Вы сейчас просматриваете Кто нуждается в подарке?

Кто нуждается в подарке?

Приемлемы ли критерии адресности и нуждаемости к детям войны?

Тольяттинские депутаты предложили поощрять к 9 Мая всех жителей Самарской области, на чьё детство выпали лишения Великой Отечественной войны, денежной выплатой. И вынесли это на обсуждение депутатов Самарской губдумы. Что из этого получилось, читайте ниже.

Подарок не подачка

Как мы помним, депутаты Думы г.о. Тольятти на одном из заседаний приняли решение – обратиться к коллегам из Самарской губернской думы с предложением законодательной инициативы о дополнительных мерах социальной поддержки граждан, родившихся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года. Дело в том, что так называемая категория граждан «дети войны», согласно закону Самарской области №31-ГД от 07.04.2014 года, получает один раз в год к Дню Победы тысячу рублей. Но получают не все, а только те, чья ежемесячная пенсия меньше двух прожиточных минимумов пенсионера в Самарской области, а также если не получают иных ежемесячных денежных выплат по федеральному и областному законодательству, за исключением выплаты на проезд в транспорте. Но депутаты в Тольятти решили, что это несправедливо, и проголосовали за то, чтобы обратиться в Самарскую губдуму с тем, чтобы данная выплата давалась к Дню Победы всем детям войны, независимо от их доходов и льгот.

И вот заместитель председателя Думы г.о. Тольятти Ольга Сотникова донесла до коллег из Самарской губернской думы на заседании комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике данное предложение.

«Суть нашего обращения в том, что возрастная категория так называемых детей войны составляет в настоящее время от 74 до 92 лет, – сообщила Сотникова. – Детство этих людей прошло в трудные годы, все они имели лишения, тяжело работали, а многие остались без родителей. Сейчас это поколение приходит на смену ветеранам Великой Отечественной, и, на наш взгляд, нужно поддерживать их не только материально, но и моральными акциями. Но ныне действующий закон об этой категории граждан в скором времени будет носить чисто декоративный характер в силу того, что с каждым годом число детей войны, к сожалению, сокращается. Эти люди уходят от нас. И ещё одна причина, по которой, как мы считаем необходимо убрать ограничения для получения выплаты, в том, что дети войны, перешагнув 80-летний рубеж, получают доплату к пенсии, из-за которой их доход зачастую превышает два прожиточных минимума пенсионера. И это тоже лишает их выплаты согласно критериям нуждаемости.

Однако выплата, как считают многие её получатели, это подарок от правительства за все те лишения, которые выпали на долю детей войны. Потому мы считаем, что распределение выплаты по критерию нуждаемости не справедливо. Данным законом правительство Самарской области пыталось воздать дань уважения к заслугам этих людей перед страной в лихие годы. Людей, на чьих плечах возрождалась наша страна. Считаем, что изменения закона при поддержке депутатов СГД сделает его более справедливым по отношению к людям данной категории».

Депутат Думы г.о. Тольятти привела следующие цифры: «В 2016 году на выплату детям войны из бюджета Самарской области предусматривалось 300 млн рублей, сейчас 220 млн. За два года число льготополучателей сократилось на 80 тысяч. Ещё через несколько лет эта категория просто исчезнет… Кто-то не доживёт, кто-то «разбогатеет».

Дело не в деньгах. А в чём же?

Председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике губдумы Марина Сидухина напомнила, что когда принимали закон о так называемых детях войны, то очень долго спорили о том, что социальная справедливость как раз должна быть по критерию нуждаемости, потому что доход у всех разный. «Важно соблюсти и дань уважения этой категории людей, и нельзя отходить от критерия нуждаемости, к которому нас обязывает федеральное законодательство, – считает Сидухина. – Подчеркну, что сейчас готовится новая концепция, абсолютно новый подход к мерам соцподдержки на территории нашего региона для всех категорий людей, в том числе и для детей войны…»

Кроме этого председатель комитета высказала традиционные для таких случаев суждения. Дескать, нам бы очень хотелось, чтобы вы, раз предлагаете платить всем, вот и скажите, где деньги взять.

Замминистра социально-демографической политики и семейной политики Олег Рубежанский вернулся в 2014 год. «Когда принималось решение о данном статусе, а Федеральным законодательством статус «дети войны» не установлен, это была добрая воля депутатов и Самарского правительства, чтобы эту категорию как-то выделить, – напомнил он. – Потом меры соцподдержки всё равно будут пересматриваться согласно тому, что говорит президент страны: они станут более адресными и только нуждающимся.

По большому счёту, не обижая никого, сумма в одну тысячу рублей не делает больших финансовых изменений в каждой семье. Это разовая выплата. Если мы говорим, что взяли два прожиточных минимума и часть людей не попали, значит, у них достаточно иных доплат и мер соцподдержки. Если принимать решением всем и сразу… Сегодня число таких людей 210 540 человек — на всех с индексацией 220,225 млн рублей. Но дело не только в деньгах… В таком случае нужно размазать на всех. Мы встречались с представителями ветеранских объединений и выслушивали критику в свой адрес, что мы поддержали тех, кто якобы никогда не работал и поэтому у них нет других льгот.

Или мы оставляем всё как есть и эту тему больше не трогаем, или ищем другой источник, но тогда мы отходим от критерия адресности и нуждаемости, над которым мы долго бьёмся и говорим, что нужно сосредоточить меры поддержки для тех, кто действительно в этом серьёзно и сильно нуждается.

Есть поощрительные меры и мероприятия проводятся, в которых эти граждане участвуют. Никто не забывает об их вкладе и нужде и всему остальному, что они претерпели. Наша позиция сегодня оставить всё как есть и ничего не трогать».

СВОИ ПРИОРИТЕТЫ

Депутат Самарской губернской думы (КПРФ) Алексей Лескин напомнил о том, что некоторые каноны закона о соцподдержке детей войны не соблюдаются. «В законе прописано, что выплата будет индексироваться. Но после принятия закона в 2014-м ни одной индексации не было, – напомнил он. – И только в этом году после обращения в прокуратуру депутатов КПРФ с жалобой на правительство была подписана индексация в четыре с небольшим процента. Беда, короче. И очень неприятно слушать такие моменты, что нужно подходить адресно и давать только особо нуждающимся. Такое отношение не приемлемо к ветеранам. Есть в Самарской области и другие пенсионеры, которые получают доплаты по 130 тыс. к пенсии. Это я говорю про Меркушкина и относительно вопроса, где деньги брать. К нему критерий нуждаемости почему-то не применяется.

Почему когда вносятся какие-то изменения, тут же звучит: всем нельзя размазать, нужно конкретно. Вот и мажут конкретно – господину Меркушкину и его компании. В обход критериев нуждаемости и адресности. А мы говорим об уважении к ветеранам. 9 Мая не за горами. Все будут выходить к ветеранам пафосные речи произносить, благодарить, цветы дарить, вспоминать, как им тяжело было. Дети войны – главные сегодняшние герои Дня Победы.

Ульяновск – не самый богатый регион – нашел возможность платить ежемесячно по 500 рублей детям войны. А у нас в Самарской области такой возможности нет, потому что у нас есть критерии нуждаемости и адресности. Было бы желание и политическая воля, можно решить любую поставленную задачу».

Ольга Сотникова привела в пример Приморский край с бюджетом в 113 млрд рублей (дефицитным), где, несмотря на дефицит, льготы детям войны выплачивают не только к Дню Победы, но и к дате окончания Второй мировой войны. Мол, при нашем профицитном бюджете в 158 млрд рублей на эти цели денег не найти? При этом выделили предпринимателям 51 млн рублей на погашение процентов по кредитам, которые они привлекали перед чемпионатом мира по футболу для постройки гостиниц.

Марина Сидухина подытожила, дескать, у каждого региона свои приоритеты. Однако согласилась с коммунистами, что дети войны – это особая категория людей, требующая к себе соответствующего подхода.

В итоге в протокол решения комитета было записано – вернуться к вопросу при появлении финансовой возможности. Короче – красиво отказали…