Вопреки указаниям Роструда «низовой сегмент» администрации отдельных производств автогиганта заставляет рабочих задерживаться в цехах сверх положенного времени
Каждый работник автозавода имеет электронный пропуск, по которому он проходит через проходную. Каждый мастер бригады в начале смены составляет табель, который подаёт в бюро учёта рабочего времени — БОТиЗ. Явка столько-то, все на месте. Ну, или не все. Табель служит основанием для отметки явки и начисления зарплаты. Каждый мастер у каждого рабочего зачем-то этот пропуск изымает и прячет в укромном месте. Ну и что, скажете вы. Подумаешь. Так на заводе издавна заведено. В чём интрига?
Надо-надо умываться…
А интрига в том, что даже эти кусочки пластика – пропуска – можно использовать в качестве средства давления на неугодных начальству рабочих. На тех, кто «качает права». Эдакое заводское ноу-хау. По словам председателя независимого профсоюза «МОЛОТ» Григория Басистого, в конце рабочего дня мастер норовит выдать «проштрафившимся» (по мнению мастера) пропуск не за 15-20 минут до официального конца смены, а, что называется, одновременно с «гудком родного завода».
Кто-то пожмёт плечами: мол, раз смена длится «от сих – до сих», то и нечего раньше убегать. И будет неправ. Потому как техника безопасности превыше всего, а она гласит: перед работой человек должен надеть спецодежду и положенные по штатному расписанию средства защиты, а в конце смены – переодеться и помыться.
Согласно колдоговору и СанПиН, работник для этого обеспечивается душевыми кабинами, мылом и другими средствами защиты: кремами для рук, кремами для смывки вредных веществ. На некоторых операциях – зубной пастой, зубной щёткой. И всё это строго регламентировано. Согласно списку профессий. Обеспечение лежит на работодателе.
Причём работник просто ОБЯЗАН всем этим воспользоваться. В трудовом законодательстве чётко прописано: не воспользовавшись индивидуальными средствами гигиены, работник нарушает дисциплину.
— В противном случае работник наносит себе вред, что влечёт потерю здоровья, — рассказывает Григорий Басистый. – Охрана труда именно обязывает(!) работника всё это соблюдать. Законодательство нацелено на то, чтобы работа по минимуму наносила вред здоровью. А в нашем случае как получается? А получается так, что рабочий весь этот порядок действий проделать просто не успевает…
Сейчас чехарда с пропусками началась в цехе покраски СКП «Калина». По словам Басистого, ситуация не нова, она возникает с удручающей периодичностью. Когда рабочий пытается что-то доказать, его начинают шантажировать тем, что отдают пропуск, когда смена истекла. Работодатель умалчивает, что ему (рабочему) положено время на то, чтобы переодеться, помыться и покинуть территорию с последним боем часов. Раньше последовательность действий по окончании смены была чётко прописана в инструкции: забрать пропуск, помыться, переодеться, покинуть завод. Три года назад инструкция была изменена, и этот пункт просто удалили. Но требование-то в законодательстве осталось.
Помаши автобусу
— Человек просто не успевает дойти до раздевалки, помыться, переодеться, покинуть территорию и успеть воспользоваться транспортом, который развозит рабочих от проходных, — продолжает лидер «МОЛОТа», депутат думы г.о. Тольятти Григорий Басистый. – Если первая смена – не страшно. Компенсацию проезда всё равно отменили. Можно и на маршрутке уехать. А то и рейсовый автобус подойдёт… Проблемы начинаются во вторую смену. Она завершается в 0.15. Если получить пропуск в это время, помыться, переодеться, дойти до проходной, где тебя, возможно, ещё и досмотрят, остаётся только помахать автобусу вслед.
Полпервого ночи. Ни маршруток, ни автобусов, ни троллейбусов… Остаётся только вызывать такси. А ездить на такси с зарплатой рядового вазовца не то что пОшло, а чрезмерно расточительно. Ведь под пропускной шантаж может попасть и уборщица, которая получает 18 тысяч рублей, и квалифицированный работник с 30-тысячной зарплатой, но при этом мать-одиночка…
Бывает, люди вынуждены звонить друзьям, которые приезжают на работу на машинах, и те с полпути возвращаются забирать «безлошадных» коллег. Все знают о ситуации с «пропускным шантажом», многие попадали в неё сами, потому всегда готовы помочь терроризируемым.
Но случается, что и такси приходится вызывать. А если зима? Среди ночи не всякое такси «на ура» поедет к дальним проходным, особенно, учитывая нынешнее снижение стоимости поездки. Таксисту такая поездка просто не выгодна. Результат? Стой, мёрзни, жди. Или пешком. И всем плевать.
Конечно, можно попытаться подать в суд и потребовать возврата денег, но дело не в этом. Дело в хамском отношении к рабочим, из которых и так выжимают последние соки. Работодатель плевать хотел на разъяснения Роструда за 2019 год, где черным по белому говорится: гигиенические процедуры и переодевание входят в рабочее время. Но что иностранной компании какие-то российские требования?
Кроме пропусков нет проблем?
А ещё во многих производствах в обед теперь так называемая «свободная раздача». Осуществляется она с помощью всё того же пропуска, который прикладывается к сканеру, и тем удостоверяется, что ты – это ты, и что еды ты взял на такую-то сумму.
Вот и получается: утром сдал пропуск, в обед побежал к мастеру, забрал, после обеда – вернул, по окончании работы побежал к мастеру – забирать. Возникает вопрос: что, на АВТОВАЗе рабочим больше заниматься нечем, кроме как бегать с пропуском туда-сюда? А как же повышение качества труда? Как же хвалёный заграничный тайм-менеджмент? Всё это – сказки для лошков? Байки для высокого начальства? Чтобы думали, что на заводе всё по уму? Всё по последнему слову менеджмента? Ха-ха!
К тому же прямых приказов о том, что рабочий обязан сдать пропуск, на заводе нет. Их не видели ни рабочие, ни профсоюз. И в положении о пропускном режиме этого не написано. Есть только противоречивые фразы про недопустимость передачи пропуска третьим лицам. И всё. Отсюда и весь этот террор-балаган с пропусками. Некоторые «начальнички» борзеют, а управы на них нет.
Круговая ответственность
Работник, из-за которого возник очередной сыр-бор, подал мастеру заявление с требованием прекратить нарушения законодательства. Расписал все нормы закона, приложил разъяснения Минтруда. В результате с подачи мастера бригады, ранее пытавшегося «прессовать» только этого работника, во всём цехе был включен режим «бригадный подряд». В худшем значении этого понятия.
А заключается он (режим) в следующем: одного посчитали виновным – наказывают всех. Как на зоне. «Пайку» в обед, конечно, не снижают, но выдачу пропусков задерживают всем. В надежде, наверное, на то, что свои же коллеги из цеха покраски и устроят строптивцу «тёмную».
– Ситуация не уникальна, – рассказывает Басистый. – С подобными проблемами рабочие ко мне обращались и с других производств и два месяца, и полгода назад. Я составлял им заявления, где указывал соответствующие нормы закона, а когда они приходили к мастеру и требовали принять заявление, мастер уговаривал не давать хода делу. Буквально дословно: «Потерпите неделю. Это – дурость начальства, через неделю всё закончится». Люди соглашались. Где-то действительно всё заканчивалось через неделю, где-то –через 10 дней. Повторюсь, ситуация не уникальна. Такое практиковалось даже 10 лет назад. Как средство давления на неугодных: сломать тех, кто ищет правды, заставить пойти на попятную…
Помните, мы вначале останавливались на табеле и начислении зарплаты? Получается, что какой-то особой, сакральной цели в сдаче пропусков мастеру нет. «Бригадный подряд» (на этот раз – в хорошем смысле слова) подразумевает, что некую деталь делают несколько человек. И надумай кто-то в рабочее время «свинтить налево», это тут же будет замечено – работа встанет.
Нигде, кроме АВТОВАЗа, не требуют от рабочих сдавать пропуска после того, как сотрудник прошёл на предприятие. Пропуска теперь электронные, и опоздание тут же отображается в компьютере того же БОТиЗа. Сильно задержался в конце рабочее дня – может и служба безопасности нагрянуть: «А что это, мил человек, ты делал внутри периметра в нерабочее время? Уж не кражу ли замышлял или ещё какое вредительство?»
– Никакой необходимости в сдаче пропусков мастеру нет, – говорит Басистый. – Это просто шантаж рабочих. А ещё – возможность для мастера воспользоваться пропуском рабочего в личных целях…
Сначала – в КТС, потом – в суд
Итак, по Трудовому кодексу рабочий имеет право и даже обязанность привести себя после работы в надлежащий вид (свести вред здоровью к минимуму), а ему на автозаводе этого сделать не дают. И пусть рабочий ещё пока не собственность завода (а далеко ли до этого?), он, как мы уже говорили, всё равно обязан поддерживать себя в чистоте и состоянии, пригодном для работы.
Сварщик, рихтовщик или слесарь должны обдуть себя воздухом от окалины или металлической стружки. Пайщику необходимо обязательно почистить зубы – он всю смену вдыхает пары цинка и прочую пакость, разрушающую зубную эмаль. Станочнику, прессовщику или маляру нужно воспользоваться кремами, чтобы от технологических жидкостей или растворителей не заработать дерматит. И так далее. Прибавим к этому время прохождения от рабочего места до раздевалки-душевой (а они удалены друг от друга), а от той, в свою очередь, – до проходной. Словом, от окончания работы до окончания смены каждому требуется некоторое время. Для каждого оно индивидуально. Но то, что оно (время) входит в понятие «смена», подтверждает и Роструд. Короче говоря, даже если заставить транспорт отъезжать от проходных позже, всё равно получится нарушение: увеличение рабочего дня на те же 15-20 минут.
– Мы подали заявление в комиссию по трудовым спорам (КТС), чтобы разрешить данную ситуацию, – резюмирует Григорий Басистый. – Если решить вопрос не удастся, будем обращаться в суд.
Андрей Воронин
КОММЕНТАРИЙ
АЛЕКСЕЙ КРАСНОВ, ДЕПУТАТ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ
— Вопрос с выдачей пропусков на автозаводе я поднял буквально позавчера на заседании комитета по промышленности Самарской губернской думы. Председатель комитета Малеев как раз «терзал» чиновников областного правительства по поводу правомерности выделения из регионального бюджета пятидесяти миллионов на обновление раздевалок на ВАЗе. Потому что вопрос касался защиты труда. Чиновники рапортовали, что потратили деньги на вазовские раздевалки во имя снижения социальной напряжённости в депрессивном Тольятти. Тогда я взял слово и рассказал комитету про пропуска, про холод в цехах, про другие «прелести» автогиганта. Спросил, знают ли они про такие действия менеджмента завода, нацеленные на повышение социальной напряжённости в Тольятти. Чиновникам это не понравилось. Было видно невооружённым глазом. Надеюсь, реакция правительства последует. А благостные позитивные отчёты представлять – дело нехитрое.