На минувшей неделе Самарская губернская дума открыла осеннюю сессию внеочередным заседанием и… скандалом! На первом же заседании тольяттинский депутат-коммунист Алексей Краснов вступил в яростную перепалку с губернатором Дмитрием Азаровым. По мнению Краснова, правительство Самарской области выделяет Тольятти несправедливо мало денег. Мнение губернатора оказалось диаметрально противоположным. В результате Краснову отключили микрофон. Финал своей речи депутат озвучивал сквозь неодобрительный гул депутатов-единороссов.
КУДА ВСЁ-ТАКИ ЛЬЁТСЯ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ»?
Всё начиналось мирно и должно было закончиться предсказуемо. Главным вопросом краткой повестки дня значилось утверждение в должности нового первого вице-губернатора – председателя правительства области Виктора Кудряшова. Особых вопросов по поводу внесённой губернатором Дмитрием Азаровым кандидатуры у депутатов не возникло. Человек опытный, известный. Работал и в промышленности, и в областном правительстве, и в руководстве Самары, и советником губернатора. Забегая вперёд, скажу, что и бразды правления областным правительством депутаты «вложили ему в руки» единогласно… Но до этого депутаты, образно говоря, давали Виктору Владиславовичу «наказы» на будущее, и вот тут-то и возник спор…
Тольяттинский депутат-коммунист Алексей Краснов обратился к свежеиспеченному вице-губернатору Кудряшову со вполне понятной и резонной просьбой: при распределении финансирования на социально-значимые объекты почаще вспоминать, что есть такой город – Тольятти:
ДЕПУТАТ КРАСНОВ (Кудряшову): — Виктор Владиславович, Дмитрий Игоревич (Азаров. – Прим. ред.) выступал с отчётом. Красивая была презентация, яркая. Основные моменты выделены. Я внимательно её смотрел, и было видно: всё в Самару. Больницы, школы – всё в Самаре. У нас заявляется самарско-тольяттинская агломерация, а на самом деле в Тольятти скидываются крохи. Школы у нас так и не были построены. Даже то, что заявляется «в списке» и обсуждается, потом, по вине муниципалитета, «слетает». Находятся крайние, кто не так заполнил какие-то мелкие бумажки. Люди новых объектов не видят. Да, что-то ремонтируется в порядке общей очереди, но тольяттинцы очень хорошо видят, как «золотой дождь» льётся на Самару. Годами. Давайте как-то пересматривать эту политику: у нас Тольятти становится не просто депрессивный, а какой-то мрачный. Я вижу, что это зависит от финансирования. Нам в большей степени нужны не зеркальные павильоны с автомобилями, нам нужна «социалка», нам нужны зарплаты медикам – нам нужны простые вещи. Вас, как хорошего хозяйственника, мы просим помочь Тольятти в этом вопросе…
Однако ответить депутату Кудряшов не успел: мгновенно среагировавший Дмитрий Азаров решил пояснить, как проблема видится с его, губернаторской, точки зрения:
ГУБЕРНАТОР АЗАРОВ: Минуточку! Вопрос не в хозяйственной сфере лежит, а в абсолютно политической. Алексей Геннадьевич, то ли по низкой осведомлённости о работе правительства и того, что происходит в городском округе Тольятти, либо умышленно, вы передёргиваете факты. Ну скажите, какая школа построена в Самаре в этом году? Две школы в Волжском районе и одна в Приволжье. Скажите, какие больницы построены в Самаре? А в Тольятти – две. Я бы попросил вас следить за тем, что вы говорите: вот СМИ же работают, они же снимают то, что вы говорите, доносят до жителей Тольятти, а вы умышленно искажаете факты…
А БЫЛИ ЛИ БОЛЬНИЦЫ?
Далее губернатор призвал самарца Кудряшова пригласить тольяттинца Алексея Краснова в инспекционную поездку по Тольятти и показать, какие, мол, объекты в городе строятся. Чем сорвал радостные аплодисменты депутатов-соратников по партии «Единая Россия». Казалось бы, на этом дискуссии полный конец. Но, похоже, представители «партии власти» недооценили настойчивость депутата-коммуниста и его последовательность в отстаивании интересов своих избирателей. Как оказалось, он вёл диктофонную запись происходящего. Краснов попросил помощника принести наушники, и в течение нескольких минут застенографировал разговор с губернатором. Ближе к концу заседания он снова взял слово.
ДЕПУТАТ КРАСНОВ: — Дмитрий Игоревич, я расшифровал видеозапись нашего с вами разговора дословно…
Далее Краснов процитировал свой «наказ» и начало ответа губернатора. Уже на словах: «Всё в Самару…» его попытались перебить. Не получилось: «Я могу говорить громче вас!» — повысил голос Краснов. Когда же депутат дошёл до слов: «Какая школа была построена в Самаре в этом году?..» ему «по многочисленным просьбам» депутатов «Единой России» и вовсе отключили микрофон. Но Краснов продолжил, не обращая внимания на «шум в зале»:
КРАСНОВ: — Вот как раз в том году, которого касалась ваша презентация. Ввод медицинских центров в регионе: Самара, Куйбышевский район – диализный центр. Самара – лечебно-реабилитационный центр. Самара – ПЭТ-центр. Самара – лучевой центр. Самара – госпиталь «Мать и дитя». Поликлиника в Южном городе… На основании вашей презентации я это и сказал. Далее вы говорите: «Две школы в Волжском и одна в Приволжском в этом году»… Не знаю, не был на открытии именно этих школ… «…а в Тольятти – две больницы». Я не знаю, какие в 2018-2019 годах были построены больницы, но… (В зал. — Прим ред.) Дайте, пожалуйста договорить!.. Дмитрий Игоревич, я не видел, какие были построены больницы, но то, что я сказал, соответствует фактам, а то, что вы сказали – нет!
Такие вот страсти кипят в Самарской губернской думе. По итогам этой истории вспоминаются события 10-летней давности, когда «справоросс» Михаил Маряхин шёл в думу с нагремевшим и всем запомнившимся слоганом «Хватит кормить Самару!» Во время перепалки губернатора и коммуниста Михаил Маряхин, присутствовавший в зале, не проронил ни слова. Хотя Самару мы до сих пор кормим…
КОММЕНТАРИЙ
АЛЕКСЕЙ КРАСНОВ, ДЕПУТАТ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ:
— Ситуация, конечно, абсурдная.
27 марта этого года губернатор выступал со своим посланием в здании правительства. Сижу я на этом послании, слушаю губернатора, смотрю презентацию. И фотографирую её на телефон. Бах, слайд: «Обновление театров региона». В планах которое. Четыре театра планируется обновлять: Самарский театр кукол, Театр юного зрителя «СамАрт», Академический театр драмы имени Горького и театр-студию «Грань». Три в Самаре, один – в Новокуйбышевске. Тольятти нет! Другой слайд «Ввод медицинских центров в регионе в 2018 году». Снова четыре картинки: диализный центр, лечебно-реабилитационный центр, ПЭТ-центр, лучевой центр, госпиталь «Мать и дитя», поликлиника. Всё в Самаре. В Тольятти – нет! Да и без этих слайдов, как говорится, на собственной шкуре чувствуем и своими собственными глазами видим разницу. Сколько «вбухали» в Самару десятков миллиардов за последние несколько лет? Сколько миллиардов – только под соусом чемпионата мира по футболу! И сколько в Тольятти? Почему в Самаре бордюры из керамогранита, а у нас из прессованного шлака? Даже такая мелочь… Ну, в общем, обидно мне за малую родину. Я родился и вырос в Тольятти. Все самые светлые фрагменты моей памяти – о Тольятти. Наконец, меня выбрали тольяттинцы именно для того, чтобы я отстаивал их интересы. И вот… Как говорят подростки, отгрёб по полной программе.
Как всё произошло.
Сидим на думе. Вышел Кудряшов. Геннадий Петрович (Котельников, председатель СГД – Прим. ред.) даёт слово нам, депутатам. Ну, думаю, подходящий момент высказать будущему рулевому экономики Самарской области пожелания тольяттинцев. И в памяти – всё слайды из мартовской презентации губернатора. Я взял слово, посетовал, что на Самару тратится несоизмеримо больше денег, чем на Автоград. Попросил на Тольятти. И тут – бац! Берёт слово губернатор и давай мне высказывать: мол, в Самаре ничего не строили, а в Тольятти – две больницы построили. И, типа, я такой плохой, не знаю этого, а говорю.
Ну, я в шоке. Какие больницы? И почему я – не прав? Беру телефон, нахожу фотографии мартовской презентации, поднимаюсь к Азарову в президиум, показываю. Говорю: «Вот! Ваша презентация! Всё в Самаре!» Он глаза отвёл. Говорит: «Идите, работайте!»
Я вернулся в зал, остановил диктофонную запись (я записываю на всякий случай каждое заседание, каждую рабочую группу, где участвую). Прослушал её и записал слово в слово… Потом, в конце думы попросил Котельникова дать мне слово. Начал зачитывать нашу с Азаровым перепалку. Но депутаты от «Единой России» начали кричать, перебивать. Я стал говорить громче. «Единороссы» кричат: «Отключите ему микрофон!» Микрофон мне отключили. Я всё-таки сказал, что не знаю, какие две больницы у нас в городе построили! Губернатор не ответил, никак мои слова не прокомментировал. И свои слова про Самару и Тольятти – тоже.
Ситуация, повторюсь, абсурдная. Депутат просит денег для города, от которого избрался, и за это получает отповедь. Да даже если бы Тольятти утопал бы в бюджетных деньгах, я всё равно бы просил у Кудряшова больше денег для моего любимого города! Это нормально, ведь я – тольяттинец!
…Я, в принципе, и так считаю, что я прав. Однако теперь придётся провести сопоставительный анализ затрат на Самару и на Тольятти. Возьму и города отдельно, и городские округа, и примыкающие районы-спутники. Проанализирую за последние 10 лет. Думаю, результаты будут… любопытными.