Самарская область в целом, и Тольятти в частности, оказались совершенно не готовы к незапланированному дистанционному обучению. Несмотря на бодрые чиновничьи реляции, обычные уроки, но только в режиме онлайн, вылились в изощрённое издевательство над всеми участниками учебного процесса.
«РАЗМИНКА ПЕРЕД БОЕМ»
Всё началось загодя. Весь конец позапрошлой недели мальчишки и девчонки, а также их родители спешно регистрировались на многочисленных АСУ РСО («Автоматизированная система управления ресурсами системы образования в Самарской области» — у многих, как оказалось, не было учётной записи), resh.edu.ru, zoom, discord, оnline test pad и т.д. и т.п. Причём зарегистрироваться на отдельных ресурсах было гораздо сложнее, чем пройти квест в компьютерной игре. Поэтому подрастающее поколение массово призвало на помощь «предков», которые, как оказалось, тоже не всезнайки в современных компьютерных технологиях. Плюс ко всему требования менялись день ото дня, а то и от часа к часу. На какой-то единой платформе для проведения уроков онлайн, по крайней мере в нашей школе, так и не сошлись.
Словом, суббота и воскресенье были плотно забиты регистрацией и перерегистрацией. При этом, то один, то другой ресурс норовили «лечь» или просто отказывали в регистрации. У нас в семье для всех предварительных манипуляций использовались стационарный компьютер и два смартфона. И это на одного ребёнка. Могу представить, каково пришлось семьям с одним гаджетом, двумя-тремя учениками и родителями «на удалёнке», которым компьютер или планшет просто-напросто нужны для работы!
ПОНЕДЕЛЬНИК – ДЕНЬ ТЯЖЁЛЫЙ
В первый же день занятий выяснилось, что квест прошли не все. Из 30 человек «списочного состава» в сети присутствовали не более 10. Частично не смогли разобраться с регистрациями, у кого-то родители (родитель) работали и ребёнок остался без связи, потому что второго гаджета или стационарного компьютера в семье попросту не оказалось. Кто-то, возможно, просто «забил» на всю эту учёбу и продлил себе каникулы…
Плюс, оказалось, что расписание, домашние и классные задания надо смотреть на сайте школы, потому что в АСУ РСО произошёл сбой, а поменять там что-то задним числом нельзя. И задания, записанные в электронных дневниках недействительны. К тому же надо зарегистрироваться ещё вот там-то, а от zoom-a решено отказаться и математика будет проходить «на слух» в discord-е. Информация распространялась через родительские группы в «вайберах» и «ватцапах», и сообщения с периодичностью полчаса-час к тому же опровергали друг друга. К концу дня дети валились от усталости, а родители, осуществляющие «техническую поддержку», были вне себя от бешенства.
Но так или иначе, уроки прошли. Хотя порой то ученики не слышали учителя, то наоборот.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Что-то как-то начало обретать некую форму. Тем, кому не повезло с регистрацией или со связью, разрешили делать «домашку» любым удобным способом и отправлять куда получится: на почту или в вайбер учителю, либо завучу – для дальнейшей передачи «по адресу». Отменили временнОе ограничение по сдаче домашних заданий: при заканчивающихся около 15.00 уроках сделать, а главное – отправить «домашку» до 18.00 оказалось абсолютно нереальным делом. Не забываем про работающих родителей: многие только к шести вечера и возвращались домой. А тут надо ещё успеть сфотографировать и отослать то, что чадо успело написать, решить или нарисовать. Словом, недостаточное количество компьютерной техники стало главным камнем преткновения дистанционного обучения.
В КАЧЕСТВЕ ОТСТУПЛЕНИЯ
Из фонда губернатора для решения проблемы было выделено 4,5 миллиона рублей на закупку компьютерной техники. До Тольятти, по данным на 10.04.2020, дошло… 4 ноутбука. При этом только многодетных семей, отчаянно нуждающихся в компьютеризации официально насчитали 163…
В Жигулёвске Роман Шешиков – помощник депутата СамГД Алексея Краснова – даже организовал сбор старых компьютеров по друзьям и знакомым. Сидя в период «самоизоляции» без работы, он всё это перебирал, ремонтировал, восстанавливал. А далее, вместе с женой Варварой, преподавателем начальных классов, они развозили восстановленные компьютеры особо нуждающимся семьям.
Цитата из пресс-релиза тольяттинской администрации:
«Как показала неделя дистанционного обучения в марте 2020 года, школьники Тольятти легко и с удовольствием осваивают современные технологии. Однако организовать эффективное обучение в домашних условиях невозможно без компьютера, который сегодня есть не в каждой семье»…
Второй постулат в дополнительных комментариях не нуждается, но вот насчёт «легко» у любого, кто сидел и сидит в эти дни около «дистанционно обучающегося» ребёнка, найдётся, думаю, немало, что сказать. Но, к сожалению, не все эти слова можно печатать.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
В среду было всё так же, как во вторник. За одним исключением. АСУ РСО после обеда «легла» напрочь. На сайте появилось объявление, что, дескать, ведутся технические работы и все заработает 9.04.2020 уже с утра. Отправка домашних заданий пошла «партизанскими тропами» — через e-mail завучей и преподавателей, «вайбер» и т.д. В родительских группах шёл интенсивный обмен ссылками, почтами и «тёплыми словами» в адрес того, «кто всё это придумал».
ЧЕТВЕРГ
АСУ РСО в означенный час так и не заработала. Это произошло ближе к вечеру. Дети стали привыкать жить в условиях стресса, что не предусмотрено ни одним СанПиНом.
В интернете стали распространяться сообщения по поводу отмены занятий со следующей недели. Мол, Минпросвещения оставляет за властями каждого из 85 регионов России право в условиях распространения COVID-19 завершить учебный год для учеников 1-8 классов досрочно. Новостные порталы поспешили объявить, мол, ура, каникулы!
ПЯТНИЦА
Похоже, учителя тоже поверили, что «дистанционку» прикроют. Из шести уроков прошли один или два. По остальным было рекомендовано «закрепить пройденный материал».
СУББОТА…
…как и вечер пятницы, ушла на подтяжку «хвостов». После чего дети, наконец, вздохнули полной грудью – если можно так выразиться, учитывая, что из квартир им по-прежнему выходить было не велено. Преподаватели наверняка тоже перевели дух.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
К вечеру выяснилось страшное: сообщение об отмененных заданиях в АСУ РСО не соответствуют действительности. И все эти доклады, сочинения, изложения, примеры и задачи нужно сделать и срочно сдать.
К этому времени в новостных лентах сообщения о досрочном прекращении учебного года чередовались с опровержениями. В распоряжении губернатора об этом тоже не оказалось ни строчки.
Словом, впереди всерьёз замаячил ПОНЕДЕЛЬНИК и второй круг ада.
Андрей Сергеев
P.S. Все события описаны по личным впечатлениям автора текста – отца пятиклассницы, рассказам его друзей, знакомых. Номер школы не упоминается намеренно, поскольку ситуация с вариациями повторялась не в одном учебном заведении города.
P.P.S. За неделю кое-кто сообразил, что «на теме» можно слегка погреть руки. Так, в одной из гимназий города для уроков по иностранному языку была выбрана платформа vznznia.ru. После того как ученики зарегистрировались, контора прислала сообщение: с 13 апреля мобильное приложение становится платным.
Комментарий:
Роман Шешиков, IT-специалист, помощник депутата Самарской губернской думы Алексея Краснова:
— Все эти информационные системы, которые у нас были созданы: учи.ру, РЭШ, якласс, АСУ РСО та же самая – они крайне маломощны. Мощности ресурсов не хватает для полноценной работы всех пользователей. Они просто не справляются с нагрузкой – всё «виснет», и это ни для кого не секрет. Проблема большая и я даже не знаю: решается ли она как-то «в верхах» или нет. Да что говорить, если на пресловутые «Госуслуги» или сайт Пенсионного фонда – оформить пособие, которое Путин выписал, или ещё что-то – днём зайти абсолютно нереально. Они все «висят». А учитывая, что «Госуслуги» делаются гораздо дольше, то можно предположить, что и сил, и средств в них вложено неизмеримо больше, чем во все эти АСУ РСО и прочие учебные порталы. Что уж тут говорить? Система однозначно не готова к такому количеству пользователей.
Вторая проблема: у многодетных семей может быть один компьютер на несколько учеников. А уроки-то идут в одно время. И приходится детям сидеть с утра до позднего вечера, выписывать задания, отсылать ответы. Вместо того, чтобы делать это всё вовремя.
У меня жена – педагог начальных классов. Она решила использовать для уроков Google-формы. Во-первых, это очень удобно. Во-вторых, не требует многочисленных регистраций и подтверждений, на которые уходит очень много времени. А в-третьих, Google просто не «виснет». Супругу даже просили снять учебный фильм для учителей, поделиться опытом работы с этим ресурсом.
Варвара Шешикова, педагог:
— Каждый приспособился, как ему удобно. Проблема-то двусторонняя. Не только учителя не готовы к такой форме обучения, но и родители не готовы. Можно бесконечно просить их покупать Zoom, устраивать дистанционные уроки, но сопротивление достаточно серьёзное. Все хотят учиться по старинке, как было. Учителя тоже, повторюсь, не все готовы. К тому же есть много самодурства. Я вот смотрю: многие родители жалуются, что заставляют перезаписывать стихи на видео, мол, ребёнок подсматривает в учебник, а глаза должны быть только на камеру. Но это ведь тоже свинство?! Кто-то «закрывает» задания. Вот 12 часов на выполнение, потом я его удаляю. Не успели – значит, не успели. А если детей несколько и готовят уроки по очереди, то за это время они просто не успевают. Это тоже нечестно! У меня двое школьников. И я знаю, что очень много времени уходит на то, чтобы сфотографировать работы и отправить.
Мне почему нравятся Google-формы? Я не все работы принимаю письменно. Я пишу: вот эти изложения или сочинения мне сфотографировать, я их прочитаю. Мне это надо. А вот по «окружающему миру», математике – заполните формы. Я их очень быстро проверяю. И детям удобно, и с себя часть нагрузки снимаю, а то ведь тоже тону в этих бесконечных фотографиях заданий, которые мне присылают.
Глава г.о. Тольятти Сергей Анташев:
— По поводу обеспечения школьников компьютерами, я думаю, нужно сделать обращение к жителям города, чтобы те, у кого есть возможность, поделились компьютерами для дистанционного обучения детей. У нас необходимость в таких компьютерах составляет около 2,5 тысяч единиц. Мы обращались в организации, в банки. На сегодня ряд строительных организаций выделили компьютеры, но обеспечение идет медленно.