Вы сейчас просматриваете Где детям-сиротам предлагают жильё и почему они от него отказываются

Где детям-сиротам предлагают жильё и почему они от него отказываются

  • Автор записи:

В Тольятти имеются проблемы с обеспечением жильем детей-сирот, считают аудиторы контрольно-счетной палаты города.

На прошлой неделе в комиссии по контролю и общественной безопасности (КОБ) городской думы был рассмотрен отчет контрольно-счетной палаты города об обеспечении жильем тольяттинских детей-сирот в 2021 году.

Очередь растёт

Объектом контрольного мероприятия стал руководимый госпожой Сорокиной департамент по управлению муниципальным имуществом администрации города (ДУМИ). Люди, интересующиеся «местными раскладами», причисляют Инну Сорокину (на фото) к креатурам бизнесмена Котляра.

Государство передало полномочия по обеспечению жильем детей-сирот муниципалитетам. Администрация Тольятти ежегодно приобретает в муниципальную собственность квартиры на рынке жилой недвижимости за счет субвенций, выделяемых правительством РФ и правительством Самарской области. В 2021-м расходы по обеспечению жильем детей-сирот составили общую сумму 185,014 млн руб., в том числе средства вышестоящих бюджетов – 131,872 млн руб., бюджета Тольятти 53,142 млн руб. На эти средства были приобретены 64 квартиры для предоставления в порядке общей очереди и 37 квартир для предоставления по решению суда. Но по состоянию на 1 сентября 2022 г. нераспределенными остаются 15 квартир, из них 14 квартир в микрорайоне Поволжский (Комсомольский р-н) и одна квартира в микрорайоне Шлюзовой (Комсомольский район).

Основная причина нераспределения данных квартир – отказ детей-сирот от предложенного подразделением госпожи Сорокиной жилья ввиду его значительной удаленности от центра города.

При этом очередь из детей-сирот и оставшихся без попечения родителей увеличивается с каждым годом. И не столько из-за того, что растет общее число детей данной категории, а из-за того, что увеличивается число тех, кто отказался от предложенной подразделением госпожи Сорокиной квартиры в Поволжском или Шлюзовом. Так, на 1 января прошлого года число детей-сирот, достигших возраста 18 лет и старше, у которых наступило право на обеспечение жилыми помещениями на территории г.о. Тольятти, составляло 358 человек, через год – 1 января 2022 года – их было 406, а на 1 июля – 429 человек. То есть за полтора года число тех, кто уже должен бы получить квартиру из специализированного жилищного фонда, выросло на 13%. Каковы причины? Их несколько.

ПОВОЛЖСКИЙ – НИ РАБОТЫ, НИ ДОСУГА

Во-первых, недостаточный уровень финансового обеспечения переданных государством полномочий. Так, в 2021 году потребность в приобретении квартир была профинансирована вышестоящими бюджетами всего на 28% от потребности Тольятти.

Во-вторых, отказы. Дети-сироты, выросшие в домах-интернатах или жившие вместе с опекунами в Центральном или Автозаводском районе, не желают переселяться в «тмутаракань», точнее, — в микрорайон Поволжский, где нет ни работы, ни сферы досуга, ни нормального транспортного обеспечения. Пресс-центр горадминистрации недавно сообщил, что муниципальный автобус № 84 не будет ездить в Поволжский – из-за того, что снято полотно на Поволжском шоссе, а новое не положено. Когда его положат, если, по сути, уже началась зима, в администрации не сообщают. И как там жить молодым людям, и без того обделенным родительскими заботой и участием?

«советчики у них хорошие»

Но взрослым и мобильным чиновникам, имеющим в личном автопарке комфортные иномарки, а иногда – и личных водителей, не всегда понятны причины отказа от бесплатного жилья детей-сирот, такие как: «У меня бабушка живет в Автозаводском районе, а Поволжский далеко от нее».

Присутствующий на комиссии первый заместитель главы города Андрей Дроботов даже произнес что-то вроде: это не сами дети отказываются от квартир в Поволжском или Шлюзовом, а с подачи взрослых – «советчики у них хорошие».

Дескать, если бы не советчики сирот, то уже давно между очередниками можно было бы распределить квартиры, закупленные чиновниками в тмутаракани-Поволжском. Да, Андрей Александрович? Наверняка бы и министерство имущественных отношений Самарской области похвалило тольяттинских чиновников за это. Только при таком раскладе более уместно слово «втюхать», а не «распределить». Одни желают поскорее «втюхать», а другим впоследствии там жить… Или всё-таки прозябать?

Думается, если бы чиновники сменили подход к отбору квартир при формировании специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот, исключив из технического задания отдаленные микрорайоны города, то последним представилась бы реальная возможность наполовину сократить срок ожидания квартиры от государства: с 8-9 лет до 3-4.

ЦЕНА ЗАВЫШЕНА?

На сумму 185,014 млн руб. в 2021 году Администрацией Тольятти была закуплена 101 квартира (64+37). В среднем каждая обошлась в 1,83 млн. Думается, что за эти деньги и в этом году можно найти однушки. А в прошлом цены были ниже.

В 2021 году ввиду отсутствия заявок на участие в торгах и повышения рыночных цен на квартиры обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) в течение года осуществлялось специалистами ДУМИ пять раз. И цена контракта выросла с 1 306 371 руб. в январе до 2 185 000 руб. в августе. При этом в Автозаводском районе было куплено всего 4 квартиры, а в Центральном – 24. Остальные 73 квартиры приобретены в Комсомольском районе – микрорайоны Поволжский, Шлюзовой, 5-ВСО, Жигулевское Море.

Аудиторы считают, что квартиры закупались подразделением госпожи Сорокиной по завышенной цене. Что максимальная цена контракта была несправедливо сформирована на основании средней стоимости квартир в Автозаводском и Центральном районах, где рыночная стоимость выше, чем в Комсомольском районе, тем более в Поволжском, Жигулевском Море, 5-ВСО, Шлюзовом. Приобретены квартиры были в основном там, где они дешевле. Потому что на стоимость квартир в микрорайонах, отдаленных от центральной части города, существенно влияют и недоступность социальной инфраструктуры, и неразвитость улично-дорожной сети, и другие факторы.

В ходе проверки заключенных контрактов также установлено, что руководимый госпожой Сорокиной департамент при размещении муниципального заказа почему-то не применяет единые подходы к формированию технического задания.

Так, например, в технических заданиях к муниципальным контрактам, заключенным в период с мая по октябрь 2021 года, предусмотрено наличие новых, не бывших в употреблении сантехнических приборов и кухонной плиты. Однако в технических заданиях к муниципальным контрактам, заключенным в ноябре-декабре 2021 года, данное условие отсутствует, сантехнические приборы и кухонные плиты должны быть в просто исправном состоянии, без повреждений. Наблюдается и отсутствие единого подхода к отделке стен комнат, кухонь, коридоров (покраска либо моющиеся обои).

ПО ПОРЯДКУ ИЛИ ПО ОЧЕРЕДИ?

И всё же главная претензия аудиторов не в этом, а в том, как распределялись квартиры между детьми-сиротами. Согласно закону, при достижении 18-летнего возраста дети-сироты должны получить жилье. Если муниципалитет не предоставил квартиру, граждане данной категории вправе обратиться в суд. В контрольно-счетной палате считают, что в Тольятти нет определенного порядка распределения квартир между разными категориями сирот – по решению суда и по очереди. И часто раньше получают жилье те, кто недавно встал в очередь. А те, у кого на руках уже имеется решение суда, ждут ещё 5–6 лет. Однако у них выбор невелик – Поволжский микрорайон, в лучшем случае – Шлюзовой.

Аудиторы КСП выявили в ходе проверки, что в Тольятти отсутствует нормативно-правовой акт, определяющий порядок распределения жилых помещений детям-сиротам. А это, между прочим, создает не только условия для нарушения процедуры распределения квартир и нарушает права детей-сирот на своевременное получение квартир, но и создает коррупционные риски со стороны должностных лиц при исполнении полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц данной категории.

И ещё из отчета КСП следует, что пустующие 15 квартир специализированного жилищного фонда имеют задолженность по коммунальным и жилищным услугам в размере 106,4 тыс. руб. Данная сумма является задолженностью бюджета Тольятти перед управляющими компаниями и поставщиками коммунальных услуг. А также влечет риски избыточных расходов бюджета по оплате пеней за несвоевременную оплату. Но в департаменте городского хозяйства подчиненные Максима Кузахметова не видят в этом проблемы. Они считают, что оплата за жилищно-коммунальные услуги якобы не должна начисляться до заключения муниципальных контрактов на оплату услуг. И на текущий год средства на содержание вышеуказанных квартир даже не предусмотрены в бюджете города!

ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА – ЭТО НАПАДЕНИЕ?

Руководитель ДУМИ Инна Сорокина с выводами аудиторов не согласилась. «Нас не устраивают формулировки», – заявила она. И в ответном слове представила участникам комиссии видео, на котором были сняты некоторые приобретенные ДУМИ квартиры. Состояние квартир и правда хорошее – новый ремонт, новая сантехника, где-то есть части кухонных гарнитуров. Но большинство хороших квартир находится именно в Поволжском! А на это чиновники говорят, что микрорайон Поволжский – тоже часть города, и у них нет причин игнорировать ее и расценивать как непригодную для приобретения жилья территорию. «Удаленность района – это субъективное мнение, которое не должно было присутствовать в отчете КСП», – считает Инна Сорокина.

А что касается очередности, то чиновники работают по двум основным факторам – дата постановки ребенка на учет и достижение им 18-летного возраста. То есть, по словам Инны Сорокиной, администрация обеспечивает детей-сирот жильем в строгом соответствии с российскими законами.

При этом в докладе Сорокиной рефреном звучало, что обеспечение квартирами детей-сирот контролируется министерством имущественных отношений, областной прокуратурой, а отчет контрольно-счетной палаты города с натяжкой можно назвать профессиональным, качественным и компетентным…

«ГЛУХАЯ ОБОРОНА»

При обсуждении отчета «депутаты от администрации», как метко выразилась председатель КСП Екатерина Киселева, «заняли глухую оборону». Игорь Лыткин, Виталий Подоляко, входящие во фракцию «ЕР», казалось, всячески старались «защитить» администрацию от «нападок» аудиторов. Руководителю КСП даже пришлось пояснить собравшимся, что департамент по управлению муниципальным имуществом не обвиняется в незаконности действий, что не обвиняется он и в растрате. «Мы говорим лишь о том, что начальная максимальная цена контракта формировалась исходя из средних цен Центрального и Автозаводского районов, но при этом большинство квартир приобреталось в самой отдаленной части Комсомольского района, где цена ниже», – терпеливо объясняла Киселева.

Депутат Григорий Басистый (КПРФ) спросил руководителя ДУМИ Инну Сорокину, сколько из 44 приватизированных квартир в Поволжском выставлены на продажу.

Сорокина ответила:

– Я этого не знаю! И зачем мне это знать?!

Руководитель фракции КПРФ Ольга Сотникова поинтересовалась, что в администрации планируют делать с 15 квартирами специализированного жилищного фонда, которые, судя по всему, уже были предложены по нескольку раз всем очередникам из категории дети-сироты.

– Мы потратили и областные деньги, и муниципальные, но дети не будут заселены в эти 15 квартир, значит, мы не выполнили свои обязательства перед ними, – сказала Сотникова. – Вообще у меня складывается впечатление, что мы сейчас будто рассматриваем приговор КСП, который вынесли аудиторы департаменту по управлению муниципальным имуществом. И некоторые депутаты, вместо того чтобы выступать на стороне жителей, детей-сирот, выступают адвокатами чиновников администрации: мол, они молодцы, всё сделали как надо, а КСП нашла какие-то нарушения. Но вопрос не в этом! А в том, что дети-сироты не обеспечены жильем! Как мы вообще умудряемся при финансировании из области покупать такие квартиры, что дети-сироты отказываются? Может, вы считаете, что дети-сироты столь привередливы, что отказываются от бесплатного жилья?! Поверьте, что нет! Просто в Поволжский ходит одна коммерческая маршрутка! Ходит редко! Жалоб на нее много! Как детям-сиротам, которым уже за двадцать, у многих свои семьи и дети, возить их в сады, школы, поликлиники, и при этом добираться до работы?!

Депутат Игорь Подоляко, директор школы и председатель комиссии по социальной политике, почему-то взялся отвечать за Сорокину. Он сказал, что обсуждаются результаты проверки, а не поиск путей выхода из ситуации. Дескать, не нужно путать мух с котлетами.

Затем руководитель ДУМИ отметила, что квартир осталось уже 13. «Мы обратились в правительство Самарской области», – сообщила Сорокина, видимо, отвечая на вопрос, что делать с квартирами, в которые не желают заселяться дети-сироты.

Итогом такого бурного обсуждения стало решение о создании трехсторонней комиссии, в которую войдут депутаты от КОБа, соцкома и комиссии по бюджету и экономической политике. Они вместе с представителями ДУМИ и министерства имущественных отношений Самарской области должны детально проработать данный вопрос и найти пути решения. Кроме того, тольяттинские депутаты намерены обратиться в Самарскую губдуму с инициативой внесения изменений в закон о госзакупках. Изменения будут способствовать привлечению физических лиц в аукционы по приобретению жилья для детей-сирот. В настоящее время в аукционах участвовали только юридические лица – риелторские агентства.

Игорь МУХИН

 

В Тему

«ТН» задал вопрос представителю риелторского сообщества об участии в муниципальном аукционе по продаже квартир для детей-сирот. Каков был опыт участия и сколько стоила в 2021 году однушка со свежим ремонтом в Поволжском? И вот каким получился ответ:

– Участвовала один раз, и потому что нахваталась проблем, больше участвовать не хочу. У меня была однокомнатная квартира в Поволжском, и я получила предложение от муниципалитета на участие в аукционе. Мне было представлено техзадание, как я должна подготовить квартиру. Целый список – газовая плита новая, счетчики новые, паспорта на всю имеющуюся технику. И много чего еще вплоть до пожарного шланга, датчиков пожара и т.д. Я всё сделала. Приемочная комиссия не с первого раза приняла. Проверяли всё, в том числе размер щели между установленными филенчатыми дверями и стеной. Были щели, их пришлось замазать. Я нанимала подрядную организацию для ремонта.

После того как квартира у меня была выкуплена муниципалитетом, в течение пяти лет я должна подбирать все хвосты в ней. За то время, что квартира была в собственности у муниципалитета, и до сих пор, наверное, она там, я уже один раз ездила – отвалились пожарные датчики.

Оформление было очень долгим – с марта по август. Только в августе я получила деньги.

Квартира в таком состоянии ушла бы на рынке недвижимости в 2021 году миллиона за полтора. Я продала ее государству за 1 760 000 руб. Это была компенсация за все мои страдания. Поскольку у меня были заемные средства, прибыль составила не 230 тыс., а меньше. Считаю, что участвовать в муниципальных аукционах можно тогда, когда есть несколько квартир для продажи. Потому что носиться с одной квартирой как с писаной торбой – неинтересно, да и заработок нужно поделить на полгода работы. Другие риелторы, у кого набита рука, делают это быстрее – месяца за три. У меня же был первый опыт, и участвовать далее в муниципальных аукционах я не хочу.