Возможно, в ближайшем будущем капремонт домовой кровли может выйти из-под крыла регионального Фонда капитального ремонта (в дальнейшем – ФКР). Желающие, при первом рассмотрении, уже есть.
ДЕНЕГ МАЛО, МАЛО ДЕНЕГ
Такой нехитрой мантрой представители ФКР привыкли оправдывать все свои «огрехи» в работе. Батареи не греют, стояки протекают? Мало денег! Свежеотремонтированная кровля течёт, как дуршлаг? Мало денег!
Однако при этом на недавнем заседании комиссии по городскому хозяйству думы г.о. Тольятти представитель ФКР Равиль Шагвалеев заявил, что собираемость средств конкретно по Тольятти растёт. И в прошлом году уже достигла 90%.
Особенно много вопросов на комиссии, которую в этот раз вёл Иван Попов (сын небезызвестного коммунального олигарха местного пошиба Виктора Попова), возникало как раз насчёт крыш. Со стороны ФКР были озвучены цифры капитального ремонта одного квадратного метра скатной кровли. Это 2 670 рублей. Это и материалы, и работа.
В принципе, цена перекрывает затраты – этого не скрывал даже Шагвалеев. Но, по его словам, прямых затрат получается до 80%, а за оставшееся никто с данным видом работ возиться, мол, не хочет. Тем более, что, дескать, расчёт производится в течение 12 месяцев.
Так и хочется, обретя эту информацию, обнять весь фонд капитального ремонта и возрыдать вместе с ним о нелегкой капремонтной судьбе. Но что-то мешает.
ТЁПЛЫЙ ФАСАД ВАМ НЕ НУЖЕН!
А мешает многое. Во-первых, выросшие традиционно с 1 января расценки за оплату мифического капремонта. Во-вторых… Ну, про трудную судьбу микрорайона Шлюзовой, по которому капремонт прокатился не хуже урагана «Эльза», и последствия коего до сих пор не устранены и устраняемы только в обещаниях функционеров от ФКР, я даже упоминать не стану. Тема у всех на слуху. Именно там «скатные кровли» лучше всего изображают пресловутые дуршлаги. Но поделать с ними ничего нельзя – надо ждать теплого времени года. Хотя бы мая. Это уже на заседании думы объяснял депутатам врио гендиректора ФКР Александр Константинов.
В-третьих… А вот тут поинтереснее. И затраты на административно-хозяйственные расходы областное правительство пообещало фонду возместить. И областной парламент чуть дрогнувшей (коммунисты были против) рукой вычеркнул из перечня работ, производимых некоммерческим ФКР, аж четыре пункта: утепление фасадов, ремонт вентиляции, установку общедомовых приборов учёта, разработку техдокументации…
Казалось бы, вот они деньги сэкономленные: бери, не хочу! Неси людям радость, ремонтируй капитально…
ИЛИ ВСЁ, ИЛИ НИКАК ИНАЧЕ
Но тут вылезает ещё одна непреодолимая проблема: нельзя заменить в доме только трубы или только крышу – законодательство не позволяет. Или «капиталь» всё строение, или…
Судя по всему скоро губернский парламент ждёт очередной прогиб под изменчивый фонд. Областным депутатам придётся менять законодательство, позволяющее фонду оперативно, но капитально латать возникающие дыры.
В качестве отступления: мой покойный дядя, мастер на все руки, всегда спрашивал: «как делать – капитально или навек?» При любом ответе, что бы он ни ремонтировал, ломалось через неделю.
Но речь не про это. Дяди давно нет, но законы самарские остались. И с недавних пор они разрешают заниматься тем или иным видом работ по капитальному ремонту не только организациям, рекомендованным и «расторгованным» НО ФКР, но и управляющим компаниям. К примеру.
И тут ведь какая штука: если кто-то не хочет делать скатную кровлю за якобы 20% навара, то кто-то может захотеть «капиталить» ВСЕ городские крыши – скатные, плоские и прочие – конвейерным способом. Кто? А вон там абзацем выше про управляющие компании.
Недаром же мы уже упоминали про Ивана Попова, проводившего заседание комиссии по городскому хозяйству, и его папу. Ведь папа – экс-депутат тольяттинской думы Виктор Попов – еще и владелец управляющей компании, вечно меняющей вывеску, но живущей в памяти народа как УК «ДЖКХ». Под чьим контролем находится не менее двух с половиной тысяч домов в нашем «молодом и динамично развивающемся» городе.
Да и действующий депутат, коммунальщик Александр Денисов, как-то подозрительно бурно отреагировал на данную тему на минувшей думе. Как говорится в одном известном мультфильме: «Это ж-ж-ж – неспроста!»
А ЕСЛИ ПОСЧИТАТЬ?
Председатель постоянной думской комиссии по бюджету и экономической политике Владимир Краснов взялся посчитать: а во сколько же реально обойдётся ремонт одного квадратного метра той самой «скатной кровли».
— Если взять стоимость материала, то профлист (я промониторил по интернету) стоит 260 рублей за квадратный метр, – прикидывает на листке бумаги Владимир Петрович. – Пиломатериал: брус стоит 7 000 руб. за куб. Доска обрезная, «пятидесятка», которая идет на стропила – 300 рублей. Ну и по мелочи – метизы, пароизоляция. Пусть 500 рублей. Теперь сама работа. Я обзвонил фирмы, которые занимаются подобным видом деятельности. Стоимость от 800 рублей до 1200 рублей – это уже за кровлю самой невероятной сложной формы с пиками и тому подобным. То есть получается 500 рублей на материалы, 800-1200 за работу. Складываем, выходит 1300-1700. А здесь выделено 2670. И они кричат, что мало!..
— Ну да, как-то не получается 80 на 20%.
— Вот и я про то. Фонд, хоть и подчиняется областному правительству – негосударственный. Был бы государственный – всё бы шло по жёсткой отчётности. А тут… Достаточно вспомнить преследующие руководство фонда скандалы и уголовные дела.
ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫЙДЕТ
В первом приближении всё это выглядит достаточно невинно: да пусть на этом зарабатывает тот, кто хочет, лишь бы работа шла, да крыши не текли. Но если всю деятельность ФКР раскинуть на вот такие «субподряды»: кто-то ремонтирует крышу, кто-то меняет стояки, ещё кто-то красит подъезды…
Словом, и так малоконтролируемая деятельность ФКР может стать неконтролируемой вообще. При всех его советах регионального оператора, гендиректоре и чисто номинальном попечительском совете.
То есть сбудется то, о чём «ТН» писал не так давно: деньги, собираемые с населения, будут мелкими ручейками растекаться по разным направлениям, работам и карманам.
А через некоторое время денег, как водится, станет так не хватать, что поборы резко скакнут вверх, а сам ФКР будет выбивать субсидии и из регионалов, и из муниципалов.
И всё что для этого нужно – чуть-чуть изменить областное законодательство.
Андрей Сергеев