Вы сейчас просматриваете Анташев не смог «разрулить» конфликт вокруг солдатки и «разборки» ушли в область

Анташев не смог «разрулить» конфликт вокруг солдатки и «разборки» ушли в область

  • Автор записи:

Рынок искусства

Борьба за памятник «Солдатке» в Тольятти продолжается. Точнее, продолжается борьба за то, чей вариант памятника будет установлен: нашего земляка – скульптора Кузнецова, на проекте которого остановили свой выбор тольяттинцы, или чужого для тольяттинцев московского скульптора Церетели, который ни с того ни с сего решил «осчастливить» наш город своим творением. Напомним, что с выбором тольяттинцев местные чиновники по какой-то причине даже считаться не стали, а глава города Сергей Анташев, судя по всему, решил устраниться от решения конфликта. В результате конфликт выплеснулся с уровня муниципалитета на надзорные ведомства и на уровень региональной власти.

Освежим память читателя. В прошлом году («ТН» №38 от 28 ноября 2019 года) мы рассказывали про скандальное электронное голосование, в котором была замечена массовая накрутка голосов за вариант москвича Церетели. Несмотря на накрутку, в голосовании победил вариант за авторством группы художников под руководством заслуженного художника России и нашего земляка Алексея Кузнецова. Такой вариант событий не устроил местные власти, и результат электронного голосования был аннулирован.

И ПРОКУРАТУРА ТУДА ЖЕ

Алексей Кузнецов и идейный вдохновитель эскиза Александр Радченко решили отстоять своё право на создание памятника «Солдатке».

В первую очередь ими было направлено заявление в прокуратуру с приложением на добрую сотню листов, где обосновывались нарушения в процессе голосования. Прокуратуре было на что обратить внимание. В первую очередь – на протокол заседания конкурсной комиссии, на котором было решено запустить электронное голосование. После проигрыша варианта Церетели в голосовании протокол… был подменён. После проигрыша раскрученного скульптора протокол, ранее состоящий из трёх пунктов, неожиданно дополнился четвёртым пунктом: «в случае электронного мошенничества, решение за окончательный выбор варианта памятника оставить за конкурсной комиссией, а итоги общественного голосования принять во внимание». Оба варианта протоколов Радченко и Кузнецов приложили к заявлению в прокуратуру.

Далее в заявлении были упомянуты факты, описанные «ТН» в прошлом материале. Это и нарушения процедуры тайного голосования, и непосредственно сам факт накрутки голосов во время электронного голосования. Заявление было подано перед Новым годом, и ответ пришёл ожидаемо только после праздников. На заявление с приложением на сотню страниц Алексей Кузнецов получил ответ всего на одной. После ритуального перечисления законов городская прокуратура сообщила, что, изучив обращение и приложенные материалы, она пришла к выводу: проведение конкурса и подведение его итогов законодательством не регулируется: «Сведений о нарушении законов ваше обращение не содержит».

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

Продолжая тему правоохранительных органов, следует вспомнить и заявление в ФСБ от администрации города насчет расследования фальсификации электронного голосования. Вспомнить… и забыть. Потому что спустя четыре месяца никакой информации об ответе ФСБ ведомство господина Анташева ни СМИ, ни общественности так и не предоставило.

Александр Радченко уже несколько раз обращался к властям городам за ответом и считает, что его либо нет, либо чиновники очень не хотят его показывать. А здравый смысл всё-таки подсказывает, что следовало сначала дождаться официального ответа ФСБ (если, конечно, запрос им вообще отправлялся), и на его основе принимать решение по итогам голосования. Но, как оказалось, здравый смысл администрации нужен не был. Решение конкурсной комиссии было оглашено… сразу после отправки заявления в ФСБ! Комиссия сама признала голосование мошенническим, и сама выбрала вариант эскиза скульптуры. Члены комиссии оказались способны и определить факты фальсификации, и выбрать за весь город «нужное» решение.

НЕ УВИДЕЛИ ВОЛИ НАРОДА

Ещё одно обращение было направлено губернатору Дмитрию Азарову. Радченко был уверен, что уж губернатор-то рассудит, кто прав, а кто нет. Но, увы, ответ, полученный из администрации руководителя области, вызвал лишь недоумение. Ответ департамента внутренней политики за подписью заместителя губернатора Дмитрия Кочергина гласил, что электронное голосование по памятнику «Солдатке» было признано недействительным, и конкурсная комиссия, не увидев волеизъявления народа (!), приняла решение о выборе самостоятельно. Короче, департамент внутренней политики Самарского правительства просто повторил слово в слово легенду ведомства Анташева, добавив её пассажем об «отсутствующем» волеизъявлении.

Однако, у сторонников варианта Кузнецова-Радченко именно к этой легенде имеются претензии и вопросы.

Во-первых, в ходе голосования победил эскиз группы художников под руководством Алексея Кузнецова. А голоса накручивали тысячами за ночь не за вариант Кузнецова-Радченко. Так почему вместо того, чтобы аннулировать накрученные голоса, пресловутая комиссия решила аннулировать всё голосование? А как же быть с честными голосами, отданными за проект наших земляков?

Во-вторых, видя подтасовку ещё во время голосования, сторонники варианта Кузнецова стали собирать «живые» подписи горожан за его вариант. К концу голосования группа поддержки Кузнецова предоставила комиссии почти две тысячи реальных подписей и ещё несколько десятков подписей общественных организаций.

Это что – не волеизъявление народа? Администрация города и департамент внутренней политики, видимо, считают, что нет. Похоже, у них своё представление о «волеизъявлении народа», которое выражается в том, что «культурные люди» каждую ночь в едином порыве выбирали «прекрасное», накручивая по тысяче голосов в пользу эскиза Церетели. Или нет. Из людей чиновники, похоже, опять решили сделать дураков.

ПОСТАВЯТ ВТИХУЮ?

В плане праздничных мероприятий города к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне значится установка скульптуры «Солдатке». Даже дата указана – 19 апреля 2020 года. И больше ничего. Что за скульптура, кто поставит, сколько денег нужно и так далее – ничего не указано. Алексей Кузнецов опасается, что вариант Церетели поставят «внаглую», как это любит делать скульптор по отработанной схеме. По словам Кузнецова, обычно Церетели просто «дарит» скульптуру городу. А вот за идею, интеллектуальную собственность уже просит заплатить. И города платят. Примеров – масса. Искусство на поток, так сказать.

Если и в Тольятти решаться сделать также, то особых проблем с «заплатить» точно не будет. Судя по отдельным нюансам этой мутной истории, ответственные лица уже давно решили поставить в Тольятти скульптуру Церетели. А бутафорское голосование им было нужно для создания видимости выбора. А когда нарушения вскрылись, чиновники без зазрения совести стали делать всё, чтобы реализовать заранее обговорённый вариант. Здесь имели место  и переписка протокола, и совсем не «тайное» голосование, и полное игнорирование общественности, и ещё многое другое. Комментируя эту ситуацию, Александр Радченко сказал, что во всём этом видит банальное желание нажиться на святом – на великой Победе.

Кузнецов и Радченко решили идти до конца. Они считают, что время до апреля ещё есть, и надеются, что горожане – на их стороне.

Редакция «ТН» будет следить за развитием событий.

Виктор Намерен

Комментарий

Владислав Шепелёв, заместитель председателя постоянной комиссии по социальной политике думы г.о. Тольятти:

На постоянной комиссии при думе г.о. Тольятти мы этот вопрос разбирали перед праздниками. Я тоже поинтересовался об ответе ФСБ, но представители администрации мне ничего не сказали. Обещали в следующий раз что-то принести и показать. До сих пор несут… Смотрю на всю эту ситуацию в целом, и меня возмущает наплевательское отношение к мнению горожан. Тысячи людей проголосовали за понравившийся вариант скульптуры, и ещё почти две тысячи поставили за него свои подписи. Но малочисленная группка людей решила по-другому. Это неправильно. Но – не удивительно. Учитывая информацию по выделенным на мемориальный комплекс деньгам, что представила администрация города на нашу комиссию, становится понятно, что ещё до голосования предпочтение отдали Церетели. А само голосование – это шоу, которое удалось сорвать силами общественников и небезразличных людей.