Где встретит экс-глава Фонда капремонта новый год?

Фонд капремонта Самарской области остаётся одним из самых скандальных ведомств по итогам 2018 года. И по итогам комплексной проверки Госжилинспекции

Окончание. Начало в № 39 от 27 декабря 2018 года

В прошлом году жилищная инспекция Самарской области проводила полномасштабную проверку за период 2017 год и первый квартал 2018-го деятельности Фонда капитального ремонта (ФКР), который с момента своего создания в 2013 году ни разу не проверялся. Её результаты, увы, не стали сенсацией. Региональный оператор, как и прежде, продолжает «беспредельничать»: непомерно тратит деньги на своих сотрудников, срывает сроки выполнения ремонтных работ и тотально нарушает законодательство.

В последнем номере «ТН» от 2018 года мы подробно писали о нарушениях, выявленных Госжилинспекцией по Самарской области (прочитать можно на сайте www.navigator-tlt.ru) в ходе контрольных мероприятий деятельности Фонда капитального ремонта. А сейчас расскажем о выводах и рекомендациях, сделанных по результатам проверки.

Выводы

Итак, изучив действующее законодательство, инспекция пришла к выводу, что в ФКР отсутствует эффективный внутренний контроль, а работа по подготовке зданий для ремонта признана крайне неэффективной. Представители ГЖИ также отметили отсутствие заинтересованности регионального оператора в хорошей работе подрядчиков. И самое главное: СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГОПЕРАТОР СПОСОБСТВУЕТ СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ.

Отметила ГЖИ и то, что в настоящее время не урегулирован вопрос контроля за целевым использованием денежных средств, полученных от жителей, а также кредитных средств и собственных средств, полученных от ведения предпринимательской деятельности Фонда капремонта. (Так вот почему экс-руководитель Михаил Архипов препятствовал проверкам ФКР!) В связи с этим инспекция предлагает внести изменения в законодательные акты и учредительные документы, чётко обозначающие сроки и методы контроля за расходованием средств. А также считает целесообразным дополнить ч. 5 ст. 41 Закона Самарской области № 60-ГД от 21.06.2013 года поправкой о том, что генеральный директор НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» несёт персональную ответственность за целевое использование средств регионального оператора.

Рекомендация – работать!

По результатам проверки ГЖИ рекомендовала ФКР разработать правила планирования поступлений и расходования денежных средств, ежемесячно оценивать финансовую устойчивость, установить размер временно свободных средств, которые можно размещать на банковских депозитах на срок не более трех месяцев. В части погашения банковской задолженности – снизить процент авансирования работ до 10%, а высвободившиеся средства направить на погашение кредитов. В работе с подрядчиками – предусмотреть в договорах фиксированную цену договора и прописать ответственность организации за его неисполнение. Все штрафы за нарушение договорных отношений подрядчиком направлять на финансирование работ по капитальному ремонту. Своими силами (сотрудников ФКР) подготавливать проектно-сметную документацию в рамках должностных инструкций. Привлечение к этой работе подрядчиков считать нецелевым использованием средств. (Ребята, а вы чем там, вообще, занимались?!) Высвободившиеся средства также рекомендуется направить на погашение кредитов. Также в рамках должностных обязанностей своевременно и эффективно исполнять функции строительного контроля, исключая риск нарушения строительной компанией требований к качеству и сроков выполнения работ. Проводить осмотр многоквартирных домов на этапе подготовки задания по капремонту. Привести бухгалтерский и налоговый учет в соответствие с ФЗ № 402 от 6.12.2011 года «О бухгалтерском учёте» и с Налоговым кодексом РФ. Осуществлять административно-хозяйственную деятельность в соответствии со сметой, утверждённой попечительским советом…

Все предложения отражены ГЖИ в 22 пунктах. А если обобщить их, то контролирующий орган рекомендовал сотрудникам Фонда капремонта работать в соответствии со своими должностными обязанностями, а не «пилить бабло» и не осваивать и присваивать бюджетные средства и средства жителей.

НЕ ВЕРЮ!

Прислушается ли к вышеназванным рекомендациям некоммерческая организация, способная по уставу вести предпринимательскую деятельность? Чтобы это случилось, необходимо поменять, пожалуй, весь состав ФКР, привыкший жить на широкую ногу и с первых дней работы оказывающийся в центре скандалов. Помните, вскоре после своего создания региональный оператор решил прикупить внедорожник «Тойота Ланд Крузер Прадо 150» за 1,9 млн рублей из средств фонда у ООО «СамРЭК-Эксплуатация». Компания, мол, стала единственным участником конкурса и «по чистой случайности» оказалась «дочкой» ОАО «СамРЭК», генеральным директором которой был на тот момент глава ФКР Андрей Чибисов.

Наверняка многие читатели не забыли и то, что в начале статьи мы рассказывали, как в 2017 году на оплату труда работающим в Фонде фактически ушло 94,3 миллиона вместо запланированных 39,5 млн. Лимит средств на деятельность Фонда в целом составлял 95,1 миллиона рублей, а в неизвестности растворилось в 3,5 раза больше – 334,6 миллиона. И при этом экс-руководитель ФКР Михаил Архипов, как полагает следствие, брал откаты с подрядчиков от 5 до 8% от суммы стоимости работ. Напомним, что он вместе с братом Алексеем был задержан в августе прошлого года за совершение коммерческого подкупа. Архиповы до сих пор находятся в СИЗО. 27 декабря 2018 года им был продлен срок ареста по ходатайству следствия. Под стражей братья будут находиться до 31 марта 2019 года – вот вам и ответ на вопрос заголовка.

дайте денег

Не верится, что ФКР начнёт эффективно работать ещё и потому, что регоператор продолжает по привычке тянуть деньги из бюджета региона и после проверки ГЖИ. Так, Самарский фонд капремонта попросил 25 миллионов дополнительных бюджетных рублей на борьбу с должниками. Как уверяют в фонде, деньги пойдут на оплату судебных издержек, возникающих при подаче исков о взыскании долгов.

Представители ФКР сообщили в конце декабря прошлого года, что долги копят принципиальные неплательщики, которых не проймешь ничем, кроме судебного решения. Среди организаций, которым фонд капремонта предъявлял иск, есть социальные объекты – поликлиники, библиотеки, музеи, расположенные на первых этажах жилых домов.

Но для того, чтобы одномоментно подать порядка 90 тысяч исков, нужно заплатить около 25 миллионов рублей госпошлины.

ФКР же ежемесячно изыскивает лишь до 200 тысяч рублей. Субсидия из областного бюджета могла бы решить проблему, считает и.о. гендиректора ФКР Александр Константинов. При этом Константинов, по-видимому, забыл о том, что в его некоммерческой структуре есть отделы, оказывающие только платные услуги. В рамках предпринимательской деятельности НО «ФКР» осуществляет строительный контроль за проведением капитального ремонта в жилых домах и работы в качестве расчётного центра по агентскому соглашению с ООО «СамРЭК-Эксплуатация». Однако в фонде, кажется, не рассматривают вариант погашения расходов за счёт собственных средств.

«ТН» будет наблюдать, сможет ли ФКР уложиться в выделенные ему на 2019 год 90,3 млн рублей из бюджета Самарской области. А также, когда и кто станет новым главой ФКР без приставки «врио» и станет ли при нём фонд работать прозрачно.

Комментарий:

Юрий сачков, первый председатель думы г.о. Тольятти (фракция КПРФ):

– Мне кажется, сама структура созданного в 2013 году Фонда капитального ремонта не предназначена для честной и прозрачной работы. Как и закон об оплате капитального ремонта есть ещё один способ поживиться за счёт простых граждан. Вот, например, доход с платы за проезд дальнобойщиков по федеральным дорогам через систему «Платон» идёт в карман сыну олигарха Ротенберга. А капитальный ремонт – это то же самое, только карман другой. Посмотрите, во всех регионах Фонд капремонта впереди всех по количеству громких уголовных дел! В Самаре его руководители меняются один за другим. И практически все уличены в каких-либо нехороших делах. Между тем ремонтные работы проходят с низким качеством. Фонд же держит на банковских счетах денежные средства, в том числе взносы граждан, по которым набегают проценты. Нет прозрачности в работе Фонда и по части составления смет: жители видят, что в них заложены куда большие суммы, чем те, что тратятся на ремонт их домов. Или откаты заведомо включались в смету?..