Вы сейчас просматриваете Здоровье, деньги и естественная убыль населения

Здоровье, деньги и естественная убыль населения

  • Автор записи:

Уровень российского здравоохранения: лучше, чем в Сомали, но намного хуже, чем в Норвегии, Швейцарии или США.

Оказывается, три составляющие – деньги, здоровье и естественная убыль населения – неразрывно связаны между собой. Чем больше денег выделяет правительство на здравоохранение, тем качественнее медпомощь для населения и тем ниже естественная убыль. И наоборот: чем меньше денег, тем больше смертей. Как у нас в России.

АНТИРЕКОРДЫ КОВИДА

В прошлых номерах мы уже писали о страшных цифрах ковидной «жатвы» в России. Сообщали, что в нашей стране естественная убыль населения (смертность минус рождаемость) в 2021 году достигла 1,04 млн человек. Это данные Росстата. И это антирекорд. Так население страны не редело ни в тяжелые 1990-е, ни в кризисные «нулевые». Теперь в России проживает менее 145,5 млн человек. С учетом того, что Крым (2,3 млн человек) наш.

Особенно сильно прошлый год ударил по Центральной России. Рекорды естественной убыли поставили Рязанская, Новгородская, Тульская области. В них умерло больше 2% населения. Это один из 50 человек. За ними по уровню естественной убыли следуют Владимирская, Смоленская, Тверская, Тамбовская, Псковская области. Если в предпандемийном 2019 году убыль населения в этих регионах составляла 0,7–0,8% в год, то в 2021 году она удвоилась до 1,4–1,5% в год.

СВЕРХЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ЭХО «ДЕВЯНОСТЫХ»

Центральная Россия пустеет особенно быстро еще и по причине сверхцентрализации экономики и управления. Сверхцентрализация – это когда молодежь (и не только) уезжает в Москву. Уезжает, потому что «там» выше зарплаты, больше работы и больше возможностей. А «здесь» – зарплата максимум 20 тыс. и никаких перспектив.

Сегодня доля Москвы во всем, что есть в стране, – гигантская. Каждый пятый рубль ВВП – это Москва, 35% всех вкладов населения – это Москва. Зарплата учителя и врача в три раза выше, чем в среднем по стране, – это тоже Москва. И пока подобное положение сохраняется, регионам невозможно догнать гигантский быстрорастущий мегаполис. Петербург и тот значительно отстает от Москвы.

Так, с начала 2000 года в Псковской, Архангельской, Кировской, Тамбовской, Тверской областях число жителей снизилось на одну пятую – на 20–23%. Даже крупный регион – Нижегородская область – потерял 13% жителей.

Кроме того, россияне продолжают уезжать из Магаданской области, Коми, Курганской, Мурманской областей. И сейчас депрессивным регионом в плане оттока населения, помимо областей вокруг Москвы и Дальневосточного федерального округа, стало Поволжье: Саратовская, Волгоградская области.

Фактически ковид только ускорил обезлюдение многих регионов. Но дело не в том, что они как-то особенно плохо справлялись с пандемией. Дело в возрастной структуре населения. Из регионов, которым не повезло быть расположенными рядом с Петербургом или Москвой, молодежь уезжает десятилетиями. То есть в них доля молодого населения снижена, а пожилого – повышена. В этих регионах и без ковида смертность самая высокая в стране на душу населения. А теперь появился коронавирус, который все-таки больше бьет по старшим возрастам, поэтому и общий коэффициент смертности растет сильнее.

Вторая причина опустения значительной части страны: с 2018 года Россия вступила в период длительного демографического спада. Это эхо 1990-х. К детородному возрасту подошли люди из малочисленного поколения, рожденного в те годы. В прошлом году рождаемость превысила уровень смертности только в 11 регионах. Это четыре республики Северного Кавказа, Тюменская область с входящими в нее автономными округами, Ненецкий АО в составе Архангельской области, а также Алтай, Якутия и Тыва.

ЦЕНА ПАНДЕМИИ

Власти регулярно ставят цели повысить продолжительность жизни, снизить смертность. Поправки о доступной медпомощи даже внесли в 2020 году в Конституцию. Однако по факту расходы на здравоохранение планируют снижать.

В марте 2020 года, прямо перед началом пандемии, Росстат опубликовал свой прогноз численности населения России вплоть до 2036 года. Судя по нему, количество жителей страны в 2021 году должно было уменьшиться, но не на миллион, а на 375 тысяч человек (без учета миграции). COVID-19 скорректировал прогнозы.

Россия – одна из наиболее пострадавших от пандемии стран. Как мы уже говорили, смертность в стране превысила миллион человек. Это на 61% больше, чем прогнозный годовой уровень смертности. Из этих страшных цифр следует, что расходы на здравоохранение нужно увеличивать. Но год назад текущий бюджет на 2021 год и плановый период на 2022 и 2023 годы был принят с таким расчетом, что расходы на здравоохранение уменьшаются с 1 трлн 123,3 млрд рублей в 2021 году, до 1 трлн 112,8 млрд рублей в 2022 году.

В 2022 год страна, как и весь остальной мир, входила в состоянии пандемии, логично же, что расходы на здравоохранение должны быть соответствующими и снижать их категорически было нельзя. Но Госдума утвердила во втором чтении законопроект о федеральном бюджете на 2022 год. В нем финансирование системы здравоохранения сократилось на 117 млрд руб. То есть стало меньше на 9%.

С такой статистикой, хочешь не хочешь, а выводы напрашиваются сами собой: российское правительство людей своих не бережет.

В США, которые также справляются с ковидом далеко не блестяще, годовой уровень смертности превышен на 33%, это 970 тыс. человек. А лучше всего пандемию преодолевают страны Северной Европы. В соседней Финляндии смертность повысилась только на 6%. Из-за пандемии погибло 3,4 тысячи человек.

Кроме того, численность населения западных стран не падает. В США по итогам прошлого года все-таки зафиксировали небольшой естественный прирост. Число жителей страны выросло на 0,1%. Во Франции – на 0,3%, в Германии число населения стабильно.

Россию же в следующие 14 лет даже с учетом миграции ждет сокращение населения. По прогнозу Росстата, к 2036 году мы можем потерять еще 3,5 млн человек.

ЛЮДЕЙ НЕ БЕРЕГУТ?

Почему у нас так, а у них по-другому? Да потому что уровень нашего здравоохранения далек от их уровня.

Так, расходы федерального бюджета России на здравоохранение в 2022 году составляют 1,2 триллиона рублей, доля в общем объеме расходов бюджета несколько уменьшится в следующем году, следует из пояснительной записки к проекту госбюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, опубликованному накануне принятия главного финансового документа страны. Бюджетные ассигнования по разделу «Здравоохранение» в 2022 году составят 1 243 465,8 миллиона рублей, в 2023 году – 1 210 775,9 миллиона рублей, в 2024 году – 1 237 932,4 миллиона рублей, говорится в документе.

По отношению к объему ВВП доля расходов на здравоохранение составит в 2022 и 2023 годах 0,9%, в 2024 году – 0,8%, уточняется в проекте. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета в 2022 году уменьшится и составит 5,3%, в 2021 году было 5,8%.

Получается, что смертность растет, но власть при этом ничего не предпринимает?! А как в других странах?

США на здравоохранение потратили в 2020 году 17,1% от ВВП страны, Швейцария – 12,3%, Франция – 11,3%, Япония – 10,9%. Россия – всего 5,3%. То есть мощная держава, владеющая 35% природных ресурсов Земли,  на территории которой проживает всего 2% мирового населения, тратит на своих жителей жалкие 5,3% внутреннего валового продукта! При этом занимает в рейтинге из 189 стран позорное 121 место (https://gtmarket.ru/ratings/global-health-expenditure).

А сколько же составят в рублях в пересчете на душу населения расходы на наше здравоохранение? Посчитаем. Итак, в России проживает 145,5 млн человек, а расходы на здравоохранение на уровне 1,2 трлн рублей. Делим деньги на людей и получаем 8 247 рублей на одного человека. В долларах еще меньше – 110.

Для сравнения: в США расходы в абсолютном значении на душу населения составляют $10243, в Швейцарии – $9903, Норвегии – $8102. В среднем по миру эта сумма составляет $1048. При этом в ряде африканских стран подобные затраты не превышают $25. К ним относятся Эритрея ($24), Мадагаскар ($22), Центральноафриканская Республика ($21) и Демократическая Республика Конго ($19). Наименьшие затраты на здравоохранение отмечены в Сомали ($6, и эта сумма практически не меняется с 1995 года). Так что у нас лучше, чем в Сомали, но намного хуже, чем в Швейцарии, Норвегии или США.

Игорь Мухин