Вы сейчас просматриваете Гаражи преткновения – 2

Гаражи преткновения – 2

  • Автор записи:

Кто поддержит тольяттинских владельцев гаражей в противостоянии с самарским олигархом, покушающимся на их собственность?

 

В №23 от 9 сентября 2021 года «ТН» уже рассказывал, что некое ООО «Ротор» вознамерилось лишить гаражей тысячи тольяттинцев. «Ротор» обратился в суд с требованием снести гаражи, поскольку-де они расположены на земле, принадлежащей ООО. Причём снести силами самих членов гаражных кооперативов. Да еще и обломки самостоятельно вывезти.

Первоначально речь шла о трёх ГСК: «Призёр», «Эдельвейс» и «Запад». Позднее к ним добавилось ещё два гаражных комплекса: «Жасмин» и «Волна», количество собственников гаражных боксов, вовлечённых в процесс, увеличилось как минимум вдвое с первоначальных полутора тысяч. Все эти гаражи расположены западнее Московского проспекта и построены в 90-х.

ИЗ ПРЕДЫСТОРИИ

Тогда, в период «большого передела», практически отсутствовал земельный рынок. Товаром служило всё, что угодно, но не земля. Даже для колхозов-совхозов она была, скорее обузой. Её ж надо пахать, засевать, а делать это было не на что. Этим и объясняется лёгкость, с которой участки земли уступались, переоформлялись, передавались без какой-то внятной и окончательной регистрации прав собственности. Спустя всего несколько лет, когда земля превратилась в товар №1, оказалось, что одними и теми же участками намерены распоряжаться разные структуры, включая органы власти. И каждый как бы в своём праве.

В случае с гаражами преткновения всё вышло по этой схеме, как по шаблону. Первоначально Малый совет Самарского областного совета народных депутатов включил в 1992 году часть земель колхоза «Россия» и совхоза имени Степана Разина в черту Тольятти. Ну включил — и спасибо. Администрация города принялась раздавать подведомственные территории желающим для различных нужд. В том числе и для строительства гаражных кооперативов. Постановление №649 о выделении земли под ГСК «Призёр», «Эдельвейс», «Волна», «Жасмин» и ряд других датировано апрелем 1996 года и подписано первым вице-мэром, главой администрации Тольятти Николаем Уткиным, там же визы главного архитектора, руководителя горкомзема (Натальи Немых), начальника юридического отдела… Всё честь по чести. На тот момент.

Есть документы, которые подтверждают, что ГСК в надлежащий срок (где-то с 1998 по 2000 гг.) были приняты в эксплуатацию. И вновь подписи: Николай Уткин, Аркадий Эстрин…

Что и почему помешало тогда же и оформить земельные отношения – вот так сразу и не сказать. Возможно, были причины. Возможно, и нет.

Далее, как мы уже обсудили, земля начала становиться товаром. Товаром повышенной ликвидности. И вот уже 10 декабря 2004 года Арбитражный суд Самарской области утверждает мировое соглашение, которое администрация Ставропольского района и сельскохозяйственный производственный кооператив имени Степана Разина заключили днём ранее. По соглашению право собственности на участок вдоль Московского проспекта от уреза Куйбышевского водохранилища и до Южного шоссе утверждалось за СХПК. Далее участки поменяли владельцев. Тот же «Ротор», по его заявлениям, приобрёл землю у некоего ООО «Динамика» в 2013-м.

Как? Почему? А как же выделение Малым советом Самарского совнардепа тех же земель Тольятти? Думается, разбираться в том, кто кому и почему продал участки с уже готовыми (!), построенными и эксплуатируемыми гаражами – всё же прерогатива районного суда. Или арбитражного суда – там уж как пойдёт. Вопрос в другом: почему за всю эту чехарду сроки отсидели только Николай Уткин и Наталья Немых?

НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ

К слову, это уже не первый наезд «Ротора» и его хозяина – самарского олигарха Алексея Шаповалова на «гаражи преткновения». Проживающий в Дубаи бывший табачный король всея Самары уже не раз демонстрировал свою способность находить подобные проблемные участки и пытаться получить с них свой гешефт. События полугодичной давности вокруг торгово-рыночного комплекса на окраине посёлка Приморского тому пример. Тогда другая структура Шаповалова – ДСК скупила узкую полоску земли вдоль автодороги и перекрыла коммерсантам доступ к торговым рядам. Но вот с гаражами всё пошло не так гладко…

Не особо углубляясь в историю, можно вспомнить реляции бизнесмена о том, какой город-сад он построит вдоль Московского проспекта. Шаповалов даже безвозмездно (то есть даром), говорят, уступил часть земель в пользование администрации Тольятти – для прокладки дорог и прочих нужд. С дорогами как-то не сложилось. Планы Шаповалова тоже канули в Лету. Зато, как раскопала газета «Самарское обозрение», на владельца земель наехали компетентные органы в лице налоговиков и Росреестра. ООО «Ротор» неоднократно было оштрафовано за …нецелевое использование земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного (!) использования. «Государевы люди» раз за разом видели на шаповаловских землях проезды между ГСК, мастерские и прочие шиномонтажки, без которых немыслим ни один гаражный комплекс. Тем более что, напомним, их здесь пять.

Возможно, этим и обусловлено требование олигарха и его ООО о сносе гаражей. Раньше-то, в 2017-м и 2020-м годах, в исках содержалось требование взыскать с членов ГСК сумму «незаконного обогащения». Но тогда суд неоднократно отказал бизнесмену, его структурам и адвокатам.

И вот очередная попытка с более суровыми требованиями. Понятно, что требование снести гаражи на земле, которая в 1992-м была передана городу, в 1996-м – выделена под строительство, в 2004-м признана собственностью СХПК им. Ст. Разина, продана непонятно кому, а уже потом выкуплена в 2013-м у ООО «Динамик» «Ротором» (не исключено, что 3-4 звена этой цепочки тут даже не упомянуты!), граничит с полным бредом. Но ведь этот бред надо как-то распутать для последующего устранения. Кто возьмёт на себя эту обязанность?

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЕЩАНИЙ НЕ ДАЁТ

На минувшей неделе притязания «Ротора» живо обсуждали перед заседанием городской думы. В дискуссии участвовали заместитель главы города Олег Захаров, глава Николай Ренц, спикер думы Николай Остудин, депутаты…

Остудин недоумевал: как так, советская же власть выделяла землю? Его мягко, но настойчиво поправлял Захаров: дело было в 90-х. Нет, не самострой, но… Из речи заместителя главы по имуществу и градостроительству выходило, что собственники гаражей решили встретиться с представителем собственника земли и попытаться договориться о платежах за землю. В том размере, как если бы она была муниципальная. Яснее ситуация, прямо скажем, не стало. Но появилось понимание того, что администрация намерена временно «попарить над схваткой». Вместо того, чтобы вмешаться и попытаться устранить свои былые косяки, недосмотры и недоработки.

Вопрос: а не собирается ли администрация как-то финансово вложиться в разрешение ситуации, поскольку она является главным виновником нынешнего нарыва на меже, был с негодованием отвергнут. Николай Ренц так и заявил: а давайте, мол, не будем тут давать никаких обещаний. Пусть сначала сами меж собой поговорят. Ага, меж собой. Какой-то неравнозначный диалог получается. С одной стороны – армия бизнесменов и бизнес-адвокатов, с другой — те, кому сейчас за 60-70 лет, кто четверть века назад вкалывал на строительстве этих гаражей, привык считать их своими, а под старость лет столкнулся с вопиющей несправедливостью. Ну, или их дети-наследники.

Далее Ренц пространно порассуждал о том, что это же не дело, когда больше 20 лет никто за землю не платил… И ещё раз призвал всех не спешить. Желания встать без раздумий на сторону тысяч пожилых тольяттинцев, вазовцев, виноватых лишь в том, что живут в этом городе, он не высказал.

ГОТОВЫ ДАЖЕ ЗАПЛАТИТЬ. НЕ ВСЕ И НЕМНОГО

Общественник Максим Шилович, с чьей подачи город, а затем после ряда публикаций – и область узнали о требовании «Ротора» обездолить тысячи простых горожан, представил редакции фрагменты переписки активистов «антироторного» движения с прокуратурой Тольятти. Да, прокурор ответственно говорит, что гаражные комплексы самостроем не являются. Но нет – прокуратура на стороне тольяттинцев не выступит. Подобные дела не в ведении ведомства. За защитой обращайтесь в суд. Подпись: и.о. прокурора Автозаводского района В.В. Володин. Словом, всё по классику, высказавшемуся про спасение утопающих.

В беседе с вашим корреспондентом Максим Шилович озвучил мнение ряда владельцев гаражей: добиться от «Ротора» выкупа земли под собственными ГСК, тем более что они имеют преимущественное право на это, которое при всех предыдущих сделках не было учтено. «Если сумма будет приемлемой», — уточнил он.

Гм, как-то вот с трудом верится, что олигарх после всех своих планов, судов и штрафов согласится на «приемлемую» (читай – не обременительную для хозяев гаражей) сумму. Да и в возможность выплачивать ему арендную плату за пользование землёй по муниципальной ставке тоже верится с трудом: слишком много он на штрафах и судах потерял, чтобы сдаться нескольким тысячам юридически невооружённых вазовцев. Я уж не говорю об ударе по престижу.

Впрочем, главные события в этом деле ещё впереди. Одно понятно уже сейчас: надо ставить точку. Многоточием в этот раз не обойтись: история приобрела слишком большой резонанс. В чью пользу будет она поставлена? Пока сказать трудно. По справедливости – правда на стороне хозяев гаражей. Но между законом и такими понятиями, как «правда» и «справедливость», не всегда можно ставить знак равенства. Какие законы будут приняты во внимание – остаётся лишь гадать.

Антон Вартанов

СПРАВКА

Алексей ШАПОВАЛОВ – бизнесмен, олигарх-миллиардер, занимает 364-ю строчку в списке богачей мира. По некоторым данным, состояние олигарха превышает семь миллиардов рублей. Сейчас у него в активе около 60 юридических лиц в Самарской, Новосибирской, Ульяновской областях. В большинстве своем эти организации занимаются недвижимостью и крупными торговыми центрами. Проживает вместе с семьёй в Дубае.