Вы сейчас просматриваете Радиация: есть или нет?

Радиация: есть или нет?

В начале июня информационное пространство города взорвалось сообщениями о радиации, которую зафиксировали приборы около музея им. Сахарова, вблизи 1-й и 3-й вставки АВТОВАЗа. Комиссия в составе депутатов Думы г.о. Тольятти, представителя администрации, общественных деятелей и общественных организаций выехала на старую свалку напротив автозавода, чтобы замерить радиационный фон. Результат шокировал всех: уровень радиации превышал допустимую норму в десятки раз. Спустя некоторое время администрация города заявила, что произвела замер сертифицированными приборами и никакой радиации не обнаружила.

Все присутствовавшие на замерах 4 июня лично наблюдали за показаниями прибора и слышали, как тот буквально захлёбывался, сигнализируя об опасности. Самое страшное, что замер проводился на поверхности, а не где-то в глубине почвы. Конечно, прибор не имел всей необходимой документации, чтобы с юридической точки зрения ему верить, и именно на этом факте в будущем представители администрации города делали упор. Уже позже, когда администрация заявила, что последующая проверка ничего не показала, всем участникам тех замеров это показалось как минимум странным. Развитие дальнейших событий показало, что странности только начались.

Пугающие показания

Инициатором комиссии 4 июня стал общественный деятель с профильным образованием в сфере экологии Павел Авдеев. Он является членом общественный организации «Экологическая академия» при Институте экологии Волжского бассейна РАН. Вместе с ним свалку посетили депутаты Думы г.о. Тольятти Василий Воробьёв, Дмитрий Колотурин, несколько помощников городских и областных депутатов, представители общественного движения «Тольятти, ДЫШИ!», оператор мобильной лаборатории, представитель администрации и несколько блогеров, которые снимали происходящее на две камеры.

Перед началом показаний все договорились, что будут измерять фон в микрозивертах. Для понимания: нормальный радиационный фон для этой единицы измерения 0,1 – 0,2 мкЗв/ч, от 0,2 – 0,6 считается допустимым и уже от 0,6 – 1,2 – фон повышенный. Буквально на третьей пробе прибор показал устрашающие значения: сначала 15 мкЗв/ч, потом 17 мкЗв/ч и в конце 19,5 мкЗв/ч. То есть допустимый фон был превышен в десятки раз! Причём замер был сделан на поверхности почвы. Сделав ещё несколько замеров, присутствовавшие быстро ретировались ради сохранения собственного здоровья. Примечательно, что после того, как прибор зафиксировал первое превышение фона, представитель администрации бежал оттуда быстрее всех и ближе чем на 30 метров больше не приближался к данному месту.

Знали и предупреждали

Как рассказал Авдеев, он узнал об этих радиоактивных захоронениях ещё в 2014 году, когда чернокопатели случайно отрыли коробку с некими радиоактивными датчиками. «Один такой датчик принесли мне, — рассказывает Павел Авдеев. — Мы замерили фон рядом с ним, прибор показал примерно 8 мкЗв/ч. Мы обратились в администрацию города к Надежде Павлиновой, руководителю управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства мэрии Тольятти. С собой принесли и показали ей один из тех радиоактивных датчиков. Павлинова заверила, что всё будет исправлено. Каждый год я ей напоминал об этом, но спустя пять лет ничего не изменилось».

Ровно год назад, в июне, Авдеев вновь обратился в администрацию города, уже непосредственно к Анташеву. Он кратко описал ситуацию на свалке и его обращение к Павлиновой ещё в 2014 году. Ответ был ожидаемый: никакой радиации там быть не может.

Лучшая защита – нападение

Авдеев рассказал, что ещё во время выезда 4 июня представитель администрации неоднократно делал попытки спровоцировать его: то ругался за съёмку, то пытался настроить общественников против Авдеева. А после выезда Авдеев вдруг узнал, что он якобы угрожал представителю администрации. Каким образом, Павел так и не смог понять даже после просмотра записей с видеокамер.

Нападки на общественника на этом не прекратились. Во время заявлений администрации Тольятти о безопасности свалки стали ползти слухи, что Авдеев «управлял прибором для измерения радиационного фона с пульта из кармана». Такая наглость и беспринципность поразила Павла. По его словам, он намерен обратиться с иском в суд, чтобы привлечь распространителей подобной информации за клевету.

Сами себе проверка

7 июня администрация направила свою комиссию на свалку. Согласно пресс-релизу, «в ходе проверки превышения радиационного фона по контуру территории свалки, а также внутри котлованов не выявлено. Все результаты измерений отмечены в диапазоне от 0,07 до 0,17 мкЗв/ч при норме 0,24 мкЗв/ч, установленной для Самарской области». В замерах от администрации участвовали представители ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Тольятти Самарской области», ФГБУ «Приволжское УГМС», Роспотребнадзора и химико-радиометрической лаборатории ГКУ СО «Центр по делам ГО, ПБ и ЧС» (МЧС Самарской области). Но, видимо, по чистой случайности, ни одного депутата или представителя общественности из состава первой комиссии не пригласили.

Следующая проверка радиационного фона свалки прошла 17 июня. На неё Авдеев и депутаты думы приглашение получили… за несколько часов до выезда. Из-за плотного графика никто из депутатов приобщиться к замерам не смог. Сам же Павел Авдеев проходит курс лечения больнице и сорваться в любой момент не имеет возможности.

Было ли это сделано намеренно или нет – неизвестно. Но этот момент стал ещё одной странностью во всей запутанной истории со свалкой.

Депутатский надзор

Депутаты Думы г.о. Тольятти решили провести собственную проверку, и 21 июня состоялась выездная комиссия по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики. Председатель комиссии депутат от КПРФ Павел Турков заблаговременно оповестил всех о проверке и пригласил профильные службы «прогуляться» по городским свалкам, взяв с собой сертифицированное оборудование для замера радиационного фона.

— Мы позвали все причастные контролирующие органы, — рассказывает Павел Турков, — но из них приехал только представитель Росгидромета. И после нашей первой остановки возле свалки у АвтоВАЗагрегата он благополучно удалился. Мы просили, чтобы нам привезли прибор для замера радиационного фона, имеющий все необходимые допуски и документы. Раз они (администрация города. — Прим. ред.) говорят, что там всё в порядке, то пусть съездят с нами ещё раз и покажут. Но наша просьба была проигнорирована: прибор никто не взял. Этот факт вызвал ещё больше поводов для возмущений и подозрений. Встал вопрос: «Что скрываете, ребята?».

В усеченном составе комиссия всё же посетила свалку близ музея им. Сахарова. Собственный прибор, который был у депутатов и общественников, является бытовым, значит, для официальных замеров не годится. Но он показывал, что радиационный фон повышен.

Опасения усилились

Как мы уже говорили, после новостей о радиации на свалке близ музея им. Сахарова администрация города поспешила заверить общественность, что опасности радиоактивного излучения нет. Первая проверка городских чиновников прошла почти сразу — 7 июня. В ходе неё, согласно пресс-релизу, были сделаны замеры спецтехникой и ничего обнаружено не было. Казалось бы, можно успокоиться. Но если уйти в детали дальнейших событий, то вопросов меньше не становится.

До сих пор не ясно, почему ни Авдеев, ни депутаты приглашения на 7 июня в глаза не видели. Ещё больше вопросов вызвало приглашение на 17 июня, которые все получили за несколько часов до выезда. Будто специально не хотели там видеть никого лишнего. Да и ситуация с нападками на Авдеева только усиливает странность всей ситуации. А после комиссии Павла Туркова, на которую он заблаговременно приглашал все профильные службы и которые просто не приехали, опасения стали буквально «кричать в ухо».

Рядом с этой злополучной свалкой находится любимый многими горожанами и туристами города музей им. Сахарова. На его территории каждый день гуляет множество народу, а в праздники ещё больше. В другой стороне от свалки находятся проходные АВТОВАЗа, где не менее многолюдно. А ещё там рядом остановки, парковки и прочие людные места. Стоит отметить, что первая проверка 4 июня показала сильно завышенный радиационный фон просто на поверхности, в воздухе. В теории, при достаточно сильном ветре, все люди вокруг рискуют попасть под воздействие радиации. И потому горожане должны знать наверняка, есть радиация или нет. Но пока не будет проведена официальная проверка, с заблаговременным приглашением депутатов, общественных экологов и журналистов, точка в этом вопросе поставлена не будет.

Комментарий

Павел Турков, председатель постоянной комиссии по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики, депутат Думы г.о. Тольятти (фракция КПРФ):

— Бытовой прибор, что имелся у нас на выезде, показал отклонения от нормы. А это повод собрать очередную официальную комиссию, на которую, как мы надеемся, приедут соответствующие специалисты с соответствующим оборудованием. Для любого эколога это повод провести масштабную и всеобъемлющую проверку по всем полагающимся методикам. И если такие превышения есть, нужно бить в колокола: ставить ограждение, проводить обезвреживание и рекультивацию. А поскольку администрация решила заулюлюкать тему, не давая возможности появляться там неравнодушным депутатам, и не давая нам сертифицированных приборов для замеров, то нехорошие подозрения только усилились.