Вы сейчас просматриваете Мусорный завод с дисконтом для своих

Мусорный завод с дисконтом для своих

  • Автор записи:

С молотка

О том, как в Тольятти продают бывшие муниципальные объекты и предприятия, «ТН» писал не единожды. Продажа изредка обходится без скандала. И почти всегда происходит с большим дисконтом. То есть складывается впечатление, что в администрации делают всё для того, чтобы нужные объекты ушли в нужные руки, да еще и по самой привлекательной цене.

ЛЭС: РАЗВАЛИЛИ И ПРОДАЛИ

Так, в декабре прошлого года было продано последнее муниципальное предприятие, стабильно приносящее прибыль в казну города, – АО «Лифтэлектросервис». 50-процентный пакет его акций, принадлежавший городу, прикупила компания ООО «ТД «Навигатор Трейд», созданная, по всей видимости, специально под покупку объекта. Дата ее регистрации – 23 ноября 2022 года. К тому же на сайтах по проверке контрагентов значится, что ООО «ТД «Навигатор Трейд» представило недостоверные сведения в Единый госреестр юрлиц.

Цена сделки составила 33,2 млн рублей. А еще в 2010 году АО «ЛЭС» обслуживало более 3,4 тысячи лифтов, выручка превышала 200 млн рублей. В 2021 году выручка компании составила всего 39 млн рублей, количество обслуживаемых лифтов – 160. О том, почему доходы АО «ЛЭС» так сильно упали, «ТН» тоже описывал на своих страницах. Компанию, похоже, сознательно разрушал Максим Васильев, единоросс, бывший депутат, бывший замруководителя департамента городского хозяйства администрации Тольятти, бывший директор обанкроченной муниципальной компании «УК № 4», а ныне – внимание! – секретарь тольяттинского отделения «Единой России». После того как Максим Васильев был назначен на должность директора АО «ЛЭС» в 2012 году, договоры на обслуживание лифтов перезаключались не с акционерным обществом, а с клоном компании – ООО «ЛЭС», находящимся по тому же адресу. Из-за этого выручка акционерного общества упала в разы. Ситуация, создавшаяся в Лифтэлектросервисе, не раз обсуждалась в стенах гордумы, депутаты еще 6-го созыва вырабатывали рекомендации по спасению предприятия с долей акций, принадлежащих муниципалитету.

После ухода Васильева предприятие смогло восстановиться, правда, значительно ослабло в финансовом плане…

РЕНЦ: «СТОИМ НА СВОЁМ»

Однако вернемся к заводу по переработке бытовых отходов (ЗПБО). Сегодня мало кто не знает, что мусор – это третья нефть (вторая нефть в России – народ, который обкладывают различными налогами, сборами, пошлинами, штрафами и т.д. и т.п.). Мусор после введения реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) значительно подорожал. Самарский регоператор имеет с населения региона более 6 млрд рублей в год за то, что так же, как и до реформы, перевозчики мусора вывозят отходы на свалки. Это отдельная и очень актуальная тема, но сегодня не о том. О продаже Тольяттинского завода по переработке отходов.

На последнем зимнем заседании думы города Николай Ренц заявил, что Ростех продал свой пакет акций тольяттинского ЗПБО за 24 млн рублей. А цена акций муниципалитета составляет 37 миллионов. «Намерение выкупить их у одного участника торгов, видимо, было, поскольку за эти акции он внес задаток в размере 3 млн рублей, – сообщил депутатам глава города. – Но затем этот участник торгов отказался заключать договор за эти деньги. Возможно, потенциальный покупатель отказался именно потому, что увидел большую разницу в стоимости. Но мы пока цену не снижаем, стоим на своем».

Сколько еще администрация будет «стоять на своем», неизвестно. Но почему-то думается, что не очень долго. Ведь в последнее время муниципальные объекты продают с особенно большим дисконтом. Как работают оценщики муниципальной собственности – тоже большой вопрос. Проследить маломальскую логику ценообразования муниципальных объектов, выставленных на продажу, очень сложно. Чаще складывается впечатление, что задается она «от балды».

СТРАННОСТИ ПРОДАЖИ

Взять АО «ЗПБО». Номинальная стоимость одной акции составляет один рубль. Всего акций, принадлежащих муниципалитету, – 213,8 миллионов. Казалось бы, стоимость половины акций ЗПБО, значит, и составляет именно эту сумму – 213,8 млн рублей. Но нет. На первых торгах по продаже пакета акций АО «ЗПБО» 6 декабря 2022 года начальная цена составила 37,6 млн рублей, шаг аукциона – 1,5 млн рублей, задаток – 7,5 млн рублей.

Тогда участников было трое: ООО «Трансресурс», ООО «Азимут» и знакомое нам ООО «Торговый дом «Навигатор Трейд». Все подали заявки, но допущены к торгам не были. Как объяснили в администрации, они вовремя не перечислили задаток. Странно? Очень!

30 января состоялся второй аукцион. Уже с одним участником – ООО «Трансресурс». Предложение о цене: 37,643 млн рублей. Директором и учредителем ООО «Трансресурс» является Александр Шакиров, о котором известно, что он когда-то был совладельцем и ликвидатором ООО «ТД «Родник», директором и совладельцем ООО «Актив Индустрия» и участником регионального общественного движения «За Самару!». Для неискушенных читателей поясним, что все эти организации так или иначе связаны с депутатом Самарской губдумы Александром Милеевым, которого многие считают бенефициаром нынешнего регионального оператора по обращению с ТКО.

И вот новая странность: «человек Милеева» в этот раз внес задаток, а потом отказался заключать договор!

Вся эта ситуация с торгами очень похожа на то, что администрации было нужно, чтобы выиграл конкретный участник. Допустим, что это ООО «Трансресурс». Потому на первых торгах 6 декабря были технично слиты все заявки, а уже через 20 дней назначены новые торги на 30 января.

На то, что прикупить часть акций АО «ЗПБО» должен был именно нужный администрации покупатель, указывает и то, что дата первых торгов была озвучена многими СМИ, а вторые торги прошли практически втихую. Они не афишировались, и потому на них оказался один участник – ООО «Трансресурс».

Еще одно интересное наблюдение, указывающее на то, что ждали нужного покупателя, задаток на вторых торгах снизился с 7,5 млн рублей до 3,7 млн.

Ну а то, что участник все-таки отказался от заключения договора на покупку, указывает на то, что будут и третьи торги с еще более низкой ценой пакета акций. Либо намекает на то, что компания регоператора ООО «Трансресурс» может и вовсе отказаться от покупки акций ЗПБО. Ведь регоператор сегодня, по слухам, находится в не самом лучшем положении – проверки Генпрокуратуры, штрафы за неправильно начисленные тарифы и открытые заявления о том, что за все время реформы регоператором не сделано откровенно ничего для улучшения экологической ситуации и нужно бы расторгнуть с ним, частником, договор и заключить с государственной компанией…

БЫЛЫЕ ПОПЫТКИ

Администрация Тольятти пыталась продать свою половину акций завода по переработке бытовых отходов (ЗПБО) еще с 2021 года. В апреле 2021-го руководитель департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Инна Сорокина настаивала на том, что ЗПБО должен быть включен в план приватизации на 2021 год. Тогда администрация якобы планировала выручить за продажу 50% акций чуть более 249 млн рублей, писали городские СМИ.

Затем в мае прошлого года на заседании думы поднимался вопрос о необходимости продажи акций АО «ЗПБО». Почти год назад глава города призывал поскорее выставить ЗПБО на продажу. Дескать, второй собственник АО «ЗПБО – «РТ-Капитал» в лице АВТОВАЗТРАНСа – вот-вот заложит всё имущество или объявит себя банкротом, и тогда городу вообще ничего не достанется.

«Активы – земля и недействующие корпуса – оцениваются в 150 млн руб., – рассказывал на заседании думы Николай Ренц, – минус 35 млн имеющегося долга. Мы считаем, что если сейчас этот пакет не продать, то потом ни копейки не получим. Будем иметь в руках пустышку – бумажки, как у «МММ».

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЕ ЗПБО

Сегодня завод по переработке бытовых отходов – это 11 зданий площадью 55–100 кв. метров до 8000 кв. метров, несколько гектаров земли, находящейся в промзоне города. Надо полагать, что только одни эти объекты стоят гораздо больше, чем стоимость, за которую в администрации города хотят избавиться от своей части ЗПБО.

В 2011 году в инвестиционном паспорте города в разделе «Экологическая ситуация» существовал подраздел «Положение дел с хранением и утилизацией промышленных и бытовых отходов», и в нем говорилось следующее: «В городе Тольятти с 1997 года действует единственный в области завод по переработке твердых бытовых отходов, мощность завода в настоящее время 575,0 тысяч кубометров в год, что составляет 49% от общего объема образуемых твердых бытовых отходов в городе. ОАО «ЗПБО» осуществляет свою деятельность на основе лицензии на деятельность по обращению с отходами №ОТ-53-001466(63) от 17.10.2005 года, выданной управлением Ростехнадзора по Самарской области. Основной вид деятельности предприятия ускоренное механическое обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов методом аэробного биотермического компостирования в органическое удобрение компост. Кроме собственно переработки твердых бытовых отходов, завод играет роль перевозчика отходов, осуществляя сбор, загрузку и транспортировку ТБО на завод. В 2009 году был запущен комплекс по сортировке отходов, позволяющий не утилизировать на полигонах мусор, пригодный к дальнейшей переработке. Мощности комплекса позволяют сортировать отходы не только из Тольятти, но и Ставропольского района и Жигулевска…»

Но затем риторика изменилась. И городские СМИ сообщали следующее: «Завод был заложен в 1989 году, но в производство запущен лишь в 1998 году. Технология, на основании которой он работал, биокомпостирование оказалась неэффективной. Основная версия неэффективности заключалась в том, что характер мусора сильно изменился в нем стало больше пластика и пленки. А в те годы, когда завод строился, в составе мусора в большей степени преобладали органические отходы, из них и производили компост».

Неужели сортировка мусора не позволяла бы отделять виды отходов, которые можно переработать? Или все дело в лицензии, которую необходимо было продлить для работы завода. Так или иначе, но получается, что ЗПБО был принесен в жертву безответственности городских властей, и в 2016 году предприятие законсервировали.

Наверняка в скором будущем завод все же будет перерабатывать мусор, собранный с территории Тольятти, так как мусорная реформа уже давно диктует регоператору построить специализированные заводы и перестать, наконец, сваливать непереработанные отходы на полигоны. Только наш город на этом уже не сможет заработать.

Глеб ОРЛОВ

Комментарий

Ольга Сотникова, руководитель фракции КПРФ в думе г.о. Тольятти:

– Ни прежняя администрация города при Анташеве, ни нынешняя палец о палец не ударили, для того чтобы ЗПБО включили в схему вывоза отходов. А город мог бы зарабатывать на переработке мусора! Понятно, регоператор будет против: ему не выгодно, чтобы город подключался к «мусорной» реформе и на этом зарабатывал. Но можно обратиться и в профильное министерство – энергетики и ЖКХ. В администрации Тольятти говорят, что обращались, но ознакомить нас с перепиской не хотят. Может, городу достаточно выполнить какие-то несложные преобразования, и ЗПБО будет в схеме. А может, наши чиновники и не обращались вовсе в правительство?.. Вот и не используется объект ни на благо города, ни на благо экологии региона.