалисты Росрыболовства и Росприроднадзора по Самарской области установили: вследствие сваливания отходов в Волгу водному объекту причинен ущерб в размере более 22 млн руб., а водным биоресурсам – в размере свыше 65 тыс. рублей.

УГОЛОВНОГО ДЕЛА НЕТ

Но, по словам Виталия Павловича, всё выглядело несколько по-другому: «В возбуждении уголовного дела мне неоднократно отказывали, но я обращался в прокуратуру. Надзорный орган возбуждал дело и передавал его У МВД, а полиция вновь отказывала в возбуждении. Вот такой замкнутый круг!»

Затем дело оказалось в Следственном комитете, и дважды Панков получал отказ в возбуждении уголовного дела. А после того как Виталий Павлович снова обратился в прокуратуру, дело вернулось туда, куда в первый раз было подано заявление – в линейный отдел полиции Тольятти. Но Панков всё равно не сдавался. И дело отправили в область. Потом еще выше – в межрегиональный отдел. И в начале прошлого года (!) в Тольятти приехал следователь, всех опросил, в том числе Виталия Павловича. И с тех пор – тишина.

УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ ГОРОДУ НЕ НУЖНА?

Полагая, что ход делу так и не будет дан, Виталий Павлович обратился к уполномоченному представителю президента по правам предпринимателей – Харченко, когда тот вел прием в Тольятти. На связи был и областной прокурор Бережицкий.

– Прокурор и полпред меня выслушали, даже похвалили, – рассказывает Виталий Панков, – а потом дали поручение прокурору Исаеву, он на тот момент исполнял обязанности прокурора Тольятти, включить меня в качестве специалиста в комиссию по разбору содержания муниципальных контрактов, на предмет поиска строительных отходов.

– Комиссия созывалась? – спрашивает помощник депутата Федор Уланов.

– Созывалась, правда однажды, – говорит Панков. – Меня пригласили весьма недовольные моими похождениями в правоохранительные органы чиновники, мы поехали в компанию ООО «Рециклинг-групп» и увидели, что в данной компании идет переработка отходов, получаемых при строительстве и ремонте дорог. Вообще, в городе подобных производств порядка пяти. Но беда в том, что многие из них не владеют полным набором оборудования для переработки вторсырья. Часто попросту ставят дробилку в чистом поле, подключая ее к электрогенератору. А должен быть полный комплекс оборудования: для двойной переработки, просеивания и складирования, чтобы была возможность получить три фракции переработанного щебня и бетона, – всё по Госту. Я предлагал свои услуги администрации города, но в ответ услышал примерно следующее: переработанные отходы городу не нужны, поскольку на ремонт и строительство дорог нанимают по муниципальному контракту подрядчиков, а утилизация отходов – их задача.

Виталий Панков не согласен с чиновниками, которые говорят ему, что предметом муниципального контракта является ремонт дорог, а для утилизации отходов контракта нет. Ведь в контракте, например, на капремонт дороги на Никонова, указан перечень работ – начиная от разборки дорожного полотна и заканчивая нанесением разметки. И в соответствии с 44-м ФЗ заказчику, то есть горадминистрации, необходимо принять у подрядчика каждый вид работ, дать экспертную оценку и только после этого подписать и перечислить средства за выполненную работу.

По словам Панкова, у нас в Тольятти муниципальные контракты не отражают, что получено из утилизированных отходов, образованных при строительстве и ремонте дорог, какая фракция и в каком количестве. Вместо этого в департаменте дорожного хозяйства и транспорта требуют от подрядчиков справки, сообщающие о том, что отходы приняты и идет работа по их утилизации. А где на самом деле оказались отходы, как были утилизированы – свалены в Волгу или переработаны, – никому до этого нет дела.

– А ведь деньги на утилизацию заложены в стоимость муниципального контракта, – считает Ольга Сотникова.

КТО УХУДШАЕТ ЭКОЛОГИЮ?

– Учитывая мои настойчивые требования по переработке отходов, в администрации при составлении муниципального контракта стали снижать стоимость утилизации. Если в 2017 году переработка тонны отходов стоила 550 рублей, то в 2021 году – 85 рублей. Что можно сделать за эту стоимость?! – возмущается Панков. – В лучшем случае транспортировать на полигон. Или выбросить.

То есть получается, что своими действиями администрация города, департамент дорожного хозяйства и транспорта способствуют ухудшению экологической ситуации в городе и области? А также способствуют росту числа несанкционированных свалок? Которые потом муниципалитет за бюджетные деньги должен ликвидировать.

Виталий Павлович решил докопаться, откуда же взялась такая стоимость – 85 рублей за тонну утилизированных отходов. В администрации ему ответили, дескать, стоимость выявили на основе конъюнктурного анализа, то есть по наименьшей цене, предложенной предприятиями. Узнал Панков и какая именно фирма назвала данную сумму. Встретился с ее руководством, пообщался и узнал, что в ней вообще не утилизируют отходы, а сумма была названа сознательно, чтобы «устроить демпинг» для компании, которая является доминирующей на рынке переработки строительных отходов в Тольятти за якобы имеющиеся долги.

Вот оно как!

ЛИШНИЙ ПУНКТИК

Зато в контракте по капитальному ремонту дороги на Никонова есть весьма интересные пункты – разборка покрытия из щебня средней толщиной 0,22, погрузка и перевозка до 20 км. На 100 кубометров это 767 кубометров щебня. Это не отходы, это готовый щебень. При капремонте дороги подушку из щебня действительно снимают, но никуда не увозят, потому что бывший в употреблении и «свежий» щебень – это по сути одно и то же: пригодный для ремонта дороги материал. Бывший в употреблении щебень рыхлят, смачивают, досыпают новыми фракциями и – вот она, новая подушка для основания дороги. Но в тольяттинских контрактах оплачивается работа по вывозу щебенки, и якобы вывезено 700 кубометров, или целый эшелон, если по 60 тонн в вагоне! Конечно, подрядчик его наверняка никуда не вывозил, а использовал в работе, как это описано в справочнике «Федеральные единые расценки». Но появляется вопрос: зачем данный пункт прописывать в контракте и оплачивать его? Смотрим стоимость – 400 тыс. рублей.

Отчего этот пункт оказался в муниципальном контракте: из-за непрофессионализма руководителя департамента дорожного хозяйства или это сознательное удорожание контракта с целью получения отката?!

«ТН» уже рассказывал о том, что руководитель фракции КПРФ гордумы Тольятти Ольга Сотникова и помощник депутата Федор Уланов выезжали с инспекцией на дорожную магистраль по улице Никонова, которую московский подрядчик должен был капитально отремонтировать в прошлом году. Но работу выполнил не больше чем на треть. Писала наша газета и о том, что в 2021 году, в октябре, был разыгран муниципальный контракт на сумму 214 млн рублей, победителем стала московская компания, которая передала подряд фирме из Красноярского района Самарской области ООО «СК Мотор».

Согласно контракту, первыми этапами должна была быть работа по выравниванию грунта и уборке зарослей деревьев. Она должна была завершиться до 15 мая 2022 года. В контракте прописано, что, не закончив один вид работ, нельзя приступать к другим.

– Но подрядчик, видимо, имевший собственный алгоритм выполнения работ, в первую очередь реализовал наиболее дорогостоящие пункты муниципального контракта, а менее прибыльные работы не сделал вообще, – говорит Сотникова. – Потому вдоль Никонова валяются куски снятого асфальта, кучи земли вперемежку со сваленной бульдозером порослью и ветками деревьев, а также вполне пригодные бетонные плиты, так необходимые для дорожек в других местах города. То есть периодичность работ контракта нарушена. Но несмотря на это, акты выполненных работ подписаны заказчиком!

А СВАЛКИ РАСТУТ!

Виталий Панков вздыхает: на такую бесхозяйственность больно смотреть – строительные отходы валяются, а их утилизация оплачена администрацией города и областным бюджетом. При этом предприятие ООО «Коттедж», которое создавалось под утилизацию строительных отходов и для улучшения экологии, простаивает – нет заказов. А число свалок в городе не уменьшается.

– Рядом с экопарком в Шлюзовом расположен котлован, в который уже лет тридцать сваливают строительные отходы, – говорит Панков. – Когда экопарк открыли, возили туда губернатора, показывали, хвалились, а с другой стороны парка как лежали, так и продолжают лежать отходы. Спереди экология, а сзади – свалка. Вот такие контрасты.

На территории бывшего Левобережного завода железобетонных конструкций тоже существует несанкционированная свалка. Заезжают сюда как на грузовиках, так и на легковых машинах – дорога есть, и сваливают всё подряд. Таким образом и появилась в черте города свалка.

– Когда стартовала «мусорная» реформа – в 2019 году, и власти, и региональный оператор по обращению с ТКО обещали, что все свалки будут убраны, что экология станет лучше, – напоминает Ольга Сотникова. — А на деле получилось то, что есть:  предприятие ООО «Коттедж» стоит – нет заказов, а строительные отходы находим в Волге, и завод по переработке бытовых отходов продан. МУП «Экология», в котором и стеклотару принимали, и медицинские отходы утилизировали, закрыто в 2019 году. Зато платежи с населения, с бизнеса за обращение с ТКО выросли в разы. Платим по максимуму уже пятый год. Так когда же экология станет лучше?!

Игорь МУХИН