Navigator News

16+

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages

16+

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Как муниципалитет довёл собственное предприятие до банкротства

Как муниципалитет довёл собственное предприятие до банкротства

Бесхозяйственность

ОАО «ДРСУ» находится на краю пропасти не без участия исполнительной власти города

ИЗ ИСТОРИИ

ОАО «Дорожное ремонтно-строительное управление» (ДРСУ) до того, как стать акционерным обществом, являлось муниципальным предприятием. На основании распоряжения мэра Тольятти от 29.12.2005 г. МП «ДРСУ» преобразовано в ОАО «ДРСУ» с уставным капиталом в размере 18,617 млн руб. На эту же сумму были выпущены обыкновенные акции стоимостью 100 руб. каждая. Номинальная цена акций обеспечена имущественным комплексом в сумме 18,617 млн руб. То есть стоимость оборудования, принадлежащего ДРСУ, оценивалась в 2005 году в 18,617 млн руб.

Учредителем ОАО «ДРСУ» является городской округ Тольятти в лице администрации города. 100% акций также принадлежит городу. То есть как ни крути, ДРСУ – это городское предприятие, цель работы которого, согласно уставу, — расширение рынка товаров и услуг и извлечение прибыли. А прибыль, соответственно, должна идти в казну города.

Однако с некоторых пор вместо прибыли предприятие стало приносить сплошные убытки. На вопрос «почему?» искала ответ Контрольно-счётная палата. Буквально на днях результаты её проверки стали достоянием общественности, после того как были оглашены на заседании постоянной комиссии по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики Думы г. о. Тольятти.

СВОИМИ РУКАМИ?

37 листов бухгалтерской цифири и аналитики вместили в себя период хозяйствования ОАО «ДРСУ» номинально за 2017-2019 годы. То есть конкретно за тот период, когда организация вдруг из прибыльной резко стало убыточной. Однако сводная таблица итогов хозяйствования предприятия и регулярно упоминающиеся цифры и события предыдущих лет подталкивают к парадоксальному выводу: городская исполнительная власть своими руками задушила предприятие, которое успешно и прибыльно занималось ремонтом и обслуживанием городских улиц, бульваров, проездов и т. д. А потом из-за действий «хозяина» в лице тогда ещё мэрии Тольятти в одночасье скисло и в последние годы только катилось вниз по наклонной плоскости.

Почему? Всё просто. Лейтмотивом аудиторской проверки звучит рефрен: «Следует отметить, что в случае своевременного погашения администрацией г. о. Тольятти дебиторской задолженности по муниципальному (!) контракту от 10.05.2016 № 0842200002116000055_259977 в сумме 166 182 тыс. руб., общество своевременно бы погасило кредиторскую задолженность за выполненные субподряды…»., и… всё было бы относительно хорошо.

Повального какого-то воровства, хищения и нецелевого использования средств аудиторы не нашли. Повального, повторюсь. Где-то есть нарушения бухгалтерской отчетности, где-то вовремя не пролонгировали положение о сертификации рабочих мест, из-за чего превысили нормы оплаты труда. Там — не на ту графу отнесли задолженность, там… Но это всё в основном технические бухгалтерские помарки, без которых ни одно предприятие не существует. По крайней мере, на сторонний взгляд. А вот 166 «с хвостиком» невыплаченных предприятию под сомнительным предлогом миллионов – это серьёзный удар. Под дых.

ПОЧЕМУ ТАК СЛУЧИЛОСЬ?

Предметом уже упомянутого контракта являлся ремонт дворовых территорий, внутриквартальных проездов. Срок исполнения – с момента заключения контракта по 31 октября 2016-го. К сроку, как у нас водится, дорожники не поспели, за что «выхватили» в размере почти 1 760 тыс. руб. Но через месяц управились с недоделками и никаких претензий в их адрес более не выставлялось. Но уже в декабре областной минтранс «проинформировал мэра Тольятти Сергея Андреева «о проведённый лабораторией министерства контрольных испытаниях, выполненных в 2016 году ОАО «ДРСУ» работ, посредством которых было выявлено некачественное исполнение работ, вследствие чего эти работы оплачиваться из областного бюджета не будут. Общая стоимость некачественно выполненных работ составила 166 182,0 тыс. руб.», — говорится в расследовании КСП. И там же отмечается, что результаты контрольных испытаний до ДРСУ не доводились (!).

Так и не дождавшись оплаты, в марте 2017-го ДРСУ подаёт иск в арбитражный суд Самарской области о взыскании с мэрии Тольятти суммы задолженности в размере той самой недоплаты плюс пени – 1 820 тыс. руб. А куда деваться, если у самих дорожников за это время перед субподрядчиками (и не только) образовалась кредиторская задолженность в размере 189 317,2 тыс. руб.? А следом мэру и совету директоров было направлено уведомление о возникновении предбанкротной ситуации.

В ходе разбирательства была назначена экспертиза проведённых работ. Экспертом (ООО «Малое инновационное предприятие «Мониторинг автомобильных дорог и дорожные технологии» (Москва) было дано заключение: «…выявленные недостатки выполненных, но не оплаченных работ являются несущественными, устранимыми в рамках гарантийных обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом. Дополнительных затрат заказчика (департамент городского хозяйства) на устранение указанных недоделок не требуется. Стоимость фактически выполненных, но не оплаченных работ составляет 164 975,3 тыс. руб.».

31.01.2018 года эту сумму плюс неустойку в размере 16 811,5 тыс. руб. и 200 000 руб. судебных издержек арбитражный суд и постановил взыскать с администрации г. о. Тольятти в пользу ДРСУ.

Казалось бы, хеппи-энд. Но, напомню, это было уже в 2018-м…

ВОЗЬМИ В ДОЛГ И ОТДАЙ ДРУГОМУ

А ещё в 2015-м мэрия под руководством Сергея Андреева затеяла странный проект по спасению Тольяттинского троллейбусного управления (ТТУ). ДРСУ буквально обязали выдать ТТУ кредит на сумму в 44 миллиона. Для этого дорожники под гарантии мэрии сами взяли взаймы у «Глобэксбанка» и передали деньги троллейбусному управлению.

Надо ли говорить, что так и не вставшее на ноги ТТУ по сию пору этих денег ДРСУ не вернуло. Пару раз за всё время выплачивало некие суммы в счёт процентов — и только. В итоге на конец 2019-го дебиторская задолженность ТТУ перед ДРСУ с учётом процентов составила 53 914 тыс. руб.

Результат: «кредитная история» ОАО «ДРСУ» напрочь испорчена. В долг организации, не платящей по долгам, уже никто не даст. А работать без кредитных и оборотных средств возможным не представляется…

КРАХ

По выводам аудиторов КСП, ДРСУ стабильно работало с 2013 по 2016 гг. Получало значительную выручку, а до 2014-го – и многомиллионную прибыль. Возникшие в последующие два года убытки были отнесены на счёт неграмотного, заведомо убыточного заключения субподрядов. Впрочем, это было во время правления мэра Сергея Андреева и не всё тогда шло так, как хотелось «участникам процесса».

А вот в 2017-м предприятию, по сути, пришёл конец. А как иначе назвать резкое сокращение выручки на 96%?

С января по апрель ДРСУ еще пыталось осуществлять деятельность по содержанию дорог в рамках контракта с ЗАО «ЭкоСфера», но банальное отсутствие денег даже на горючку привело к тому, что и этот контракт был расторгнут.

В качестве причин наступившего краха ревизоры называют то, о чём мы уже говорили: гигантская дебиторская задолженность со стороны учредителя, отсутствие свободной денежной массы на осуществление деятельности и отрицательная реакция со стороны кредитных организаций при просьбе дать взаймы.

Коллектив вынужден был уволиться. Оставшиеся «производственные единицы» занимались тем, что сдавали в аренду помещения, оборудование. Так, всю рабочую технику у ДРСУ, по некоторым сведениям, арендует ООО «Автодоринжиниринг», входящее в круг интересов депутата ГД РФ Евгения Серпера. Всю нерабочую списали и отгрузили в металлолом.

Убытки предприятия в 2017 г. составили 18 057 тыс. руб., в 18-м – 34337,5 тыс. руб., в 2019-м – 3 748,8 тыс. руб.

Управление акциями ОАО «ДРСУ» со стороны городской администрации признано неэффективным. Ещё бы: дивидендов по акциям в последние годы в бюджет просто не поступает! Деятельность же самого ДРСУ названа ещё и убыточной.

На основании определения Арбитражного суда Самарской области от 10.07. 2020 в отношении ОАО «ДРСУ» введена процедура наблюдения. Сама же компания фигурирует в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. В её публичном профиле в интернете значится: «В процессе банкротства».

НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ?

Несмотря на всё вышеизложенное, предложения КСП выглядят следующим образом:

«Администрации городского округа Тольятти:

  1. Провести анализ и разработать план по повышению эффективности управления акциями общества, находящимися в собственности городского округа.

ОАО «ДРСУ»:

  1. Обеспечить осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями законодательства РФ и муниципальных правовых актов местного самоуправления».

Вот вы как хотите, а у меня в голове почему-то сразу всплывает пословица про «боржоми» и почки. Или я не прав и есть надежда на возрождение?

Андрей Сергеев

Закрыть меню