Вы сейчас просматриваете Самоизолированный Тольятти – город тех ещё контрастов

Самоизолированный Тольятти – город тех ещё контрастов

  • Автор записи:

Что увидел на улицах города наш корреспондент?

По городу неспешно едет белая «Шеви-Нива». Из многочисленных репродукторов на крыше хорошо поставленный баритон вкрадчиво вещает: «В Самарской области введён режим полной самоизоляции… Оставайтесь дома… Дома сейчас лучше и безопаснее…» и – без перехода – про ответственность за нарушение «режима». Сразу хочется куда-то бежать, куда-то прятаться. Пальцы шарят по складкам одежды в поисках документов для удостоверения личности…

ПРИШЁЛ COVID – ЗАПИРАЙ ВОРОТА

Предлагаю не обсуждать сейчас сам коронавирус. Достаточно открыть интернет, включить телевизор, а, похоже, скоро и утюг с электрочайником, как тут же захлёстывает волна информации, ну, или дезинформации. Всё зависит от того, какая точка зрения вам ближе – истеричная: «всё пропало, ковид косит наши ряды», скептичная: «да кто этот вирус в глаза видел?» или средневзвешенная: «да, вирус есть, но не так страшен чёрт, как его малюют». Кстати, о чертях…

Главные из них, похоже, всё-таки окопались на ТВ. С утра до вечера, с вечера до утра пугают и пугают: «сиди дома, сиди дома, дома безопасней». Это, как если бы под окном встала та самая «Шеви-Нива» с «матюгальниками». А ведь самая преданная аудитория нынешнего ТВ – люди старшего поколения, более доверчивые, внушаемые, верящие всему, «что показывали по ящику». Для них всё это – стресс. Они и так привыкли всего бояться. А эта иррациональная паника их просто убивает. В соцсетях пишут, что инсульты и инфаркты в условиях нагнетания истерии собирают более обильную «жатву».

Стоит ли удивляться тому, что у психиатров прочно вошло в обиход название нового расстройства психики – «ковидофобия». Люди стали бояться выходить на улицу. Поход в магазин для многих – уже подвиг, сравнимый с покорением Эвереста. Интернет полон мрачных шуток типа: «Когда всё это закончится, из квартир на улицы выйдет толпа параноиков с чистыми руками, пугливо озираясь и напевая: «Всегда быть в маске – судьба моя».

КСТАТИ, О МАСКАХ

А вы пробовали найти маски в аптеках? Тот ещё квест. Мне, вот, не удалось с семи или восьми попыток.

После того, как антимонопольная служба пригрозила вселенскими штрафами за вздутие цен на маски, даже провизоры забыли, как те выглядят. На мой вопрос работник одной из аптек только тоскливо вздохнул. И явственно слышалась в этом вздохе жалоба на то, как уже задолбал его этот вопрос.

При этом в сетевых супермаркетах маски есть. В некоторых. Весёленькой такой раскраски. Чёрной. По 100 рублей за штуку. Рядом – антисептики для рук. Эти уже от 150 рэ.

Да что там антисептики-лосьоны: простой спирт-ректификат под псевдонимом «жидкость антисептическая» сплошь и рядом свободно продаётся за 99 рублей за 100-миллилитровый пузырёк. И его уже не пьют, им благоговейно омывают руки после любой вылазки за пределы квартиры. Что ж, зато вспышки дизентерии можно не ожидать.

А ПОГОВОРИТЬ?

Идут по улице две девушки. Одна в маске, другая – без. Вот прям ходячая иллюстрация к этим заметкам.

— Извините, можно вас сфотографировать?

— А зачем? – кокетливо отвечают.

— Для газеты…

— Да пошёл ты, папарацци!..

Поговорили. И так практически каждый раз. Ни фотографироваться, ни даже ответить на пару вопросов никто не желает. С бабульками около соседнего подъезда чуть не поругался. Хорошо, хоть эти никуда не послали.

ТУДА НЕ ХОДИ, СЮДА ХОДИ

Уже упомянутый баритон доходчиво рассказывает, что именно из «свобод» позволено тольяттинцам. А позволено немного. Сходить в ближайшие (!) магазин или аптеку за продуктами или лекарствами. Почему именно в ближайшие? Ну, это надо спросить у того, кто придумывал «правила игры».

Меня, например, несколько дней назад тормознул инспектор ДПС и всерьёз расспрашивал, отчего я не выбрал магазин тот, что в доме? И почему поехал (так ведь не пошёл же, а поехал – в закрытой машине!) в тот, что на 300 метров дальше. Пришлось объяснять, что заболел кот, а ветеринарного отдела в «нашем» магазине нет. После чего предъявлять права, техпаспорт, страховку, аптечку, огнетушитель… Хорошо, хоть не кота. Говорят, что скоро власти начнут закручивать гайки. Теперь мучаюсь в догадках, что из кошачьих лекарств купить заранее. На всякий случай. Кота-то жалко.

Да, ещё можно прогуляться с собакой. Не далее 100 метров от дома. Сбылась мечта четвероногих: все ближайшие детские площадки и газоны теперь в их полном распоряжении. Говорят, что мелкие бродячие собаки в той же Москве сейчас нарасхват. И не так скучно дома, и погулять можно на законных основаниях. По Тольятти, правда, бегают только здоровенные и злобные, которые мелких давным-давно загрызли. Зато много.

А вот детей выгуливать нельзя. Все детские площадки замотали разноцветными «тревожными» лентами. К вечеру их, конечно, срывают, но уже с утра всё заматывается обратно. Нечего, мол. У вас «дистанционное обучение», вот и учитесь. «Чтобы не подвергать риску себя и своих детей, оставайтесь дома!», – заливается баритон.

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО ВЛАСТЕЙ

А вот это сейчас затруднительно. Хотя по всем указам и распоряжениям власти должны быть «на передовой». Но администрация, суд, даже судебные приставы отгородились объявлениями о том, что посетителей здесь не ждут. Звоните, пишите, короче, что хотите то и делайте. Наше дело – запрещать, а дальше вы уж там сами как-нибудь.

Ставропольская администрация сразу замахнулась на святое: сгоряча запретила тольяттинским дачникам ехать на их участки. Мол, нечего на грядки заразу везти! Дачники – на дыбы: как так? А вот так, отвечают. Будем хватать и не пущать. Армию привлечём, оштрафуем…

Что и до кого впоследствии дошло – неясно. Но через пару недель появилось другое распоряжение, в коем главам сельских поселений велено «провести работу по недопущению запрета въезда на территорию садовых, дачных и прочих видов товариществ».

Местные «парламенты» тоже в стороне не остались. В плане посетителей: не пускают. И даже дальше пошли: сами не всегда приходят. К примеру, в Самарской губернской думе не состоялось очередное заседание комитета по законодательству. Тольяттинский депутат-коммунист Алексей Краснов приехал, а там – никого. Коллеги самоизолировались. Напрочь.

А депутатам тольяттинской думы разослали предложение поделиться мнениями по поводу возможности проведения заседаний в режиме видеоконференции…

ЛЮДИ, ГДЕ ВЫ?

Помимо ежедневных сводок о количестве заболевших нас еще пичкают и индексами соблюдения «режима самоизоляции», с грустью констатируя: людей на улицах стало больше. Честно? Не заметил.

Два дня мотался по городу. Фотографировал, что изменилось, что осталось вечным – как, например, огромная лужа у здания судебных приставов на улице Горького.

Ну да, есть люди. Есть с детьми. Есть на велосипедах. В масках и без. Но завернул за угол – и уже никого. Непривычно. Пусто…

Магазины и аптеки расчертили жёлтыми полосами – соблюдаем, дескать, «социальную дистанцию». Ладно, понятно. Соблюл. Вышел на улицу, где вновь заливается баритон с агитмашины: «Оставайтесь дома»! С кем он? Кому он, если на тротуарах никого, но вот зато впереди идёт битком набитая маршрутка? Какая в ней «социальная дистанция»? И куда все едут, коли нельзя?

Кстати, как могли 20 000 вазовцев загнать в периметр? У нас же режим строгой самоизоляции? Что, автозавод – предприятие непрерывного цикла, типа «Синтезкаучука» или «ТоАЗа», которые, раз остановив, потом не враз запустишь? Да вроде нет. Пришли, включили, поработали, выключили, ушли…

Хотя тут-то как раз понятно: не хочется, наверное, заграничным владельцам автозавода платить работникам «за так» даже те копейки, что положены в «период самоизоляции».

Или вот – ярмарка на Центральной площади. Машины, лотки, покупатели. Здесь что, собрались исключительно жители близлежащих домов? Что-то непохоже – больно людно. Но тоже, не как обычно.

Над входом на Колхозный рынок табло: мол, по распоряжению губернатора торгуем только продуктами, семенами, саженцами… И тут же у входа – лоток с трикотажем. Дальше – какая-то обувь, ещё какой-то «шурум-бурум». Кто-то что-то покупает, кто-то приценивается, но продавцы явно в численном перевесе. Хотя и их немного.

В торговых центрах всё понятнее. Все разрешённое работает, остальное – «на изоленте», и проход закрыт.

Я не призываю всех запереть, изолировать, закрыть, запретить и так далее. Но несоответствие между распоряжениями, их выполнением и банальным здравым смыслом как-то раз за разом ставит в тупик.

А НА КЛАДБИЩЕ ВСЁ СПОКОЙНЕНЬКО

Тут вот ещё у православных случился Светлый праздник Пасхи. Даже РПЦ поддалась на уговоры. В московском храме Христа-Спасителя ни души. Трансляция по ТВ и Всемирной паутине показывает, как патриарх Кирилл троекратно благословляет пустое место перед собой.

У нас тоже поспешили отрапортовать: службы в Казанско-Богородичном храме шли при закрытых дверях. Да ну? Заехал чуть после полудня. Спокойно зашёл, свечку поставил, да полюбовался как полы протирают – видать, одинокие священники наследили. В Троицкой церкви на Голосова – та же картина.

Опять же в связи с коронавирусом запретили посещение кладбищ до конца апреля. Подъехал к Баныкинскому. Одинокий бомж говорит с тоской:

— Повезло тебе.

— В чём? – спрашиваю.

— Да все разъехались. А то и дружинники были, и полицейские. Они что, с ума сошли все? Кладбища закрывать? А нам, честным бомжам, что делать? Воровать идти? Не пойду…

Понять бродягу можно. Как ни ругается РПЦ, как ни объясняет, что в Пасху надо идти в храм, а в Радоницу – на кладбище, не слышит никто. Обычно в пасхальный день бомжи яйцами-куличами-конфетами запасаются по могилкам на месяц. А тут…

И да: запрет, говорите? А почему калитка кладбища открыта? Может, внутри сторожат? Зашел, прошёлся по аллее – никого. Метрах в трёхстах дальше вообще проём в стене: похоже, ворота ставить собирались. Через лес к боковым воротам даже не пошёл. И так всё ясно. Но людей-то почти нет! Так, бродят одинокие фигуры у дорогих сердцу могил. Всех запугали члены секты «Свидетелей коронавируса»…

И НАПОСЛЕДОК

Больше всего резанули глаз две картинки. И обе связаны со зданием горадминистрации на площади Свободы.

Если кто не знает, напротив него стоит здание администрации Ставропольского района. Так вот, сельская «мэрия» обильно украшена флагами и плакатами в честь наступающего дня Победы. А на фасаде горадминистрации гордо реет флажок с гербом Тольятти. И всё.

Зато за кованым забором штабелями лежат отборные доски, кровельное железо, заботливо прикрытые от осадков. Похоже, крышу чинить собираются. И не сейчас – между дождями, а когда погода установится. Сейчас – это вон, на Новопромышленной, 15 можно. Рубероид содрать, вниз покидать. И жужжи себе всю ночь паяльной лампой под аккомпанемент гортанной речи гастарбайтеров.

А тут глядишь на любовно сложенные штабеля, и сразу вспоминаются текущие после капремонтов, кое-как и чем попало залатанные кровли таких же домов исторической застройки в микрорайоне Шлюзовой. С одной лишь разницей: здесь – администрация, там – жилые дома.

Город контрастов, одним словом.

АНДРЕЙ СЕРГЕЕВ

КОММЕНТАРИЙ

ВЛАДИМИР КРАСНОВ, ДЕПУТАТ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ:

— Меня в данной ситуации возмущает отсутствие слаженности в действиях органов власти! Сначала по всем СМИ власти рекомендовали везде носить маски и через минуту мыть руки антисептиком. Затем МЧС ни с того ни с сего заявило на всю страну: не надо на улице ходить в маске, дышите чистым воздухом! Но при этом кругом введён «масочный режим», и людям на работе работодатели выдают маски. А как себе МЧС представляет реализацию своего совета? Идёт человек по улице, подошёл к маршрутке, сел в неё, достал маску из кармана и надел? Так что ли? Но ведь он уже потрогал поручни в маршрутке! А когда выйдет из маршрутки, он маску опять снимет? После того, как взял у водителя сдачу, потрогал поручни и ручку двери маршрутки? Но ведь весь принцип работы защитных средств состоит в том, чтобы они не соприкасались с одеждой и кожей теми местами, которыми контактировали с потенциально заражёнными поверхностями!  Интернет уже охрип, споря: кого, от чего и насколько убережёт кусок ткани на лице. Мнения, как водится, разделились – на своё и неправильное. Разве так можно? Если пандемия есть, значит должна быть одна позиция специалистов по данному вопросу, подкреплённая авторитетом власти. Но у нас мэры говорят одно, губернаторы – другое, депутаты – третье, СМИ – четвёртое, доктора наук – пятое, врачи на местах – шестое. В итоге у среднестатистического гражданина в голове образуется каша, его «клинит», его вера в здравый смысл тает на глазах. Если у нас такой бардак начался из-за инфекции, страшно подумать, что будет при более серьёзном катаклизме!