Вы сейчас просматриваете БЛА-БЛА-БЛА-ВЕДОМСТВО

БЛА-БЛА-БЛА-ВЕДОМСТВО

РОССТАТ как орудие борьбы с бедностью. У российского правительства в борьбе с бедностью своего народа есть два способа: «улучшить» статистику или повысить реальный уровень жизни. Первый недорогой. Второй совсем не дешёвый. Как вы думаете, что выберет Медведев и Ко?

Как мы все знаем, майскими указами – 2018 поставлена задача перед правительством снизить количество бедных в стране за шесть лет (срок правления Путина) в два раза. Однако при этом чёткого количества бедных – людей, доходы которых ниже прожиточного минимума, похоже, не знает никто. И это очень удобно для правительства! Ведь, ничего не предпринимая, можно спустя шесть лет заявить: задача, мол, выполнена.

Смотря как считать

Бедность в России исчисляется величиной прожиточного минимума, который для трудоспособного населения в 2019 году равен 11280 руб., для детей – 10390 и 8583 руб. для пенсионеров. Это среднее значение, потому как по регионам цифры разнятся. В Самарской области для трудоспособного населения минимум составляет те же цифры, что и в среднем по стране, а вот для детей и пенсионеров чуть ниже – 10129 руб. и 8080 руб. соответственно. Итак, если в вашей семье на одного человека приходится меньше денег, значит, нищий и вы, и вся ваша семья. Согласно официальным данным в России нищих более 20 млн человек. Или 13,2% от всего населения страны. Но поскольку Росстат – структура, напрямую подчиняющаяся Министерству экономического развития, эти цифры, по-видимому, можно смело умножать на два.

Послушаем, что говорят о размахе бедности в России представители правительства. Так, заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяна Голикова на Гайдаровском форуме, прошедшем с 15 по 17 января в Москве, сообщила: «В 2017 году мы стали наблюдать первые, пока очень слабые, но темпы снижения уровня бедности. Значение показателя составило 13,3%, а за 9 месяцев 2018 года уровень бедности населения по сравнению с тем же периодом 2017 года снизился на половину процентных пункта».

Вот оно как! Оказывается, не успел гарант Конституции только рот открыть про то, что, мол, нужно бороться с бедностью, а правительство уже взяло под козырёк, и результаты не заставили себя ждать.

Субъективная бедность

Цифры, приводимые Голиковой, это так называемая официальная бедность. Но есть ещё и неофициальная – субъективная. К примеру, женщина получает 11,5 тыс. рублей. Это выше прожиточного минимума. Значит, под категорию официальных бедных она не попадает. У неё есть квартира, доставшаяся по наследству от родителей. Значит, платит наша героиня только за коммуналку – 4000 рублей. Ещё 1500 рублей – затраты на транспортные расходы. Что имеет она в сухом остатке? 6000 рублей. На них нужно питаться, одеваться, оплачивать мобильную связь и интернет. А если у нашего вымышленного персонажа, но такого похожего на многих россиян, нет квартиры? А если она одна воспитывает ребёнка? Словом, переменных слагаемых для субъективной бедности в России множество. Как же её посчитать?

Татьяна Малева, директор института социального анализа и программирования РАНХиГС, считает, что субъективная бедность существенно превышает бедность официальную. И составляет 22-25%, а то и выше. «И мы вынуждены задаваться таким вопросом: допустим, мы снизим уровень официальной бедности, а если при этом показатели субъективной бедности будут расти? Можем ли мы в этом случае считать, что указы президента будут выполнены? Я считаю этот вопрос риторическим».

То есть ученый-экономист, или, как модно сейчас говорить, эксперт в экономике, считает, что указы президента не будут выполнены?..

Осмыслить по-новому

В правительстве России признают наличие субъективной бедности, но что делать с этой информацией, не знают. (Заметьте, не знают, что делать не с субъективной бедностью, а с информацией о ней!) Ведь перед ними стоит задача снизить уровень бедности в два раза. А если число бедных не 20 миллионов, а 43 миллиона, задача будет выполнима? Ведь и 20 млн – большая цифра, которая требует ювелирной работы, в том числе и с методологией подсчёта.

Вот с последним-то определением – «методология подсчёта числа бедных» – и собирается правительство поработать в первую очередь.

Вот что по этому поводу говорит всё та же Голикова на Гайдаровском форуме: «В короткий период времени нам предстоит по-новому осмыслить подходы к оценке бедности, её измерению, перейти на более современный стандарт. Можно было бы постепенно совершенствовать стандарт оценки. Собственно, для этого сейчас и создана рабочая группа, в которую вошли представители Минтруда, Госдумы и социальных партнеров. Результаты по пересмотру этих подходов мы получим в 2020 году».

То есть целая рабочая группа будет голову ломать не над тем, как победить бедность, а как совершенствовать стандарты её оценки! Что-что, а совершенствовать данные в России умеют!

ОПТИМИЗМА МАЛОВАТО

В конце 2018 года вскрылся очень показательный пример совершенствования данных. Росстат при подведении итогов российской сельхозпереписи, видимо, так увлёкся, выдавая желаемое за действительность, что приписал производству молока 3%, фруктов – 8%, овощей – 17%. А производство картофеля у нас получило рекордные 36% приписок! То есть треть всех картофельных полей в России – фикция?! Как следствие, валовой национальный продукт оказался завышен на половину триллиона рублей.

Также приписывается и средняя зарплата по стране. Здесь методика очень оригинальна – рассчитается доход только тех, кто трудится официально: госслужащие, бюджетники, силовики. В методиках Росстата не учитывается реальный рабочий класс, работающий в сегменте неофициальной экономики – продавцы, водители, штукатуры, маляры…

Однако причиной увольнения главы Росстата Александра Суринова стали отнюдь не приписки и искажение данных. Оптимистичные прогнозы, наоборот, более приветствуются Максимом Орешкиным, возглавляющим Министерство экономики и развития РФ и являющимся прямым начальником Суринова. «Он постоянно требовал быть более оптимистичными, – приводит издание «Аргументы и факты» слова своих собеседников. – Суринов же, как профессионал и учёный, играя по их правилам, всё-таки старался не заплывать за буйки здравого смысла».

Причиной увольнения главы Росстата стало собственное желание после его доклада в Минэкономразвития о том, что у нас вместо рывка, обещанного Путиным в майских указах – 2018, идёт обратный процесс. Экономика по итогам 2018 года выросла вместо запланированных 2,1% на 1,5%. Это меньше, чем в 2017-м. А уровень жизни – важнейший показатель развития страны – пошёл вниз. Глава Росстата Суринов так и заявил, мол, роста нет, зато есть снижение.

…Теперь с новым главой Росстата Павлом Малковым статистические данные будут более оптимистичными. Ведь Малков выходец из Минэкономразвития, потому, можно предположить, он будет показывать те цифры, которые от него будут требовать.

И вот уже показались первые отчёты ведомства под руководством Малкова. Согласно им, средний объём свободных денег у россиян в 2018 году оказался рекордно высок за всю историю наблюдений. В декабре показатель подскочил более чем в полтора раза по сравнению с ноябрём и достиг 36,7 тыс. рублей.

Напомним, что индекс свободных денег – это разница между доходами семьи и необходимыми расходами. То есть средняя российская семья, получив зарплату, заплатив по всем счетам, закупив всё необходимое для празднования Нового года, имеет на руках свободных денег без малого 40 тыс. рублей. Покажите, где живёт такая семья? Уж не в параллельном ли с нашей Россией мире?

Вот так и в борьбе с бедностью. Изменят методику расчёта на «более оптимистичную», и вуаля – бедных станет меньше аккурат на половину…

Комментарии

Леонид Калашников, депутат Государственной Думы (Фракция КПРФ):

– Бороться с бедностью нужно, конечно же, иными способами. Должна быть разработана комплексная программа, в основе которой используются реальные, а не телевизионные цифры. А рычагами борьбы с бедностью должны стать меры адресной поддержки нуждающихся, создание новых рабочих мест через возрождение производств, доступность жилищных кредитов. И как мне кажется, направлять усилия специалистов нужно не на изменение методики подсчёта уровня бедности, а на разработку действенных мер по повышению уровня жизни жителей России.

Алексей Краснов, депутат Самарской губернской думы (Фракция КПРФ):

– Как можно строить будущее страны, не имея реальной картинки происходящего! Такое положение дел может быть только в том случае, если власть и не стремится повышать уровень жизни россиян. И скорее всего, все майские указы пишутся совсем не для реализации намеченного в них. Вот, к примеру, рост российской экономики и вхождение нашей страны в пятёрку ведущих держав мира нам обещают с 2007 года. Но при этом количество выводимого капитала из российского налогообложения растёт в чудовищной прогрессии. В 2016 году отток капитала из страны составлял 15 млрд долларов, а в 2018-м 60 млрд. Причем отток капитала происходит не благодаря вывозу денег из страны узбекскими рабочими, вывозят их крупные российские корпорации. Увеличиваются для последних и налоговые льготы. Но при этом растут налоги для обычных людей. Нельзя же обещать одно, а делать совершенно другое!