Вы сейчас просматриваете 10 лет, 481 контракт, 38 миллиардов

10 лет, 481 контракт, 38 миллиардов

В Самарской области обнаружен картельв составе четырёх строительных организаций, работавший 10 лет. Почему раньше сговор не замечали надзорные органы: смотрели с широко закрытыми глазами или в верхах вдруг прозвучала команда «фас!», разбирался «Тольяттинский навигатор».

Картельный сговор

В течение последних 10 лет в Самарской области и соседних с нею практически все крупные госконтракты достаются компаниям, которые опосредованно принадлежат людям с фамилией Серпер. Так, в Тольятти содержание дорог сроком на два года досталось Автодоринжинирингу, базирующемуся, кстати, на месте акционерного общества с муниципальным участием «ДРСУ». Ремонт тольяттинских магистралей тоже, наверное, по счастливой случайности, достаётся второй год подряд Автодоринжинирингу. В Самаре ООО ПСК «Волга», находящееся в собственности тех же людей, проводило ремонт Струковского сада в преддверии ЧМ-2018. Стоимость работ оценивалась в 228 миллионов рублей. Реконструкцию 4-й очереди набережной за 640 млн тоже.. А также капитальный ремонт Домов культуры «Сатурн» и «Чайка» в Красноглинском районе, ремонт Южного моста в Самаре. И ещё много других объектов – мосты, дворцы культуры, спорта, памятники архитектуры и так далее – были отремонтированы компаниями, принадлежность которых связывают с фамилией Серпер.

Таких компаний четыре. Кроме вышеназванных ООО «Автодоринжиниринг» и ООО «ПСК Волга» есть ещё ООО «Автодорстрой» и ООО «Строймонтажкомплект». Так вот эти организации с 2008 по 2018 год заключили 481 контракт на общую сумму 38,7 млрд руб. Нехило, правда?

В общем, долгое время фирмы, принадлежащие родственникам депутата Госдумы Евгения Серпера, создавая видимость конкуренции, брали госконтракты с минимальным снижением от первоначальной стоимости, и никто этого не замечал вплоть до 2016 года. А потом, когда заметили, оказалось, что завести дело, в котором может фигурировать человек с фамилией Серпер, просто невозможно. Следственный комитет по Самарской области дважды отказывал в проведении следственных мероприятий по делу картельного сговора. Отказывал, несмотря на то, что у представителей УФАС накопилась солидная доказательная база, проливающая свет на то, каким образом получают самые «жирные» подряды на строительство объектов к чемпионату мира по футболу, ремонт дорог и мостов в Самарской и Ульяновской областях.

На дружеской ноге

Депутат Госдумы РФ Евгений Серпер, по-видимому, знает, с кем водить дружбу, чтобы связанные с его родственниками компании имели возможность увеличивать свой доход. Так, в шахматы он предпочитал играть с Аркадием Дворковичем, бывшим вице-премьером. При этом в его семье очень дружны с ещё одним народным избранником, олигархом Леонидом Симановским (совладелец компании «Новатэк»). Симановский же никогда не скрывал, что он на дружеской ноге с миллиардером Леонидом Михельсоном.

Вот так и жили – Автодоринжиниринг выигрывал госконтракты в родной Сызрани, а Серпер пытался играть в городскую политику. А с приходом в Самару Николая Меркушкина дела у сызранца стремительно пошли в гору. Кстати, заметим, некоторые наблюдатели считают, что в своих успехах Серперу нужно благодарить не столько Дворковича, сколько бывшего губернатора с мордовскими корнями. Так это или нет, но именно с появлением в регионе саранского варяга портфель заказов в компаниях, имеющих отношение к родственникам Евгения Серпера, постоянно увеличивался: сотни миллионов, миллиарды, десятки миллиардов рублей в год…

Всё пройдёт

Но всё когда-нибудь кончается. Вот и в сентябре прошлого года покинул самарскую землю Меркушкин. В мае 2018-го стало известно, что Медведев не взял в своё старое-новое правительство Аркадия Дворковича. С этих пор у Серпера начались неприятности. Сначала стали всплывать «косяки» Автодоринжиниринга и ПСК «Волга». То были замечены за свалкой в матушку-реку строительного мусора грузовики с наклейками «Автодоринжиниринг», потом стали говорить о срыве сроков ремонта в легендарном Струковском саду в Самаре. При этом компания Евгения Серпера так «замечательно» отремонтировала там качели, что сразу после открытия парка молодая женщина, севшая в них с ребёнком, упала. К счастью, никто серьезно не пострадал. А ещё позже в парке, открытом с огромной помпой, начала проваливаться уложенная плитка и потекла крыша летней эстрады.

4-я очередь самарской набережной, реконструированная за 640 млн рублей, критики не выдержала и поплыла после июльского дождя. Склоны набережной, размытые водными потоками, – одно из самых популярных фото, выложенных в сеть самарцами этим летом. (Заметим, что и лето-то было не самым дождливым.) Но и на этом «косяки» Серпера не закончились. Оказывается, он обещал еврейской общине отремонтировать самарскую хоральную синагогу. Но слова своего не сдержал. Видимо, огромное количество госзаказов сказалось и на памяти Серпера: какой уж там выполнить всё – запомнить-то сложно. И на качестве работ.

Не всё коту масленица?

Самой прибыльной компанией семьи Серпера считается ООО «Автодоринжиниринг». Её основной вид деятельности – строительство дорог. Руководитель Кравчук Денис Сергеевич, учредитель – ООО «ЦЕНТРОТОРГ». А учредителями ООО «ЦЕНТРОТОРГ» является мать Евгения Серпера София Леопольдовна (90%) и ООО «Инвест партнер» (10%). У Автодоринжиниринга количество госзакупок по тендерам, согласно информации СПАРК-Интерфакс, – 163. В прошлом году компания выиграла торги на проведение работ по содержанию, строительству и ремонту автомобильных дорог на общую сумму чуть более 8 млрд рублей, увеличив портфель заказов в два раза. А всего за последние три года компания выиграла госконтракты на общую сумму 15 млрд рублей.

Другая не менее успешная компания, также опосредованно принадлежащая Софии Серпер, – ООО «ПСК Волга». Её основной вид деятельности – проектирование и строительство различных объектов. В 2018-м контракты, полученные «Волгой», составили 1,5 млрд рублей. А за последние два года объём госконтрактов, которые получили компании, аффилированные друг с другом, превысил 21,5 млрд рублей.

Наверное, если б Серпер только хап… простите, выигрывал госконтракты, но при этом выполнял работу хорошо, может, до сих пор так всё и продолжалось. Но в августе этого года депутат Госдумы от Самары Александр Хинштейн задался вопросом: почему ПСК «Волга», несмотря на отвратительное качество работ, продолжает получать госконтракты?

И вот тут выяснилось, что летом 2018-го по требованию УФАС Советский межрайонный следственный отдел проводил проверку картельного сговора между ПСК «Волга» и аффилированными с ним фирмами. Но отказал в возбуждении уголовного дела. Когда такие деньжищи в обороте компании, кто же сможет заподозрить её в картельном сговоре?! Однако настырный «единоросс» Хинштейн не унимался и подключил к теме Общенациональный народный фронт – движение, основателем которого является Владимир Путин. С их подачи клубочек, запутанный не без участия других людей от той же власти, начал потихоньку разматываться. На сегодня пока известно одно: картельный сговор признан и начата доследственная проверка.

Александр Хинштейн опубликовал в своем «Твиттере» итоги вмешательства в ситуацию генеральной прокуратуры, проведшей совместно с УФАС совещание на эту тему: «В ходе мероприятия все стороны пришли к единому мнению, что наличие картельного сговора здесь есть». При этом депутат считает, что получение госконтрактов ПСК «Волга» и аффилированными с этой компанией структурами имеет под собой коррупционную основу, так как, несмотря на огромный объём бюджетных подрядов, компании не имеют ни должного объема техники, ни рабочей силы. Абсолютное большинство полученных контрактов выполняется субподрядчиком.

Таким образом, делаем вывод: при картельном сговоре главное – получить контракт, а как его исполнить – дело десятое. Главный же вред при таком раскладе в том, что другие компании могли сделать ту же работу и дешевле, и лучше.