Navigator News

16+

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages

16+

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Какая разница, кто нажмёт «тревожную кнопку»?

Какая разница, кто нажмёт «тревожную кнопку»?

Театр безопасности

В первом полугодии 2022 года стоимость физической охраны в школах и детсадах Тольятти вдруг стала дороже в два раза. При этом качество услуги не изменилась: охранниками (или вахтерами?) во многих образовательных учреждениях как работали, так и работают женщины возраста 55+.

Разобраться в причинах роста цен и неизменности качества услуги решили коммунисты. Ольга Сотникова, руководитель фракции КПРФ в городской думе, инициировала рассмотрение вопроса о безопасности в школах, и он был включен в повестку сразу двух комиссий – по социальной политике и общественной безопасности. Расскажем, как проходили заседания и что интересного рассказали представители администрации о том, почему охрану в школах и детсадах расторговали аукционом с одним большущим лотом стоимостью 51,6 млн рублей.

СОРВАЛИ КУШ

Прежде напомним, что победителем аукциона стала компания из Екатеринбурга ООО «СБ Кронверк», которая опустилась в торгах на 500 тысяч – до 51,1 млн рублей. С ней и был заключен муниципальный контракт на охрану 112 школ и детсадов города с 1 февраля по 30 июня 2022 года.

Администрация объясняла: объединить 112 школ и детсадов в один лот решили для того, чтобы усилить контроль за деятельностью охранных структур в образовательных учреждениях. Что, согласно законодательству, при выборе исполнителя учитывается опыт компании по успешному выполнению контрактов на охранные услуги. И что таким образом администрация рассчитывает привлечь профессиональную, надежную, лицензированную организацию в сфере охраны с требуемым количеством компетентных сотрудников.

Ранее часть образовательных учреждений заключали договоры с охранными предприятиями самостоятельно. Исполнители для более крупных учреждений определялись на открытых электронных аукционах. СМИ писали, что власти считают, централизованный подход к организации охранных услуг в школах и садах Тольятти позволит более эффективно осуществлять контроль за соблюдением требований безопасности и антитеррористической защищенности в учреждениях. С позицией администрации согласились директора муниципальных образовательных учреждений.

Но выбрали ООО «СБ Кронверк».

Согласно данным СПАРК-Интерфакс, за последние пять лет (2016–2020 гг.) среднесписочная численность сотрудников компании ООО «СБ Кронверк» выросла с одного до пяти человек. По итогам 2020 года компания показала выручку в 27,2 млн рублей, прибыль в 3 млн рублей. С 2021 года ООО «СБ Кронверк» начало активно работать на рынке госзакупок. Компания приняла участие в 14 процедурах и выиграла пять контрактов на 6 млн рублей, сообщала газета «Самарское обозрение». Для «СБ Кронверк» выигранный подряд был не только дебютным в Самарской области, но и максимальным по сумме за всё время.

В итоге подрядчик перенанял работающих в школах вахтеров, охранников. И всё осталось, как было. Только намного дороже для бюджета!

СОЦКОМ

Заседание думской комиссии по социальной политике состоялось в прошлый понедельник. Председатель комиссии, единоросс и директор школы Виталий Подоляко (о том, что в данном сочетании – директор школы и председатель комиссии по социальной политике – прокуратура усматривает конфликт интересов деятельности Подоляко, «ТН» писал в статье «Зачем нужны такие депутаты?» – № 16 от 2 июня), предложил руководителю департамента образования Ларисе Лебедевой – своему непосредственному начальнику – не зачитывать доклад о школьной безопасности. Подоляко аргументировал это тем, что впереди еще одна комиссия по общественной безопасности, и ее председатель Павел Турков вряд ли откажется заслушать информацию администрации. Ну а два раза одно и то же – это, дескать, уже слишком.

В итоге сразу перешли к вопросам, хотя слышались предложения с места – перейти к решению комиссии (кажется, это выкрикивал единоросс Виталий Климашевский). Интересовался темой лишь Григорий Басистый. Коммунист спросил Ларису Лебедеву, почему в прошлый раз торги прошли одним большим лотом, а с июля вновь будут разбиты на несколько маленьких. Интересовало Басистого и то, почему выявлять подрядчиков для охраны школ во втором полугодии администрация будет не на аукционе с понижением, а через конкурс.

Но четких ответов не прозвучало. Лебедева заявила, что администрация ничего не нарушала, все сделала в соответствии с законом. «Я вас ни в чем не обвиняю», – пытался донести до руководителя департамента Басистый. Но Лебедева, видимо, пропустив его заявление мимо ушей, продолжала гнуть свою линию, вдобавок посоветовав коммунисту почитать Федеральный закон от 5.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регулирует правила госзакупок. «Я читал», – спокойно ответил на поучения Лебедевой Басистый.

Дальше депутат попытался рассказать коллегам о том, что он с однопартийцами в частном порядке посетил несколько городских школ и детсадов и увидел несколько нарушений в части выполнения услуг по физической охране школ. В чем они, коллеги-единороссы узнать не захотели. Лариса Лебедева эту информацию восприняла в штыки и возмущенно спросила Басистого, есть ли у него акт проверки. «Если акта нет, откуда мы можем знать, что вы видели, а чего нет?!» – вопрошала чиновница. Депутаты поддержали Лебедеву и не дали коммунисту сказать ни слова.

Наблюдая за ситуацией на комиссии, где присутствовали один коммунист и несколько единороссов, складывалось впечатление, что депутаты от партии власти решили морально поиздеваться над Басистым. За что? Может быть, за то, что пытается выявить, на что тратятся огромные суммы из бюджета. А может, за то, что не может, как они, четко строить фразы и формулировать свои вопросы…

Вот уж действительно, чья партия слова, а чья партия дела…

КОМИССИЯ ПО ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Заседание на комиссии по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики (КОБ) состоялось тоже в понедельник, но чуть позже. Ее участники – председатели других думских комиссий – более конструктивно обсудили ситуацию.

Правда, доклада администрации так не прозвучало. Подоляко буквально «отмазал» свою начальницу, сообщив, что на комиссии по социальной политике они все уже разложили по полочкам. А что? Свидетелей-то на КОБе не было!

Зато были представители Росгвардии и руководителя подразделения, отвечающего за охрану в детских садах, того самого ООО «СБ Кронверк». У них Ольга Сотникова попыталась выяснить, из чего складывается стоимость охраны. Представитель Росгвардии четкого ответа не дал, он лишь сказал, «что касается стоимости физической охраны, то заключаются договоры с ЧОПами, а Росгвардия реагирует лишь на тревожную кнопку, сколько это стоит, устанавливается Москвой».

Сотникова продолжила задавать вопросы:

– Когда мы формировали бюджет, нам в администрации говорили, что нужно заложить сумму на физическую охрану образовательных учреждений, при этом ссылались на некое постановление Росгвардии, которое якобы устанавливает эту верхнюю планку. На основе этих данных и появляется расчет стоимости охраны объекта. Когда устанавливалась расчетная стоимость физической охраны, были ли в нее заложены определенные требования к охраннику?

Сотникова объяснила, почему это ее интересует:

– Все мы, депутаты, обычные граждане, родители, посещая школы, детсады, видим, что охранники – это прежде всего женщины пенсионного возраста. И мне кажется, что, если повысилась стоимость физической охраны, следовательно, увеличивается и ее качество – в виде повышения квалификации охранников, должны появиться более крепкие и более молодые люди. Или это не так?

Представитель Росгвардии сказал, что к ценовой политике отношения не имеет:

– Я не знаю, кто и как устанавливал ценовую политику. Могу сказать относительно квалификации – на ЧОП («Кромвель» – прим. авт.) составлено 8 протоколов, все они устранены. Охранники ежегодно проходят обучение, им выдают разрешение на работу.

ЦЕНА КОНТРАКТА

Далее Ольгу Сотникову интересовало, почему растет стоимость физической охраны в школах города. В 2020 году в городской бюджет закладывали 52 млн рублей, в 2021-м – 60,688 млн, в 2022-м – более 70 млн. В связи с чем рост?

По словам Лебедевой, расчет стоимости охраны с 1 февраля по 30 июня 2022 года определялся в соответствии с Приказом Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ (45-й приказ) «Об утверждении порядка определения начальной максимальной цены контракта». В этом приказе есть формулы, в соответствии с которыми были сделаны расчеты по стоимости часа услуги в образовательных организациях – школах и детсадах. Поэтому цена услуги в соответствии с этим документом была выше, чем в 2021 году. В прошлом году цена варьировалась от 101 до 150 руб. за час, в этом году в первом полугодии цена выросла от 274 до 303 рублей. По итогам аукциона средняя цена снизилась и составила 269,73 руб. за час в детсадах и 292,46 – в школах.

То есть было 120 рублей в час, а стало под 300? Но при этом работают те же женщины и за ту же зарплату?! И чем же охрана стала лучше, если без разницы, кто нажмет на тревожную кнопку, когда вдруг не дай бог что-то случится?!

БУДЕТ КОНКУРС, МНОГО ЛОТОВ, ЦЕНА УПАДЕТ

Слово взял Владимир Краснов. Он сказал:

– Когда администрация нам объясняла, что услуга охраны школ возрастет более чем в два раза, нам говорили, что охранять школы будут представители Росгвардии. Но никакого принципиального изменения не произошло.

Подоляко, видимо, вновь попытался выгородить администрацию в лице Ларисы Лебедевой, заявив, что сотрудники Росгвардии сейчас более нужны на Украине…

А Лариса Лебедева вдруг дала ответы на вопросы, которые задавал ей Григорий Басистый на соцкоме: почему в первом полугодии был аукцион, а во втором станет конкурс и зачем нужно было расторговывать школьную охрану одним большим лотом.

– Совместный аукцион дает очень серьезный эффект при проведении закупочных процедур. И по снижению цены, и по определению качества услуги, – объясняла руководитель департамента образования. – Поэтому в феврале пошли на совместную закупку. Но в 44 законе существует еще много требований, в том числе по объему закупок у малого бизнеса. Объем закупок определяется по итогам финансового года. И когда мы после полугода посмотрели на эту составляющую, то увидели, что некоторые образовательные учреждения города не выполняют этих требований. Потому во втором полугодии охрана в школах и детсадах будет разбита на несколько лотов.

Более того, начальная максимальная цена часа услуги охраны будет значительно ниже, чем в первом полугодии 2022-го. Она составит 170 руб., в 2023 году – 176,8 руб., с применением индекса-дефлятора в размере 4%.

Здесь стоит сделать акцент: в 2021-м году час стоил 120 рублей, в первом полугодии 2022-го – почти 300, а во второй половине 2022-го – 170 руб.

Лебедева объяснила снижение тем, что был изучен опыт других регионов. И… кризис, потому можно назначать верхнюю планку часа стоимости охраны из того, что есть в бюджете.

…По информации открытых источников Интернета, для того чтобы охранник получал 30-35 тыс. в месяц, часовая ставка должна быть не менее 300 рублей в час, так считают руководители охранных предприятий. В Тольятти вплотную приблизились к этой сумме, но назвать хотя бы одну школу, где охранники получают такие деньги, кажется, нельзя. Поэтому вопрос, куда делись бюджетные деньги, остается открытым.

БУДЕТ ПРОВЕРКА КСП

Поняв, что добиться прозрачности в вопросах школьной охраны не получается, Сотникова предложила внести поправку в решение комиссии о том, чтобы во втором полугодии 2022 года контрольно-счетная палата города проверила, как и на что ЧОП, охраняющий муниципальные учебные учреждения и детские сады в первом полугодии 2022 года, тратит бюджетные деньги.

Поправка прошла с трудом. Подоляко (опять!) настаивал, что такая проверка сейчас не нужна. Ее, мол, нужно включать в мероприятия КСП именно тогда, когда депутаты будут рассматривать вопрос о плане мероприятий. То есть, похоже, пытался отложить работу аудиторов на неопределенный срок. Но не получилось! Поправка Сотниковой была принята, так как коммунисты получили численный перевес из-за прогулявшего заседание председателя думы Николая Остудина. Голосов же единороссов – Игоря Лыткина, Виталия Подоляко и Александра Денисова – не хватило, чтобы заблокировать предложение коммунистов. Поправка включена в решение думы и будет рассмотрена на ближайшем заседании.

СПРАВКА

(Из неозвученного доклада Ларисы Лебедевой)

В ведомственном подчинении департамента образования находится 135 учреждений и предприятий, в том числе 69 общеобразовательных учреждений, 49 дошкольных образовательных учреждений, 12 образовательных учреждений дополнительного образования, 5 учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования. Или 231 объект 1-4 категорий опасности согласно требованиям антитеррористической защищенности.

Охрана безопасности заключается в выполнении следующих мероприятий:

— обеспечение контрольно-пропускного режима в учреждении;

— отработка порядка действий при возникновении конфликтных ситуаций в учреждении;

— поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны.

Все школы и детсады города обеспечены кнопками тревожной сигнализации, телефонами с определителем номера, рамочными или ручными металлодетекторами, охраной сотрудниками частных охранных организаций, системами видеонаблюдения. Автономные системы оповещения и управления эвакуацией людей есть в 98% образовательных учреждений.

Стоимость всех мероприятий, направленных на реализацию мер по обеспечению безопасности обучающихся в образовательных учреждениях, в первом полугодии 2022 года обходятся городу в 75 555,53 тыс. руб., в том числе:

— 65 872,43 тыс. руб. на обеспечение физической охраны сотрудниками частных охранных предприятий;

— 9 683,1 тыс. руб. на техническое обслуживание систем видеонаблюдения, кнопки тревожной сигнализации (КТС), договоров на вызов группы быстрого реагирования МОВО Росгвардии.

В бюджете городского округа Тольятти на 2022 год предусмотрены средства на услуги частной охраны в школах и садах в общей сумме 76 522 тыс. руб. Аналогичная сумма предусмотрена и на 2023, 2024 годы, но с учетом дефлятора. В соответствии с расчетами общий объем средств, необходимый на оплату услуг, в 2022 году составляет 99 594 тыс. руб., в 2023 году – 88 754 тыс. руб.

В 2021-2022 учебном году (по состоянию на 1 июня 2022 года) муниципальными образовательными учреждениями в рамках средств, выделенных из городского бюджета и от приносящей доход деятельности, выполнены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности на сумму 15 534,28 тыс. руб., в том числе дооснащение систем видеонаблюдения и наружного освещения, ремонт ограждения, модернизация систем оповещения и управления эвакуацией и модернизация системы передачи тревожных сообщений в подразделения Росгвардии (замена телефона на брелок), на ремонт и монтаж систем контроля и управления доступом и др.

До декабря 2022 года во всех муниципальных образовательных учреждениях будет обеспечено исполнение всех требований антитеррористической защищенности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Антитеррористическая безопасность школ и детсадов – это не только охранник и тревожная кнопка. Это в первую очередь отсутствие доступа в учреждения через дыры в заборах, наличие противопожарной сигнализации. В этом году Росгвардия начала особенно строго спрашивать с директоров школ, департамента образования за наличие дыр и отсутствие сигнализации. А где взять деньги на эти цели? Где-где? Конечно же, у родителей! У родителей, которые оплачивают дополнительные занятия (услуги) в школах и детсадах. Эти деньги именуются средствами от приносящей доход деятельности. Так что не думайте, будто бы родители уже не платят за безопасность своих детей.

Игорь Мухин

В тему

КТО МОЖЕТ ОХРАНЯТЬ ДЕТЕЙ?

Для того чтобы получить доступ на охрану школ и детсадов, частное охранное предприятие должно иметь в своей лицензии допуск по пункту 7 в перечне разрешенных видов услуг. 7-й пункт называется «Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных законодательством». Интересно, что для включения в лицензию ЧОПа «пункта 7» обязательно получение предприятием лицензии на оружие. Однако в Минобрнауки говорят, что наличие оружия у школьных охранников не предусмотрено.

Помимо постановления № 1006 («Об антитеррористической безопасности»), вопрос охраны школ регламентируется рядом других документов: постановлением правительства РФ № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов», ФЗ № 390 «О безопасности», ФЗ № 5 «О противодействии терроризму», письмом Минобрнауки РФ № 03-1423 «О методических рекомендациях», «Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019–2023 годы» и так далее. Единого документа по охране школ нет.

После стрельбы в казанской гимназии вновь стали звучать предложения о том, чтобы передать школы под охрану Росгвардии, у которой на эти цели есть отдельная вневедомственная охрана. В теории ее можно привлекать к охране школ на коммерческой основе, как это делается в отношении ряда других объектов. Но Росгвардия этим не занимается. Как заявлял в мае прошлого года глава федерального ведомства Виктор Золотов, у Росгвардии элементарно не хватит ни финансирования, ни людей для выполнения такой задачи. По этим причинам ставка по сей день делается на частные охранные организации.

 

Закрыть меню