Вы сейчас просматриваете Депутатов лишают права знать?

Депутатов лишают права знать?

  • Автор записи:

В России, похоже, объявлен крестовый поход власти исполнительной против власти представительной…

Раньше невозможно было представить, чтобы центральные ТВ-каналы критиковали Госдуму, сегодня это в порядке вещей. На ТНТ две шутки из трёх – именно про депутатов: «людей, которые непонятно чем занимаются и непонятно зачем вообще существуют».

Конечно, объектом критики являются депутаты «Единой России», которые, пользуясь численным перевесом, принимают все эти безумные, сверхнепопулярные в народе законы. Но на деле, нигде не делается оговорка, что это «ЕР», а говорится: депутаты. В результате вся Госдума представляется местом, где всякие упыри, неадекваты, спортсмены, артисты и другие непонятные люди ворвались во власть и получают деньги за бестолковое сиденье в креслах. И если раньше это была сфера анекдотов и интернет-мемов, то сейчас – чёткая целенаправленная кампания, которая совпадает с кампанией правовой.

В Самарской области прокуратура выступила с иском, подала в суд, чтобы лишить депутатов права запрашивать информацию у коммерческих, общественных и иных организаций, в чьей экономике нет бюджетной составляющей. Когда депутаты спросили: «за что вы так на нас взъелись?», представитель прокуратуры честно ответила: «Нам это спущено сверху». То есть налицо федеральный тренд, который был на региональном уровне так реализован.

КАКИЕ ТАКИЕ ОТВЕТЫ?

Сегодня по всей стране у депутатов отбирают право делать запросы, получать информацию, необходимую для защиты прав избирателей. В принципе, по закону вопрос, который не обоснован, и раньше мог остаться без ответа. Как и запрос какой-то конфиденциальной коммерческой информации. Закон и так охранял организации от излишнего депутатского любопытства.

Но вот ведь какое дело. Допустим, не верит депутат, что транспорт мусорного регоператора сделал в 2019-м году столько «ходок», как запланировал годом ранее. Пишет депутат запрос в ООО «ЭкоСтройРесурс», мол, будьте так любезны, представьте данные мониторинга вашего парка мусоровозов системами ГЛОНАСС/JPS за такой-то период. «А иди-ка, уважаемый депутат, туда, откуда пришёл», — отвечает областной мусорный монополист. Дескать, теперь по закону я тебе ничего сообщать не обязан.

И неважно, что экономика главного регионального мусорщика складывается из денег граждан. А граждане, недовольные тарифами, расценками и аппетитами мусорщика завалили жалобами данного депутата. Нет и всё. И чист отныне в этом плане перед законом мусорщик, которого пытаются уличить в том, что руки у него «не чисты».

Открытым остаётся вопрос: почему ответа на аналогичное обращение не дало министерство ЖКХ области? Уж бюджетнее его-то и не придумать организации. Но факт есть факт: население стонет от непомерных мусорных поборов, депутат пытается каким-то образом прояснить ситуацию, но…

ЗДЕСЬ ВОПРОСЫ ЗАДАЁТЕ НЕ ВЫ

Тренд на задвигание в тень второй ветви власти продолжился и в период пандемии коронавируса.

На последнем заседании Самарской губернской думы даже случился небольшой скандал по этому поводу. С докладом по противостоянию новой заразе с трибуны выступал заместитель председателя правительства, глава областного штаба по борьбе с COVID-19 Александр Фетисов. В рамках так называемого «правительственного часа». Депутаты фракции КПРФ попытались было позадавать Александру Борисовичу вопросы, коллеги-парламентарии из «Единой России», пользуясь численным перевесом, буквально заткнули рот депутатам от фракции парламентской оппозиции. Обвинив их в том, что они «тут устраивают истерики». Вот, оказывается, как нынче называется попытка получить информацию. Несмотря на регламент думы, где русским по белому сказано, что депутаты имеют право задавать вопросы.

При этом истеричность, с какой все – от депутатов и провластных СМИ до «силовиков»  накинулись на депутата Матвеева, в расчёт не берётся. Здесь поступили проще – обвинили депутата в распространении фейков, и все дела. Но почему «Единая Россия» и полиция не преследуют журналистов центральных российских каналов за распространение фейков и нагнетание паники?

Но вернемся к «правительственному часу»… Оппозиции заявили: «вы получите» письменный ответ. Получили. По словам депутата Губдумы Алексея Краснова, иначе, чем отпиской, этот ответ назвать нельзя. Например, на вопрос: «сколько и где в Самарской области имеется аппаратов искусственной вентиляции лёгких», ответили только «сколько», а вот «где» они расположены – осталось тайной. И так почти на половину из 50 заданных вопросов.

Да, были ответы типа: «департамент правового обеспечения правительства Самарской области не располагает данной информацией». Хотя департаменту как раз никто вопросов не задавал. Вопросы адресовались правительству в целом. Ответы на них предполагалось получить за подписью губернатора, председателя правительства или, хотя бы того же Александра Фетисова. Авторы отписки поступили проще – прислали электронное письмо. Вообще без подписи.

А ЧТО СКАЗАТЬ ЛЮДЯМ?

Словом, ситуация ещё та: население, запуганное федеральными каналами до ковидофобии, рвётся к депутатам и требует прояснить ситуацию. А те только разводят руками – их технично и плотно оттеснили не только от участия в противостоянии коронавирусу, но и перекрыли все каналы информации на данную тему.

Да, депутатов, самих по себе могут не волновать вопросы по поводу количества ИВЛ. Они в силу своей общей информированности просто знают, до чего довели областную медицину всевозможные реструктуризации и оптимизации. Они в курсе, что на каждого участкового педиатра или терапевта у нас приходится в 3-4 раза больше потенциальных пациентов, нежели положено по нормам.

Но их спрашивают люди. Люди, которые за них проголосовали. А за каждым «одномандатником» стоит, как минимум, 40 000 избирателей. Почему их лишают права знать? Иметь информацию не из куцых пресс-релизов, а хотя бы на каком-то уровне доверительности. Ни для кого же не секрет, что общество настолько наэлектризовано «самоизоляцией», вызванной ею нехваткой денег, постоянным запугиванием со стороны СМИ и соцсетей, что молния может шарахнуть в любой момент. Люди просто уже не знают: чего им предложит власть бояться завтра и что запретит послезавтра. Они не понимают, по каким правилам идёт жизнь «под игом коронавируса», а ответы им искать негде. Ведь при губернской думе не создана рабочая группа по коронавирусу, а депутатов от КПРФ не пригласили в имеющиеся при правительстве группы и штабы. Недостойны?

И ВСЕ ПРИ ДЕЛЕ, КРОМЕ ДЕПУТАТОВ?

По местному телевидению — сплошной коронавирус да Дмитрий Азаров, который кометой носится по всей области и за её пределами. То он там, то он тут, то уже в Татарстане, то «патрулирует» ночную Самару – телевизионщики, кажется, уже даже перестали за ним везде успевать.

Работает ежедневно правительство. В том числе, говорят, борется с коронавирусом: заседает, рапортует, отчитывается. А губернская дума? Её технично «самоизолировали», причём, порой, в прямом смысле слова.

«ТН» уже сообщал о вопиющем факте, когда депутат Алексей Краснов приехал на заседание комитета по законодательству в пустой зал. Якобы, комитет проходил дистанционно. Посредством подписных листов. Парламентарий направил обращения спикеру думы Котельникову и председателю комитета Шевцову с вопросом: «А на каком основании»? Регламент думы не предусматривает дистанционных заседаний. Ни самой думы в целом, ни её Совета, ни отдельных комитетов в частности. Всё это проходит очно, потому что это обеспечивает гласность и возможность обсуждения при принятии тех или иных решений.

И нигде не сказано — ни в указе президента, ни в постановлении губернатора, что представительная ветвь власти посажена на «самоизоляцию».

Получается какая-то несуразица. Медсестра, инспектор ГИБДД, работники УК, ежедневно заматывающие детские площадки «тревожной» лентой, они, что, выше теперь по статусу, нежели представители народа? Или те же волонтёры под эгидой ОНФ, которые покупают старикам продукты за их собственные деньги, а потом радостно фотографируются в обнимку с теми же бабушками, хотя даже заходить в квартиру не имеют права…  Впрочем, это отдельный разговор.

ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?

Всё это смахивает на планомерное лишение представительной власти каких-либо рабочих функций. А и то: зачем она нужна власти исполнительной, построившей такую вертикаль, что впору уже всерьёз говорить о тоталитарном государстве? С выборами мэров же благополучно покончили. Вернули, правда, «потешные» выборы губернаторов, при которых на одной чаше – административный ресурс, поддержка из Кремля, всех членов партии «Единая Россия», лучшие политтехнологи и подкуп голосов, а с другой – пусть и достойные люди, но в разы уступающие по «огневой мощи» в период выборов кремлёвским ставленникам.

Любой депутат, особенно депутат от оппозиции – это особое мнение. Смущение умов. Песчинка в жерновах государственной машины. Поэтому, видимо, на депутатах и решено поставить крест.

С тольяттинской думой правда, такое не прокатывает. Пока. Здесь коммунисты блокировали повышение тарифов для населения, не дали разбазарить за копейки городскую собственность, здесь они не дают городской администрации сидеть, сложа руки. За что и получают с самого момента избрания от всех СМИ и пабликов в соцсетях. Ведь стоит только сместить акценты, и вот уже «из-за коммунистов грядёт отопительный коллапс», «бюджет теряет миллионы» и прочая чушь с громкими названиями. И изумлённый избиратель, что называется, «чешет репу»: ба-а, да неужто правда? И вот уже посеяно зерно сомнения.

То есть Госдуму, региональные думы и большую часть городских обвиняют в том плохом, что протащило «единороссовское» большинство, а «красные» думы – в том, что они «парализуют жизнь в городе» (излюбленное словосочетание провластных пиарщиков) и занимаются популизмом.

Судя по опросам, если бы выборы всех уровней состоялись сейчас, то «партия власти» провалилась бы. Эксперты говорят, что единственный смысл существования «ЕдРа» сегодня – успеть до конца выработать свой ресурс. Чтобы региональная власть получила какое-то время для манёвра.

Да, пандемия поставила процесс окончательного падения рейтингов правящей элиты «на паузу», но ведь карантин-то придётся снимать. И тогда «обнуление» рейтингов может пойти лавинообразно. Именно поэтому для Кремля крайне нежелательно отодвигать избирательные кампании в 2020 году. И, пока есть остаточный ресурс, может быть и «проканает» удержаться у власти. Тем более, если широко внедрить электронное голосование, а оппозицию ещё слегка попридержать карантинным запретом на массовые мероприятия.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

В интернете вычитал, что сейчас «лишь институт президентства показал себя самой устойчивой формой в существующей российской системе государственности». Расширительные же полномочия иных институтов  и усложнение форм пока, мол, больше создают хаоса, нежели стабильности. Дескать, требуется настройка. Иначе система засбоит.

Похоже, вот и всё объяснение тому, о чём мы только что говорили. Тренд на дальнейшую централизацию власти будет продолжен, несмотря ни на что. А зачем централизованной власти сильная, да ещё, возможно, и оппозиционная представительная власть с набором ограничительных функций? Правильно. Ни к чему. Значит, нужно её «настроить» так, чтобы у юмористов с ТНТ было ещё больше поводов для шуток.

Но это лишь особое мнение.

Александр Чернов