Количество бродячих собак растет в геометрической прогрессии, норматив на их отлов и содержание уменьшается в арифметической.
В 2018 году Тольятти получил из областного бюджета 7 223 490 рублей субвенций на отлов и содержание 3000 голов бродячих животных. Были подготовлены и объявлены 3 (!) аукциона. Все они не состоялись по причине отсутствия участников. Бизнесменов (а этим теперь занимаются частные структуры) не заинтересовал норматив «расходов на выполнение государственных полномочий Самарской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Самарской области на 2018 год, установленным Постановлением Правительства Самарской области от 05.09.2018 № 532» в сумме 2 372,25 рублей. За голову. Этого оказалось слишком мало.
Судьба собачья
Напомним, отловом и содержанием в данном случае дело не ограничивается.
«Органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями: отлов безнадзорных животных; их транспортировка; осмотр ветеринарным специалистом; содержание и кормление в пункте временного содержания; кастрация или стерилизация безнадзорных животных; передача безнадзорных животных заинтересованным лицам; умерщвление (эвтаназия); утилизация, уничтожение трупов безнадзорных животных, подвергшихся умерщвлению (эвтаназии)».
Проще говоря, после отлова собак осматривает ветеринар. При отсутствии явных несовместимых с жизнью или острых инфекционных заболеваний (бешенство) их кастрируют (стерилизуют), выдерживают в карантине, кормят и, если не найдутся желающие взять в семью уличного пса, выпускают.
Считается, что стерилизованные собаки менее агрессивны, но при этом не дают проникнуть на «свою территорию» животным «извне». Как другим, ещё не познавшим скальпеля хирурга собакам, так и «опасным диким»: лисам, волкам, кабанам, медведям и кто там у нас есть ещё из морозоустойчивых хищников? Наверное, амурским тиграм.
Словом, полубред, рождённый некогда в воспалённых мозгах очередных Шариковых, основывавшихся на идеях Greenpeace. Организации, печально известной своими околотеррористическими выходками, но до сих пор разрешённой в России.
Мы тут слегка отвлеклись от сути, а она в том, что в итоге региональные «собачьи» субвенции-2018 были возвращены в областной бюджет.
Что дальше?
Дальше – хуже. Не сказать, что хуже некуда, но где-то рядом.
Полгода назад тольяттинская администрация намониторила, что в городе бегают аж 1723 экземпляра безнадзорных животных. Но департаментом ветеринарии Самарской области в 2019 году предполагается выделить Тольятти на отлов и содержание лишь 1114 голов безнадзорных животных. При этом (внимание!) норматив по отлову и т.д. на 2019 год… сокращён до 1 509 рублей и 26 копеек. На 800 с лишним рублей меньше, нежели год назад. Следовательно, Тольятти от области обломится где-то 1 681 315 рублей. Прямо скажу: с трудом видятся страсти, которые вскипают вокруг аукционов на такие громадные деньжищи, за которые и корма-то на всю ораву отловленных бродяжек толком не купишь.
Кстати, немаловажный факт. С того момента, как администрация в июле намониторила нам 1723 бродячих собаки, случилось… закрытие дачного сезона. Негодяи в людском обличье, наигравшись с милыми щеночками на дачных участках, выбросили большинство из них на произвол судьбы. И эти взматеревшие бывшие щенки, научившиеся выживать в диких условиях и убивать живое для пропитания, уже тут. Рядом с нами.
Первыми, конечно, от собак страдают деревни и сёла. Но после того как местные жители там законно/незаконно дают стаям отпор, они переселяются в город.
Трудно составить точную карту, но по опыту можно сказать: в Тольятти в первую очередь они проникают в микрорайон Шлюзовой и пос. Жигулёвское Море. Дальше заселяют «центр» Комсомольского района. В Центральном бродячие псы, кажется, никуда и никогда не исчезают (субъективное мнение автора). Автозаводский район они заселяют со стороны приморско-подстёпкинских и прочих дачных массивов. Короче, где есть дачи, а деревенские с ними не церемонятся, оттуда они и бегут в город.
А зимой у семейства собачьих – гон. Они собираются в стаи. Стаи, ведомые инстинктом размножения, становятся особенно опасны. Их ежедневно проклинают владельцы кошек, мелких собак и родители маленьких детей. Кошек и собак они рвут в клочья. Детей… Лучше съездите сами в детскую травматологию и посмотрите на последствия нападения диких собак на детей. Понятно, что закон требует гуманизма в отношении к бездомным псам. Но, уверяю, его в вашей душе сильно убавится.
Нет, я не одобряю догхантеров с их отравленной колбасой. Обрекать животное на мучительную смерть от противотуберкулёзного лекарства, разлагающего собаке заживо печень – это… нет, не зверство. Зверь так не сделает. Это истинно по-человечески. По-садистски.
Сразу скажу: у меня нет решения проблемы бродячих животных. Но нигде в той же самой Европе не бегает по улицам такое количество псов, в которых даже невозможно признать какую-то доминирующую породу. Крупнее, мельче, но это дворняги. Дикие и за редким исключением неадаптированные. Да, маленькие они – смешные плюшевые игрушки. И появляются на свет где-то по весне… Дальше по накатанной: просьба ребёнка взять «живую игрушку» – дача – пошла вон, псина!
Почём стоит отловить? А без оркестра?
Впрочем, мы опять отвлеклись. Итак, что мы имеем? Мы имеем раза в 2-3 заниженные данные о количестве «бродяжек». Из этих тысяч бездомных псов только 1114 будут отловлены, сделаны «менее агрессивными» методом кастрации и, скорее всего, после «передержки» они разбегутся по привычным помойкам. Но!
Но это лишь в том случае, если тольяттинский бюджет доплатит примерно 1900 рублей за голову. Почему именно столько? Наши финансисты «пляшут» от контракта, который Самара всё же заключила в прошлом году: «Исходя из стоимости отлова и содержания одной головы, определенной вышеуказанным контрактом (с ООО «Компания Поволжские расходные материалы» – 3 389 руб. с НДС на отлов и содержание одной собаки), и количества голов, определенного департаментом ветеринарии (1 114), ориентировочный объем дополнительных средств бюджета городского округа Тольятти может составить 2 094 тыс. руб.».
Но это все считалки прошлогодних реалий. НДС, бензин, инфляция… Короче, стоимость отлова и передержки одной собаки в Самаре уже под 5000 рублей, у соседей ставропольчан – 3500. Что будет у нас?
Про областные нормативы мы уже говорили. Тольяттинские депутаты и администрация заверяют, что сделают всё возможное для их пересмотра. Но даже и этих копеек ещё в городе нет. Поэтому дума дала администрации города задание: изыскать в бюджете средства хотя бы на два ближайших «аварийных» месяца. Чтобы пресечь гон, бесконтрольное размножение. А остальное потом. Всё потом – и переговоры с областью, и заключение «полноценных» контрактов. И разборки доморощенных «зоозащитников» с «догхантерами» в социальных сетях. Сейчас главное – не дать размножиться потенциальной угрозе.
Дальше цель, конечно, сменится – во главу угла встанут увеличение тарифов, либо изыскание денег в городской казне, и без того не лопающейся от лишних средств.
Сколько «откусят» от иных городских нужд на гуманное обращение с бродячими животными и кто вообще будет этим заниматься – вопрос пока остаётся открытым.
Открытым остаётся и вопрос: сколько «откусят» от нас собаки?
P.S. Пока областная и городская администрации будут считать деньги, нам остаётся только подумать о самозащите.
Запомните несколько правил. Главное из них: старайтесь не вставать на пути стаи. Если уж так получилось, зайдите в магазин, на крыльцо, зовите на помощь прохожих.
При встрече с одиночной собакой, направляющейся к вам, сделайте вид, что поднимаете с земли камень – дворняги с ними хорошо знакомы, и это её может отпугнуть. Но не наклоняйтесь, если до пса 2-3 метра. Он может мгновенно прыгнуть и вцепиться в горло.
Комментарий
Дмитрий Колотурин, депутат Думы г.о. Тольятти:
– Самое главное правило безопасности для вас и ваших детей в отношении бродячих собак – никогда не выбрасывайте животных на улицу. Подходите со всей ответственностью к решению о заведении домашнего питомца и объясните эту ответственность ребёнку. Если дети просят, но вы не желаете делить своё жилище с четвероногим другом, не идите у них на поводу. А если уж взяли, несите этот крест до конца. Собачьего или кошачьего. И поверьте, «меньший брат» не раз отблагодарит вас за любовь к нему и своей привязанностью, и множеством радостных моментов. Тем, чего всем нам так не хватает.