Вы сейчас просматриваете Телефонные мошенники: перезагрузка

Телефонные мошенники: перезагрузка

  • Автор записи:

Схемы новых «разводов» по телефону и советы по противодействию им

На данный момент телефонные жулики уже не по разу позвонили каждому взрослому жителю Тольятти. В особенности тем, кто владеет банковской картой. И даже если из двадцати взявших трубку один оказался легковерным, считайте, что преступники уже заработали.

Раскрываемость преступлений по делам о телефонных мошенниках крайне низка, так как жулье этого типа очень сложно отследить. Еще сложнее – доказать их вину. И практически невозможно вернуть прежнему владельцу отнятые обманом деньги. Поэтому лучше и вовсе не попадаться в лапы мошенников. Именно для этого «Тольяттинский навигатор» периодически знакомит читателей с различными схемами «работы» этих пронырливых детей Остапа Бендер.

Редакция считает принцип «Предупрежден – значит, вооружен» рабочим и действенным, поэтому регулярно рассказывает истории реального обмана тольяттинцев, а также советы на тему, как избежать подобной участи. В нашей новой публикации речь пойдет об очередной схеме «развода» по телефону. Вариации этой схемы разные, итог один – перевод денег с карты доверчивого гражданина на счет телефонных мошенников.

В ракурсе изложенных далее ситуаций важно держать в уме следующее: часть информации о вас уже есть у мошенников. В наше время информационных технологий сведения о ваших персональных данных (ФИО, номер телефона, а порой и паспортные данные) уже не являются секретом. Мошенники покупают или крадут посредством сети Интернет базы данных клиентов банков и других организаций. Поэтому поймите, если кто-то вам звонит и называет вас по имени-отчеству, это вовсе не означает, что на том конце провода находится начальник службы безопасности банка, полицейский или работник прокуратуры. Это означает всего лишь то, что звонящий где-то взял ваши персональные данные. И только.

Поехали!

Вариант № 1. «Не на того напали»

Звонок с незнакомого номера. Суровый (именно суровый!!!) женский голос на том конце провода здоровается и с легкой вопросительной интонацией сухо обращается к вам по имени-отчеству.

Оперативный совет редакции. В такой ситуации совершенно не обязательно сразу подтверждать свою личность! Можно просто поздороваться в ответ. Возьмите ситуацию в свои руки: задайте два-три быстрых вопроса – «Кто вы?», «Откуда звоните?», «Где взяли номер моего телефона?». Скорее всего, у мошенника заготовлены ответы на эти вопросы, но ваша излишняя подозрительность заставит последователя Остапа Бендера дополнительно напрягаться, нервничать, импровизировать. Это вам на руку, ему – нет. Импровизируя, он может ошибиться в «легенде».

Далее. Позвонившая представляется сама, и делает это «строго по форме». Из ее монолога выясняется, что на оперативную связь с вами вышла «сотрудник следственного комитета». Грозным голосом вам сообщаются ФИО. Конечно, вымышленные. Например, «старшая оперуполномоченная Следственного комитета Российской Федерации Гнедыш Марина Васильевна».

Оперативный совет редакции. Сделайте вид, что именно в этот момент вам срочно нужно отлучиться. Скажите, что перезвоните сами через пять минут и попросите «Марину Васильевну» дать вам номер ее рабочего телефона. Вас тут же начнут грубо запугивать, что вы потеряете деньги и сами будете виноваты. Это – лишнее доказательство того, что вам звонит мошенница. В случае если вы будете стоять на своем, преступница просто бросит трубку. 

Но… Разговор продолжается. «Следователь» поясняет: цель ее звонка, мол, заключается в том, что «следственный комитет» в данный момент якобы «проводит расследование» по статье уголовного кодекса (название статьи тоже сообщается). Позвонившая тут же уточняет, что речь идет о «подделке документов с целью хищения денежных средств».

После того как с официозом покончено, начинается «допрос».  Липовый «сотрудник следственного комитета» строгим голосом задает жертве вопрос: «Кем вам приходится гражданка?» Опять сообщаются полные ФИО, а также год рождения. При этом фамилия неизвестной гражданки совпадает с вашей. Ответ, который ожидают от вас мошенники, должен быть приблизительно следующим: «Никем не приходится».

Оперативный совет редакции. Ответьте вопросом на вопрос. Например: «Если вы из следственного комитета, то, наверное, должны знать, кем мне приходится данная гражданка, не так ли?» Скорее всего, после такого вопроса «сотрудница следственного комитета» прервет звонок. Да-да. В таких случаях мошенники просто бросают трубку, потому что не хотят тратить свое время на недоверчивого и непослушного владельца пластиковой карты. Им проще позвонить следующему – более легковерному абоненту и попытать счастья с ним.  

В этой версии мошеннической схемы жулики поняли, что их жертва совсем не жертва, и просто не стали тратить на нее время.

Вариант № 2. «Нет кабинета»

Опять вам звонят с незнакомого номера, и опять обращаются к вам по имени-отчеству. Сценарий разговора из истории № 1 в общих чертах повторяется. Варьироваться могут «должности» позвонившего. Так, может позвонить не только «сотрудник следственного комитета», но и, например, «сотрудник правоохранительных органов», «сотрудник службы безопасности банка» или кто-то подобный. Мошенник обязательно полностью перечислит свои «высокие регалии» и укажет вымышленные ФИО.

В истории № 2 на вопрос мошенника: «Кем вам приходится гражданин ФИО, 1992 года рождения?» (опять же полностью вымышленный персонаж) вы отвечаете ожидаемое от вас: «Никем».

Диалог продолжается.

«Сотрудник органов» сообщает, что этот гражданин ФИО только что попытался снять с вашего счета много тысяч рублей (от 8 до 20), так как у него якобы была «доверенность от нотариуса», подписанная вами. Но бдительные «сотрудники правопорядка» попытку кражи предотвратили, и теперь ими «ведутся следственные мероприятия». Именно поэтому вам (кого только что «спасли от хищения денежных средств») необходимо ответить на ряд вопросов.

Оперативный совет редакции. Задайте звонящему совершенно логичный вопрос: «А зачем мне вам отвечать на какие-либо вопросы, если вы уже пресекли преступление? Проводите следствие, сажайте преступника в тюрьму! Я вам зачем?» Как правило, такой элементарный вопрос о нелогичности происходящего повергает мошенника в ступор. Лично мне липовый «сотрудник правоохранительных органов» на этот простой вопрос ответил следующее: «Вы что, умничать будете, или мы продолжим преступников ловить?» От меня последовал вопрос: «А вы точно сотрудник ОБЭП? Обычно полицейские не хамят потерпевшим!» В ответ я услышала короткие гудки…

Но, допустим, вы согласились отвечать на вопросы жулика. «Допрос» начнется с простых вопросов, усыпляющих вашу бдительность и вселяющих в вас веру в то, что вы «очень помогаете следствию». Причем мошенник специально будет обращаться к вам преимущественно по имени-отчеству как можно чаще.

Задаваемые вопросы будут приблизительно такие:

В каком отделении банка вы обслуживаетесь? Назовите адрес.

Когда в последний раз вами был осуществлен перевод денежных средств? В каком размере и куда?

В каком банкомате вы в последний раз снимали денежные средства? Какая была сумма снята или положена на счет?

На каких электронных площадках вы расплачиваетесь картой? И подобные.

Весь этот широкий спектр вопросов задается ради одного вопроса: «Пользуетесь ли вы приложением «мобильный банк» с личным кабинетом?» И если на этот вопрос будет получен отрицательный ответ, то, скорее всего, связь с «сотрудником правоохранительных органов» непостижимым образом прервется короткими гудками.

Зачем продолжать «следственные мероприятия», если легкая и быстрая возможность перевести деньги со счета жертвы на счет мошенника попросту отсутствует?

Вариант № 3. «У нас есть данная информация, но мы должны подтвердить ее вашими словами…»

Сценарий варианта № 3 описывает полный механизм мошеннической схемы, реализуемой в случае, если мошеннику повезло, и жертва послушна и «согласна сотрудничать». Это та самая ситуация, в которой мошенники настолько профессиональны, что заставили поверить «жертву» в то, что она действительно общается с настоящими сотрудниками правоохранительных органов. В этой вариации опрос будет долгим, а вопросы липовых «сотрудников безопасности» – абсолютно небезопасными для сохранности денежных средств того, кому позвонили.

Итак, ваш диалог с «органами» продолжается. Постепенно вопросы липового «следователя» или «прокурора» начинают приобретать более «интимный» характер. Например:

– Какие денежные суммы проходят по вашим счетам ежемесячно?

– Назовите размер вашей заработной платы, которая приходит на данную карту.

– Клиентом каких еще банков вы являетесь?

– Сколько всего на данный момент имеется на карте денежных средств?

Задаются эти вопросы якобы исключительно «из заботы», чтобы «клиент-жертва» якобы мог застраховать эти суммы, если их «попытаются похитить». Все вопросы густо приправляются сообщениями, что «данная информация, конечно, останется только между нами», в полной «безопасности» и «конфиденциальности». Самое главное, что неустанно будет повторять липовый «сотрудник безопасности»: якобы он уже владеет всей этой информацией, ему просто по инструкции необходимо подтверждение этих сведений со слов клиента банка!

Оперативный совет редакции. Скажите звонящему следующее: «Вы знаете, всё то, что вы спрашиваете, – очень секретная информация. Я не хочу говорить ее по телефону. Дайте мне ваш адрес, я приеду к вам и отвечу на все вопросы!» В ответ на это псевдоследователь тут же расскажет вам легенду о том, что он находится в другом городе. Попросите его передать это дело местному следственному комитету. Мошенник начнет вас уверять, что это невозможно, что «так у них не принято» и так далее. Стойте на своем. Тогда жулик сам прервет звонок, а вы займетесь своими делами.  

Если жертва заглотила наживку и отвечает на все вопросы (ответы тут же, по словам «сотрудника безопасности», «фиксируются в протоколе»), то на финальной стадии «опроса-дознания» мошенник просто просит назвать сначала логин, а потом и пароль входа в личный кабинет мобильного банка жертвы. Делается это якобы для того, чтобы «заморозить» мобильный банк «с целью предотвращения последующих преступлений подобного рода». То есть вас как бы хотят защитить от «последующих атак мошенников и сохранения денежных средств».

Оперативный совет редакции. Солгите звонящему: «Вы знаете, я уже сменил (сменила) пароль личного кабинета. Вам его сообщить?» Мошенник тут же скажет: «Да! Сообщите!» Продиктуйте мошеннику любую выдуманную комбинацию букв и цифр. «Да! Всё верно! У нас такой же пароль», – подтвердит лже-следователь. Тем самым он подтвердит, что является мошенником.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В современных реалиях единственный способ не попасться на уловки телефонного мошенника – это грамотное реагирование на его звонок. Нужно особо тщательно и максимально критично относиться к информации, полученной с незнакомого номера. Особенно если позвонивший начинает запугивать вас какими-то проблемами, санкциями, утратами. Особенно – если запугивать! Первое, о чем говорят телефонные мошенники, – о том, что у вас кто-то хочет украсть деньги.

Запомните – мошенники всегда играют на сильных эмоциях: на страхе или на желании быстрой наживы (халявы, быстрых денег, выигранных денег).

Справедливости ради, стоит заметить, что обманом забрать деньги можно практически у любого. Но в этом случае мошенником будут использованы изысканные технологии обмана и индивидуальный подход. А вот для массового «развода» используются трафаретные, практически автоматизированные схемы обмана, которые можно распознать в общем-то сразу даже неискушенному гражданину. Это при условии, что он не будет поддаваться панике и страху за свои сбережения.

Самое важное в деле противостояния телефонным мошенникам – знание и понимание того факта, что во всех этих страшилках о «преступлениях с вашими деньгами или документами» всё ложь от первого до последнего слова! У вас никто не пытается снять деньги со счета по липовой доверенности от нотариуса, вам не звонит ни сотрудник органов, ни служба безопасности банка. Поймите: на другом конце провода сидит рядовой мошенник – часто с плохой дикцией или неровными интонациями. И вообще, никакую информацию о себе никогда и никому нельзя сообщать по телефону! Если все же вас точат сомнения, и вы ощущаете некое «необъяснимое» доверие к словам звонящего вам человека, не стоит сразу же «помогать следствию». Просто дойдите до ближайшего отделения полиции и вкратце перескажите там ситуацию. Настоящий сотрудник системы правопорядка сразу убедит вас в том, что дозвон вам был с «одноразового» телефона и скорее всего – из мест не столь отдаленных.

Предостерегала и советовала

Наталья КРАСНОВА