Фонд капремонта Самарской области остаётся одним из самых скандальных ведомств по итогам уходящего года. И по итогам комплексной проверки Госжилинспекции.
В этом году жилищная инспекция Самарской области проводила полномасштабную проверку деятельности Фонда капитального ремонта (ФКР) за период 2017 года и первый квартал 2018-го, который с момента своего создания в 2013 году ни разу не проверялся. Её результаты, увы, не стали сенсацией. Региональный оператор, как и прежде, продолжает «беспредельничать»: непомерно тратит деньги на своих сотрудников, срывает сроки выполнения ремонтных работ и тотально нарушает законодательство.
В распоряжении нашей редакции оказался отчет по результатам контрольного мероприятия, с которым мы вас и ознакомим. Запасайтесь терпением: нарушений у Фонда капремонта множество.
Тратили больше положенного
Итак, жилинспекция проверяла ФКР сразу по нескольким направлениям: на предмет обеспечения финансовой устойчивости деятельности Фонда; его бухгалтерский и налоговый учёт; выполнение региональной программы капремонта, а также структуру штатного расписания и административно-хозяйственную деятельность.
В ст. 35 Закона Самарской области о системе капремонта от 21.06.2013 № 60-ГД четко определены требования к финансовой устойчивости регоператора. Так, объем средств, который ФКР вправе израсходовать на финансирование региональной программы капремонта, не должен превышать 90% от прогнозируемого объема поступлений взносов жителей с учётом остатка средств. Но в 2016 году было расходовано в два раза больше положенного, в 2017-м разница снизилась до полутора раз. А в первом квартале 2018 года вместо запланированных 3,3 млрд рублей потратили 4,66 млрд, или на 1,35 млрд больше.
ФКР для увеличения доходов вправе размещать временно свободные средства в банках. Однако у Самарского регоператора отсутствует внутренний документ на размещение таких средств. Интересно, что в ФКР даже и не знают, а сколько именно этих самых временно свободных средств имеется в наличии, потому как нет документа об их размере. Кроме того, гендиректор ФКР самостоятельно принимает решение о том, какая сумма должна остаться в качестве минимального неснижаемого остатка и каков будет период начисления процентов по ней. Вследствие подобной деятельности результат не заставил себя долго ждать и обернулся тем, что увеличение дохода для регоператора не носит постоянного характера. Так, в 2017 году ФКР получил доходы в виде банковских процентов в размере 4,3 млн рублей. Всего. Получается, что 3,68 млрд рублей были размещены под 0,118% годовых в АО «Газпромбанк». Вы слышали о таких банковских ставках? Мы тоже нет.
Кроме вкладов Фонд имеет право брать и кредиты в банке. С согласия попечительского совета. Правда, попечительский совет одобрил размер кредита в 2017 году, а фонд оформил кредитный договор только в 2018 году. Таким образом, налицо очередное нарушение Закона Самарской области № 60-ГД.
Допустил нарушения ФКР и в части размера банковских кредитов. Согласно закону дефицит средств регоператора не должен превышать 30% от объема денег, необходимых для финансирования региональной программы капремонта. Но у ФКР на 31 декабря 2017 года образовалась задолженность в сумме 1,8 млрд рублей перед подрядчиками и 440 млн – по кредитам. При этом дефицит средств составил на 778 млн больше допустимого объёма.
Уменьшали налоговую базу
Проверка контроля в сфере бухгалтерского и налогового учёта показала, что регоператор – умышленно или из-за некомпетентности главбуха? – уменьшал налогооблагаемую прибыль на сумму начисленной амортизации (1,8 млн рублей), членских взносов (397 тыс. рублей), вознаграждений руководству и работникам (57,66 млн рублей), компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (1,8 млн рублей). Кроме этого, полученная субсидия в сумме 73,42 млн рублей была направлена на погашение убытков от предпринимательской деятельности оператора. (То есть как предприниматель ФКР тоже так себе. Но об этом ниже.)
Всё вышеперечисленное приводит к риску доначисления налогов за 2017 год в размере 27,03 млн рублей.
Также выявлено, что годовая инвентаризация проведена не в полном объёме, что прибыль распределялась с нарушениями устава регоператора, а данные о финансовом состоянии фонда искажены.
…Некоторые читатели помнят, что делали в СССР с главбухами, допускающими такие ляпы в своей работе. Для тех же, кто не в курсе, поясним: в тайгу отправляли лес валить. И это было не самое жесткое наказание.
От цветочков к ягодкам
Региональная программа капитального ремонта, согласно проверке, оказалась сорвана как по срокам, так и по объёмам. Причем часть домов ремонтировалась раньше намеченного периода, часть – позже. Тем, что раньше, объяснение есть. Имя ему – мундиаль.
Но как быть с оплатой работ по установке приборов учета (11 млн рублей) в семи домах при отсутствии данного вида работ в региональной программе? Возникли вопросы у проверяющих и к тому факту, что в региональную программу капитального ремонта включены 24 дома, которые, по сведениям жилищной инспекции, признаны аварийными. Но, несмотря на это, в четырех (в Самаре, Новокуйбышевске, Чапаевске и селе Богатырь) уже заключены договоры на выполнение работ капитального ремонта.
Кроме того, программа капремонта не актуализирована в связи с изменениями сроков ремонта объектов, расположенных вдоль гостевых туристических маршрутов, сдвинуть которые пришлось в преддверии проведения чемпионата мира по футболу. Словом, сроки сдвинули, а в программу изменения не внесли. Этот недочет также отметили проверяющие.
Но это всё, как говорится, цветочки. А вот поспели и ягодки…
В ходе анализа стоимости выполнения работ выявлено, что ФКР допустил увеличение цены в 56 договорах о проведении работ. Размер данного превышения составляет 316 млн рублей! Общее же увеличение цены договоров, работы по которым приняты в 2017-2018 годах, составляет свыше 401 млн рублей. Причем увеличивалась она от 30% до 119%!
Кроме того, выявлено превышение фактической стоимости работ в размере 435 млн рублей. А также ФКР допустил превышение предельной стоимости работ по капремонту в размере 90 млн рублей.
Так, в Тольятти при капремонте домов на Революционной, 30, Ст. Разина, 42, 56, Фрунзе, 17, Чапаева, 145, 147, 149, Московском пр-те, 33, Юбилейной, 57, Приморском, 34 и Победы, 19, 21, 23, превышение фактической стоимости от предельной составило от 3 до 13 млн рублей.
Выяснилось и то, что ФКР дважды авансировал работы ООО «Пожарная безопасность» по договору от 4 июля 2016 года на сумму 3,616 млн рублей в 2016 году и в период 2017-го в размере 5,230 млн.
В итоге, если сложить все превышения стоимости, набирается сумма свыше 1,2 млрд. Нехило!
Расходы есть, а сметы нет!
А теперь расскажем о главных действующих лицах «Фонда капитального разорительства». Всего в ФКР работают 197 человек. В 2016-м было 201. Но что интересно, с сокращением штата увеличивался руководящий состав и росла средняя зарплата. В настоящее время в дирекции фонда работают 15 человек. При таком количестве начальников нет четкого взаимодействия аппарата ФКР с отделами, департаментами, а также между структурными подразделениями.
Административно-хозяйственная деятельность фонда при этом тоже, как бы это помягче сказать, хромает. Сразу на обе ноги.
Согласно законодательству, существует запрет на использование средств, формирующих фонд капитального ремонта, для текущей деятельности регоператора. Потому ежегодно при формировании областного бюджета закладываются средства на деятельность фонда в виде субсидий в размере, определенном сметой. Утверждает смету, согласно уставу фонда, министерство энергетики и ЖКХ Самарской области по представлению попечительского совета фонда. Однако у ФКР нет такой сметы расходов. Есть сводная таблица по статьям доходов и расходов, утвержденная врио генерального директора ФКР Михаилом Архиповым. Да-да, того самого, который находится в СИЗО в качестве подозреваемого в получении откатов от коммерческих фирм-подрядчиков.
В итоге общая сумма расходов на текущую деятельность ФКР превышает утвержденные показатели в 3-3,5 раза за счет доходов от предпринимательской деятельности фонда. Причем сметы на доходы от предпринимательской деятельности тоже нет!
В качестве предпринимательской деятельности Фонд капремонта вправе осуществлять строительный контроль за проведением капремонта, а также проводить работу в качестве расчетного центра по агентскому соглашению с ООО «СамРЭК-эксплуатация». Кроме этого, ФКР получает внереализационный доход от размещения временно свободных денежных средств в банках. Но доходы от этой деятельности регоператор в сводном плановом задании намеренно снижает или вовсе не учитывает. В итоге расходы на предпринимательскую деятельность включаются в статьи расходов бюджета Самарской области, а доходная часть в планировании практически не участвует и расходуется по собственному усмотрению правления фонда. Хитро?
КРАСИВО жить не запретишь
Статья расходов по текущей деятельности – лидер по тратам в ФКР. Текущая деятельность – это всё: от шариковой ручки до автомобилей. Но отчет о тратах на эту самую деятельность для попечительского совета и учредителей фонда в профильный комитет губдумы готовится по усеченному варианту – только по средствам выделенной из бюджета субсидии. При этом фактически суммы затрат на деятельность регоператора составили в 2017 году 352% от плана. В первом квартале 2018-го – 168% от плана.
Оплата труда также по факту превышает запланированные показатели. Так, в 2017 году превышение составило 238,6%. По плану было 39 528 млн, а по факту – 94,322 млн. Как там говорят: быть у ручья, да не напиться?
Знакомясь с отчетом проверки ГЖИ, приходишь к выводу: как-то слишком много льгот у сотрудников фонда капремонта. Так, приказом врио гендиректора Архипова утверждён порядок возмещения затрат девяти работникам отдела заказчика на ГСМ, амортизацию личных автомобилей. При этом 18 сотрудников ФКР удостоены особой преференции – возмещения расходов на страхование автомобиля, и не только ОСАГО, но и КАСКО. А что, вполне ведь логично, человек на работу на авто ездит, вот пусть работодатель и несет расходы по содержанию и страхованию средства передвижения.
Кроме того, со 2 февраля 2018 года ФКР заключил договор с «ГенТакси Рус» о перевозке пассажиров. В феврале оказанные услуги составили 48 741 рубль. Но что интересно, фамилии сотрудников, пользовавшихся услугами такси, совпадают с фамилиями тех, кому выплачивается компенсация в связи с использованием личного транспорта. Кто же тогда на такси ездил? Родственники? Или, наоборот, сотрудники на такси, а их родственники – на авто за счет областного бюджета и денег плательщиков сбора?
Кроме транспортных льгот сотрудникам ФКР оплачиваются и расходы на сотовую связь. Причем всем. Но с разным лимитом. Так, гендиректору положено 2000 рублей в месяц, заместителю – 1500, далее по убывающей до 500 рублей.
Заключение сторонних договоров – это отдельная тема. Ведь у руководства ФКР наверняка есть многочисленные родственники, которые тоже хотят «припасть к ручью». Вот и заключаются с различными компаниями договоры на оказание различных услуг. Например, на мониторинг и анализ отзывов от граждан о деятельности регоператора в социальной сети Twitter стоимостью 44 тыс. рублей в месяц. Как будто Twitter – наиболее подходящее место для обсуждения деятельности ФКР. Или на сопровождение программного обеспечения «Автоматизированная система управления фонда капремонта» с оплатой 99 тыс. рублей в месяц. Вообще-то, эта программа и есть первый инструмент каждого сотрудника регоператора. И долг каждого сотрудника изучить её досконально. Но, видимо, в ФКР работают настолько «высококлассные» специалисты, что они наконсультировались в 2017 году на 5 млн рублей. А за первый квартал 2018-го потратили на консультации более миллиона.
Поскольку, как мы уже говорили, Фонд капремонта постоянно сотрясают скандалы с расходованием средств, многие организованные собственники многоквартирных жилых домов предпочитают не хранить свои отчисления на капремонт в общем котле. Особенно если в нём водица мутна. Они выводят накопленные средства на созданный спецсчет, имея на это законное право. Фонд при этом в течение пяти дней после получения решения собственников обязан перечислить средства из общего котла на спецсчет. Но, как показала проверка, регоператор, видимо, не спешит расставаться с деньгами жителей и потому нарушает сроки перевода, установленные законодательством.
Окончание читайте в следующем номере