Вы сейчас просматриваете Будет волевое решение, будет и автовокзал

Будет волевое решение, будет и автовокзал

  • Автор записи:

Недоперевозки

Как выяснилось на рабочем совещании в думе г. о. Тольятти, проблемы пассажиров междугородних автобусов волнуют только их самих. Да ещё членов фракции КПРФ тольяттинской думы. Чиновники же считают проблему неразрешимой…

ЗДАНИЕ ЕСТЬ, АВТОВОКЗАЛА — НЕТ

В конце минувшего года здание Центрального автовокзала на улице Родины, 1г было продано в частные руки. Что теперь будет с пассажирами межмуниципальных и межрегиональных автобусных рейсов? Где им скрываться от непогоды и останется ли на старом, привычном месте хотя бы кассовый пункт – ответы на эти и ряд других вопросов пытались получить участники рабочего совещания, организованного по инициативе лидера фракции КПРФ в думе г. о. Тольятти Ольги Сотниковой по просьбе обратившихся к ней жителей города.

Центральный автовокзал – непрекращающийся скандал на протяжении более чем десятка последних лет. Как рассказал представитель ИП «Плаксун», владельца кассового пункта по продаже автобусных билетов, расположенного в здании, попыток решить проблему они не оставляли в течение минимум 12 лет.

— И здесь, в думе, проводили бесчисленные совещания с депутатами Носоревым, Гринблатом, — пояснил он. – Встречались с мэрами: Пушковым, Андреевым, Анташевым – всё безрезультатно.

Со слов продавца билетов, вообще дошло до абсурда: администрация распорядилась… убрать все стулья из зала ожидания. Ну а что? Здание перевели в 14-м году в разряд нежилых, ремонт номинальный хозяин – АТП-3 – осилить не мог. Мало ли что? Легче и безопаснее людей под дождь или на мороз выгнать. Затем АТП-3 вернул здание в казну. Казна нашла покупателя и продала. Стулья в помещение вернули.

Будет ли на привычном месте автовокзал, кассовый и остановочный пункт – пока не ясно. С новым владельцем, который вступает в права собственности, «ведутся переговоры». Если что – уже два года прорабатывается запасной вариант.

И НАДО БЫ СТРОИТЬ, ДА СТРОИТЬ НЕЛЬЗЯ

В самом начале совещания Ольга Сотникова напрямую спросила представителя самарского минтранса Константина Михайлова:

— Есть ли на территории Тольятти действующий в рамках законодательства автовокзал и есть ли у минтранса с ним какие-то взаимоотношения? Обязательно ли в черте города наличие автовокзала? Если обязательно, то почему его нет? Если необязательно, то можно ли его создать и какими силами?

Ответ:

— В Тольятти в настоящее время существует только один автовокзал в Центральном районе по адресу: ул. Родины 1и. Принадлежит ООО «Тольяттинский автовокзал». Не действует. Закрылся в прошлом году…

Почему закрылся? А пассажиропоток упал. Мол, перевозчики сами решают, с кем им работать. Вот приглянулся им больше кассовый пункт в старом большом здании автовокзала на ул. Родины, 1г, потому и игнорируют они новый, но маленький автовокзал на ул. Родины, 1и, расположенный в двухстах метрах.

А сделать нет, ничего не можем. Ни у муниципалитета, ни у минтранса обязательств по строительству и обихаживанию автовокзалов нет. Правда, есть у нас один проект по строительству транспортно-пересадочного узла «Южный» на Южном же шоссе. Но ни сроков, ни даже документов каких-то ещё в природе не существует. Только проект. Но есть.

Вот и пойми этих чиновников: проект есть, а обязательств нет. А кто строить и рулить пассажиропотоками тогда будет? Впрочем, проект — он и есть проект, что сейчас о нём? Сейчас не о том надо думать.

Павел Митковский, депутат думы г. о. Тольятти:

— Морозы стоят -20-30. Пассажирам приходится ждать после покупки билета. Маленький автовокзал на ул. Родины, 1и закрыт, в большом автовокзале находиться негде. Выгоняют на мороз. Как можно достичь, чтобы люди ожидали транспорт в тепле?

Представитель ООО «Вектор», которое работает совместно с ИП «Плаксун», парирует: теперь, когда администрация здание продала, людей не выгоняют. Даже в туалет пускают. При наличии билета…

ПРОБЛЕМА НА ПРОБЛЕМЕ

Но попутно выясняется, что проблем меньше не стало. Кассовый пункт работает до 21.00. Транзитный автобус «Самара-Нижний» подходит в 21.30, а то и позже… Прямой рейс «Тольятти — Самара» теперь не ходит, только с заездом в Курумоч. Малый (официальный автовокзал) не может переманить к себе перевозчиков, потому что те отвечают, что их тогда «в Новый город не пустят». Между представителями ООО «Тольяттинский автовокзал» и ИП «Плаксун» пытается разгореться перепалка насчёт недобросовестной конкуренции: кто у кого и как отжимает рейсы…

Павел Митковский напоминает, что губернатор лично обещал депутату Госдумы коммунисту Леониду Калашникову заняться этим делом. На что представитель минтранса отвечает, что никаких указаний не получал, а если влезет в разборки двух хозяйствующих субъектов, то это будет нарушением закона о конкуренции.

ИП «Плаксун» сетует на падение пассажиропотока из-за «Блаблакара», «Попутчика» и других новоявленных перевозчиков, а также коронавируса. Минтранс в свою очередь сообщает, что замеры автоперевозок сейчас ведутся. А вот когда закончатся и если в итогах будет указано, что Тольятти нужен автовокзал, пересадочные пункты, то министерство будет принимать решение о строительстве, реконструкции данных объектов. А затем о том, каким способом это сделать (позвольте, а как же заявление об отсутствии обязательств?).

Параллельно всплывает тема инвалидов, которые из-за неприспособленных автобусов не могут ездить на регулярные обследования в областной центр. А ещё присутствующие с удивлением узнают, что даже в Жигулёвске есть свой автовокзал. Не новый, но вполне рабочий…

Можно продолжать перечисление доводов, контрдоводов и откровенного фарса. Но я просто процитирую члена общественной палаты Степана Филатова:

— Работа по организации и сопровождению перевозок областным минтрансом провалена! Откатились на 50 лет. Я приехал сюда в 1974-м: автовокзал был чистенький и новенький. У нас за эти годы не стало автовокзала, а вы и пальцем не пошевелили, чтобы это предотвратить. И городская администрация пальцем не пошевелила. Закрыли действующий автовокзал. Только и делаете, что трактуете закон в свою пользу!..

По итогам совещания решено выяснить планы нового владельца по поводу дальнейшей судьбы здания. Уточнить требования к автокассам, потребовать от «Тольяттинского автовокзала» плотнее поработать с перевозчиками. И вообще собрать полную информацию о том, что можно сделать в сложившейся ситуации.

Про Автозаводский район и его кассовые и остановочные пункты тоже вспоминали. Но ни разу даже не всплыло, что некогда и в самом крупном районе города обещали построить автовокзал. Да уж. Сейчас бы со старым разобраться.

Андрей Сергеев

КОММЕНТАРИИ

ПАВЕЛ МИТКОВСКИЙ, ДЕПУТАТ ДУМЫ Г. О. ТОЛЬЯТТИ:

— Чиновники из министерства транспорта Самарской области абсолютно игнорируют интересы жителей городского округа Тольятти. Это видно из того, что они устраняются от решения проблемы тёплых залов ожидания и вообще наличия автовокзалов в Центральном и Автозаводском районах. В Комсомольском, насколько я помню, кассовый пункт вообще находится на остановке «Жигулёвское Море». Минтранс никак не хочет участвовать в разрешении всей этой ситуации.

Второе: прямой маршрут «Тольятти — Самара» удобнее жителям, но не выгоден коммерческим перевозчикам. Им выгоднее ехать через Курумоч. Соответственно, минтранс также устраняется от решения этой проблемы. Несмотря на то, что депутат Госдумы Леонид Иванович Калашников обговаривал эту тему с губернатором, а тот обещал посодействовать, мы видим, что министерство «не в курсе» этого разговора, никаких указаний им не поступило.

ОЛЬГА СОТНИКОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ФРАКЦИИ КПРФ В ДУМЕ Г. О. ТОЛЬЯТТИ:

— Мы наблюдаем последствия двух неправильных государственных решений. Первое – когда забрали полномочия у города контролировать и осуществлять вообще какие-либо действия с межрегиональными и межмуниципальными перевозками. А второе – когда всё отдали на откуп частникам. У нас нет государственного маршрута. У нас нет государственного или регионального предприятия, которое бы занималось перевозками, которое мы могли бы наказать, обязать сделать и т. д. Благо, оставили немного муниципального транспорта. Распространили практику, когда минтранс согласовывает маршрут, который выгоден коммерсанту, а не тот, что нужен жителям. Именно поэтому загибается муниципальный транспорт: маршрутки просто дублируют существующие маршруты. Именно поэтому АТП на ладан дышит, а троллейбусное управление в предбанкротном состоянии.

Вот и получается: у жителей проблемы, но они не бегут к перевозчику. Они знают, что он им скажет: у нас коммерческие, капиталистические отношения, не хотите моих услуг – не пользуйтесь. Они обращаются к городу, говорят: «Вы должны, вы обязаны!..». А на самом деле город и рад бы помочь, но лишён полномочий. А минтранс заявляет: «Это вообще не к нам! Не могут у вас инвалиды доехать, ну и пусть сидят в Тольятти! Мы их не будем никуда возить».

КОРР.: В существующих условиях возможно, чтобы кто-то пришёл, построил автовокзал с залом ожидания и, извините, тёплым сортиром?

Ольга Сотникова: Возможно. Нужна лишь заинтересованность исполнительной власти в поисках инвестора. Если у нового владельца автовокзала нашлись деньги на покупку здания, то найдутся и на ремонт. Гарантировать ему, что он отобъёт средства за 5 лет и будет дальше зарабатывать – неужели не согласится? Волевым решением минтранса построить перевозчиков, направить кучу маршрутов, сказать: «Вот есть автовокзал, и всё!».

КОРР.: А как же нарушение законодательства о конкуренции?

Ольга Сотникова: Законодательства, говорите? Сейчас они искусственно закрыли малый автовокзал. Договорились, что туда не будут приезжать перевозчики. Владелец автовокзала Ливанов говорит: «У меня выручка в апреле прошлого года 9 тысяч. Мне заплатить за свет или налоги?». Естественно, он закрылся. Причём, повторюсь, закрыли искусственно, в рамках законодательства, ФАС и всего прочего. Значит, это можно сделать в угоду какой-то более крупной структуры?

Евразийская корпорация автовокзалов (ЕКА), которая является самым крупным межмуниципальным перевозчиком на территории Самарской области – она владелец Самарского автовокзала. Представляете, сколько там пассажиров? Это не маленький Тольятти, это транзитный город. Кто-то же разрешил вокзал приватизировать, и все маршруты туда стекаются. Почему в Тольятти три частника пытаются заработать, а в Самаре одна ЕКА? Ей же принадлежат вокзал в Жигулёвске, маршруты, автостанции в пригородах. Как так получилось? Где ФАС, где антимонопольные законы? Получилось? Получилось. Значит, при желании удовлетворить интересы жителей, сделать их жизнь комфортнее достаточно волевого решения? Минтранс заявляет: разрабатываем проект на Южном шоссе. Под кого проект? Ещё одному частнику отдадут или у нас всё же появится желание «лицо города» показать? Учитывая агломерацию, Климовский мост и все эти имиджевые штучки? Я думаю, пора проявить настойчивость и политическую волю.