Вы сейчас просматриваете Всё хорошо, прекрасная Маркиза…

Всё хорошо, прекрасная Маркиза…

  • Автор записи:

После череды падений потребительских кооперативов (в народе — финансовых пирамид) приёмная депутата Самарской губернской думы Алексея Краснова стала оперативным центром пострадавших вкладчиков. Именно там ведёт приём его помощница, руководитель защитной организации «Крепость» Елена Машкова. В ходе одного из таких приёмов Машкова познакомилась с Екатериной (имя изменено), родственникам которой не посчастливилось стать пайщиками кредитно-потребительского кооператива. Во избежание судебных преследований редакция решила назвать его «Доходный гном». Кооператив ещё работает, но тревожные «звоночки» уже есть.  

На ловца и зверь бежит

Знакомство с кредитным потребительским кооперативом «Доходный гном» у Машковой случилось ещё до встречи с Екатериной. После истории с КПК «Строительно-сберегательная касса» («Тольяттинский навигатор» №31 от 26 сентября) с Машковой связался руководитель КПК «Доходный гном» с целью встретиться, поговорить. Похоже, репутация Машковой бежит впереди её самой. Видимо, руководство «Доходного гнома» решил убедить помощницу депутата в своей честности и отсутствии каких-либо признаков финансовых махинаций в работе.

По словам Машковой, встреча прошла по стандартной схеме. Представители «Доходного гнома» показали учредительные документы и документы о страховании всех вкладов своих пайщиков. Документы на первый взгляд подозрений не вызывали. Да и жалоб на этот кооператив Елена Машкова ещё не слышала. После непродолжительной беседы делегация «Доходного гнома» удалилась. На этом история могла бы закончиться, но дальше случилось как в поговорке — на ловца и зверь бежит. 

Отдайте деньги! Да Пожалуйста

Через несколько дней после разговора с руководством кооператива «Доходный гном» к Елене пришла на приём Екатерина. Её родственники в апреле этого года вложили в кооператив 500 тысяч рублей под 13,95% годовых. А в сентябре ежемесячные выплаты прекратились. Без каких-либо объяснений. Машковой показалось это странным, ведь совсем недавно руководитель «Доходного гнома» уверял её в том, что у них всё в порядке.

Екатерина рассказала: когда «Доходный дом» перестал выплачивать проценты, её родственники написали заявление о возврате вклада и выходе из кооператива. «Доходный гном» как и положено кооперативу собрал заседание правления, где рассмотрели заявление. Рассмотрели и решили удовлетворить. Хотите выйти? Пожалуйста!

Но на том же заседании правления было решено удержать из денег родственников Екатерины процент за перевод на расчётный счёт и затраты на страховые взносы. За перевод на расчётный счёт правление решило удержать аж 5% суммы вклада, то есть 25 тысяч рублей. В банке, напомним, обычно комиссия на перевод составляет не больше 1,5%, а тут целых 5%. Что касается затрат на страховку конкретную сумму, которую хотят удержать, никто не назвал. Да, в договоре есть пункт о страховании вклада, а вот о том, каков его размер, — ни слова, ни полслова. Удержат столько, сколько душе угодно? По настроению?

Сколько же удержать?..

Екатерина по образованию юрист. Договоры, суды и первичные документы для неё — будничные дела. Вместе с договором пайщика родственники передали ей ещё и сертификат страхования. На плотной бумаге, красивый, с печатями, с собственным номером, с суммой страхования и ФИО пайщика. В общем, всё чинно. Хоть в рамку и на стену… Екатерина решила узнать, какова же стоимость страхования суммы в 500 тыс. рублей. Ну, для того, чтобы понять, сколько же «Доходный гном» удержит за это самое страхование. Пошла она в офис кооператива за платёжным документом. Но получить его не смогла. Нет его. Зато есть другой платёжный документ… на общую сумму, что переводит кооператив страховой компании со всех вкладов.

Напомним, у Екатерины был на руках страховой сертификат с собственным номером, ФИО пайщика и суммой вклада. И, скорее всего, у каждого пайщика этого кооператива имеется точь-в-точь такая же бумага. Бумага, которую каждый из них получает в день составления договора пайщика кооператива. Для чего тогда нужна эта бумага, если всё страхуется общими платежами – не ясно. Мало того, что все пайщики приходят с разными суммами вложений, так они ещё и приходят в разное время. Каким образом каждого из них страхуют общим платежом, остаётся загадкой.

Страховка как пыль в глаза

Екатерина решила созвониться непосредственно со страховой компанией. Так сказать, лично всё узнать. На том конце провода без всяких запросов ИНН и другой информации сразу же подтвердили, что «Доходный гном» страхуется у них и с ним «всё хорошо». Вообще, фраза «всё хорошо» встречается в этой истории довольно часто, будто её нарочно повторяют, не давая людям запаниковать и начать что-то подозревать.

Екатерина провела небольшое расследование на предмет этой страховки. По её словам, прежде чем заключить договор страхования, страховая компания получает от кооператива всю документацию. Проверяется баланс, реестр членов, наличие судебных процессов и исполнительных производств. Если всё «чисто» – заключают договор на один год. Спустя этот год история повторяется. Вот только это не пролонгация, не продление старого договора. А заключение абсолютно нового.

Как рассказала Екатерина, получение страховой выплаты может быть только в одном случае – если кооператив признают банкротом и введут конкурсное управление. Если банкротство кооператива случилось в результате какой-то преступной деятельности – страховая компания отвечать не будет. И ещё одно немаловажное условие: банкротство и конкурсное производство должно случиться в период действия этого договора. Договора, который, напомним, рассчитан на один год.

Екатерина, будучи опытным юристом, знает о времени, необходимом для признания организации банкротом и введения конкурсного управления. При идеальным раскладе от подачи первого искового заявления и до признания кооператива банкротом с вводом конкурсного производства пройдёт не менее 13 месяцев. То есть невозможно уложиться в один год, чтобы признать организацию банкротом. В реальности достижение этого результата происходит в среднем за два года.

В итоге мы имеем совершенно невыполнимые условия для получения страховки. Становится понятно, почему страховщики заключают договоры с подобными кооперативами и почему уверены, что к ним не придут за выплатами обманутые пайщики.

В общем, страхование взносов пайщиков такого кооператива – не более чем маркетинговый ход. Страховка существует для того, чтобы пускать пыль в глаза потенциальным пайщикам: типа, ваши кровные надёжно защищены от банкротства кооператива. Ну а вдруг, к примеру, в кооперативе случится нечто нехорошее вследствие мошеннических действий или кто-то умыкнёт денежки, то страховая компания, извините, тут ничем не поможет. В общем, с какой стороны не посмотри, а деньги свои вернуть пайщики или члены кооператива через страховую никогда не смогут.

Жадность погубит

После подачи заявления на возврат вложений своих родственников Екатерина стала частым гостем в офисе «Доходного гнома». А переговоры по телефону с его руководством происходят чуть ли не каждый день. Вот только, надо полагать, что общается это руководство с ней совсем не так, как недавно с Машковой. Дружелюбие и открытость, что лились мёдом в речах руководства кооператива на встрече с помощницей депутата, в разговоре с Екатериной сменились на пренебрежительный тон и некорректные фразы со следами сленга из 90-х.

А с того момента как Екатерина отказалась от денежного перевода с удержанием 5%, написав в кооператив заявление о выдаче денег через кассу, её, видимо, включили в некий «чёрный список» — как клиента, общаться с которым руководство «Доходного гнома» не желает. Елена Машкова позвонила «своим знакомым» из «Доходного гнома» с целью узнать, когда же Екатерине вернут деньги. Но на том конце провода, похоже, «включили дурака» и сказали, что «Екатерина куда-то пропала».

В общем, сидеть и ждать у моря погоды Екатерина не будет. Последние события ей дали ясно понять, что вести адекватный диалог с кооперативом не получается. А поскольку узнать ответы на вопросы относительно сроков получения денег и размера удерживаемой страховки она так и не смогла, то задавать их Екатерина намерена теперь в другом месте — в правоохранительных органах г. Тольятти. 

Редакция «ТН» будет следить за развитием событий

Виктор Намерен