Вы сейчас просматриваете Алексей Краснов: «так устроено в цивилизованных странах: власть для граждан, а не граждане для власти»

Алексей Краснов: «так устроено в цивилизованных странах: власть для граждан, а не граждане для власти»

  • Автор записи:

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

В прошлый понедельник, во время пресс-конференции новый глава города Николай Ренц, отвечая на вопрос о том, есть ли необходимость введения дополнительного муниципального маршрута от удаленных микрорайонов до Автозаводского района, произнес, по сути, сакральную фразу, что «у города нет задачи зарабатывать». Прокомментировать данное высказывание мы попросили депутата Самарской губернской думы Алексея Краснова.

— Вообще, Николай Альфредович противоречит сам себе. Смотрите: вот он говорит, что город не должен зарабатывать. А потом тут же говорит о том, что город должен экономить. Но ведь необходимость экономить происходит от недостатка денег. А недостаток денег, вообще-то, всегда восполняется их зарабатыванием. Но зарабатывать не нужно… Алогизм? Алогизм!

Николай Альфредович вроде бы серьёзный хозяйственник, и при этом говорит, что не нужно зарабатывать и при этом экономить на потребностях тольяттинцев. Как-то это противоречит моему представлению о том, для чего вообще нужна городская администрация. В моём понимании, чиновники и их подчинённые (в подконтрольных городу предприятиях и акционерных обществах) как-раз-таки должны зарабатывать деньги, чтобы удовлетворять потребности тольяттинцев. То есть – да, муниципальная УК №4 должна приносить городу деньги, и да, на эти деньги нужно возить двух пенсионеров со Шлюзового в Автозаводский, например, к внукам. Так устроено в цивилизованных странах: власть для граждан, а не граждане для власти.

Получается, что, едва став градоначальником, Николай Ренц высказал антитезис моему основному тезису о предназначении муниципальной власти. В своё время, в 2013-м году, как только я стал депутатом, я с удивлением увидел, что чиновники, начиная от среднего звена и заканчивая первыми лицами города, ставят основной задачей для себя сделать Тольятти как можно более слабым в экономическом плане. Это выражалось и в распродаже муниципальной собственности, и в низкой эффективности управления муниципальным имуществом.

Вот, например, магазины на первых этажах всех «хрущевок» и «сталинок». Все эти помещения — бывшая собственность города, которую чиновники и депутаты продали в частные руки за копейки. А теперь данные помещения приносят новым собственникам очень хорошую прибыль. Примерно 50 тыс. рублей в месяц – средняя цена аренды магазина федерального продуктового бренда. Или более полумиллиона рублей в год с одного помещения. А сколько у нас таких «пятерочек», «магнитов», сетей бесчисленных аптек?! Не много, а очень много! Сотни! И все они «сидят» в бывших муниципальных площадях!

Я уже публиковал результаты своего депутатского расследования на эту тему: не меньше миллиарда в год Тольятти зарабатывал бы сейчас на аренде муниципальной недвижимости, если бы «отцы города» не распродали эту недвижимость сами себе с целью личного обогащения. Представьте, сколько полезного можно было бы сделать на эти деньги! Но, как мы видим, задача зарабатывать деньги в город не стояла тогда, не стоит и сейчас.

Руководитель Департамента управления муниципальным имуществом госпожа Сорокина продолжает настаивать на том, что распродажа муниципальной недвижимости – это, оказывается, благо для экономики города. Но я никогда не соглашусь с этой позицией! Недвижимость – это один из самых прибыльных ресурсов, и грамотные хозяйственники на нём зарабатывают деньги!

Кстати, это ведь и политический вопрос… Будь эти деньги в городской казне, администрации Тольятти не пришлось бы ходить с протянутой рукой! Мы сами смогли бы реализовать многие проекты. Но город лишен этих денег. И потому вынужден просить деньги – у губернатора, федерального центра… Таким образом, у нас в России стирается грань между федеральной и муниципальной властью. Хотя, по Конституции, муниципальная власть есть, и она должна развивать свои территории, действовать в первую очередь на благо горожан. Но в реальности у нас — капиталистический централизм. В угоду ему чиновники высшего эшелона власти уничтожают любую альтернативную власть как неприемлемую для централизма. Уничтожается институт депутатов. Уже уничтожен институт мэров, вместо них назначают глав городов. Уничтожают выборы по спискам партии, чтобы депутатов от оппозиции прошло как можно меньше в парламенты разных уровней. Вот и экономики муниципалитетов уничтожаются тоже…

Это очевидно: градоначальников ставят «вручную» именно для того, чтобы некогда самостоятельные муниципальные образования становились придатками федеральной власти. Президент назначает губернаторов, губернаторы назначают глав городов. Механизм назначения – по аналогии с судьями… Вертикаль власти усиливается. Власть всё больше централизуется. И ей не нужны сильные города. С собственной экономикой. С собственным мнением. Иначе города будут требовать. А (по логике Кремля) должны просить. Как говорили древние китайцы? «Голодными легче управлять. Что нужно голодному? Известно. А что нужно сытому? Да кто ж его знает!» По этой схеме и действует нынешняя власть. Задача – сделать города нищими, всё распродать частникам, оставить муниципалитетам только чуть-чуть – минимум миниморум. И то для того лишь, чтобы и это потом раздербанить на откаты.

Резюмирую. Я в корне не согласен с точкой зрения Николая Альфредовича. Считаю, что города должны зарабатывать! К тому же, эта опасная, на мой взгляд, фраза Ренца может стать своеобразным сигналом для команды чиновников администрации: расслабьтесь, вам не нужно зарабатывать. То есть, получается, что не должно зарабатывать АО «Лифтэлектросервис» — акционерное общество с долей муниципальных акций, не должна зарабатывать и УК №4, которая является муниципальным предприятием и принадлежит городу.

Сейчас складывается очень скандальная ситуация с УК №4. Данная УК должна ресурсным организациям очень большие деньги. И если она обанкротится, администрация города, которую сейчас  возглавляет Николай Ренц, будет нести субсидиарную ответственность. То есть из бюджета города будут заплачены долги УК. Видимо, в преддверии этой ситуации, и прозвучала данная фраза из уст главы города. Ведь, выясняя причины получения убытков данной УК, уже нельзя будет спросить с руководителя департамента по управлению муниципальным имуществом Инны Сорокиной, почему подведомственное ей учреждение вдруг стало убыточным. Неэффективным. Г-жа Сорокина любит размышлять о критериях эффективности муниципальных предприятий. Размер убытков, по ее словам, не является прямым критерием оценки эффективности подведомственных администрации города учреждений. А ведь УК №4 задолжала ресурсникам более 80 млн рублей, впрямую нарушая основные принципы хозяйствования.

Когда УК №4 «схлопнется», ресурсники предъявят иски к администрации, и чиновники будут разводить руками: почему у УК №4 столько долгов, почему она не зарабатывала? И вот тут будет очень уместна фраза о том, что город не ставит перед собой задачи зарабатывать…

Итак, сильные муниципалитеты не нужны действующей власти. Ей нужны муниципалитеты, жёстко зависимые от «центра». Очевидно, это такая стратегия власти. И, судя по всему, умение глав городов делать муниципалитеты зависимыми от банков, вышестоящих бюджетов и Кремля негласно входит в список критериев оценки их работы. Как же как теперь влияет на оценку их деятельности и число горожан, привитых от коронавируса.

Записала Ольга Баркалова