Вы сейчас просматриваете Власти Тольятти признали, что городу нужна мобильная лаборатория

Власти Тольятти признали, что городу нужна мобильная лаборатория

С 27 августа по 12 сентября в администрацию города поступило 161 устное обращение, 218 письменных и 500 звонков от граждан. Все они жаловались на загрязнение атмосферного воздуха. При этом более 10 тысяч тольяттинцев подписали петицию с требованием привлечь к ответственности промышленные предприятия, загрязняющие атмосферу, и обязать их при возникновении неблагоприятных метеоусловий не снижать количество выбросов, а совсем прекращать их. Готовятся жители и к митингам.

И вот в администрации Тольятти 14 сентября прошло межведомственное совещание, посвященное неблагоприятной экологической обстановке. В нём приняли участие представители природоохранной прокуратуры, МЧС, городской прокуратуры и руководство промышленных предприятий города.

Причины

«В последние дни августа и в начале сентября поступали многочисленные жалобы населения на присутствие химических запахов в воздухе, — сообщил руководитель департамента городского хозяйства администрации Тольятти Вадим Ерин. — По наблюдениям на наших стационарных постах 28 и 31 августа, а также 10 сентября были зафиксированы превышения по аммиаку. Проведены заборы воздуха на выезде. Но государственная система мониторинга не охватывает большую часть ингредиентов, которые выбрасываются химическими предприятиями. Мы осуществляем контроль только 23 веществам, а СИБУР Тольятти выбрасывает 81, КуйбышевАзот — 45, Тольяттиазот — 91, АВТОВАЗ — 46. Потому в полном объёме мы не можем отследить ситуацию».

По словам руководителя тольяттинской гидрометобсерватории Надежды Карпасовой, в этом году был самый тихий август за всю историю наблюдений. Так, период неблагоприятных метеоусловий начался в Тольятти с 24 августа. Сначала источники выбросов получили предупреждения о НМУ первой, а позже и о второй степени опасности. «В период с 27 августа по 12 сентября наблюдался преимущественно слабый ветер северного направления. В ночные часы он стихал до полного штиля. В итоге в городе продолжалось накопление загрязненного воздуха. Подобная ситуация была и в августе 2017 года, но тогда в целом по городу мы составили 8 предупреждений о НМУ, а в этом году – 19. На предприятия города передано 110 предупреждений о первой и второй степени опасности. Но концентрация примесей росла. Например, по оксиду азота рост составлял от 17 до 33%, по аммиаку от 5 до 16%, по формальдегиду от 22 до 89%. Если контролируемые примеси так растут, то неконтролируемые возрастают в десятки раз, — считает Надежда Карпасова.

При этом Карпасова подтвердила, что городу нужна мобильная лаборатория, благодаря которой можно будет делать замеры на территории всего Тольятти. Например, обратились жители с жалобой на неприятный запах, сразу же сделали отбор проб. При этом, безусловно, лаборатория должна фиксировать все выбрасываемые предприятиями вещества. В ходе своего доклада руководитель метеослужбы отдельно остановилась на запахе выбросов. По её словам, такой интенсивности запаха ранее в Тольятти не наблюдалось. И потому, считает Карпасова, необходимо исследовать именно запах в целом, а не отдельные его составляющие.

В ходе заседания собравшиеся вспомнили и про лесные пожары 2010 года, усугубившие в Тольятти неблагополучную экологическую ситуацию, а также про то, что они не прекращаются по сей день. Говорили и о заброшенной территории Куйбышевфосфора, где в открытом доступе хранятся опасные отходы желтого фосфора, которые самовоспламеняются каждое лето, как только начинает расти температура воздуха. Руководители крупных тольяттинских предприятий, в свою очередь, пытались переложить часть ответственности за загрязнение воздуха на личный автотранспорт горожан. Однако участники совещания возвращали их к реальности, напоминая, что горожане жалуются на ярко выраженный химический запах, концентрация которого достигает пика рано утром и в выходные дни, когда в городе минимальное количество транспорта на дорогих.

Следствие

На заседании был поднят вопрос, почему в городе не объявлялось о НМУ третьей степени опасности. Надежда Карпасова объяснила, что на это не было оснований. Третий режим объявляется при превышении ПДК в 5 раз, а такого в городе отмечено не было. Для предприятий третий режим связан со снижением производительности. Надежда Карпасова добавила, что существует нормативный акт, который регламентирует работу источников выбросов между НМУ 2 и 3 степени опасности, но по факту он не работает.

«Я так понимаю, нужно всем жителям города умереть, чтобы ввести третий режим», — заявил прокурор города Альберт Москалёв и предложил организовать рабочую группу по актуализации этого нормативного акта.

Прокурор отметил, что в связи с многочисленными жалобами в августе-сентябре его ведомство проводило проверки, правда, об их итогах пока нет информации. Зато Москалёв рассказал о результатах проверок, проводимых ранее. В мае-июне было проведено семь выездных мероприятий, которые выявили многочисленные нарушения природоохранного законодательства в деятельности трёх предприятий: Волгоцеммаш, Тольяттинская ТЭЦ и ООО «АКОМ-Инвест». К примеру, на «АКОМе» в отобранных пробах воздуха металлургического производства в дымовой трубе роторной печи выявлено превышение выбросов по свинцу в 55 (!) раз. На Тольяттинской ТЭЦ было установлено, что выбросы загрязняющих веществ от производственных процессов осуществляются с нарушением установленных для предприятия нормативов. В отобранных пробах зафиксировано превышение по диоксиду азота в три раза по оксиду азота в четыре. По результатам проверок вынесено три представления и составлено 14 протоколов об административных правонарушениях.

Итоги

Прокурор города поддержал точку зрения выступавших перед ним: нужна мобильная лаборатория. И добавил, что надзорное ведомство могло бы охватить больше предприятий при её наличии. Он также рассказал, что ранее с руководителями крупных городских предприятий было проведено совещание, на котором достигнута устная договорённость, что предприятия поучаствуют в приобретении для города этой мобильной лаборатории, при условии, что в неё будут загружены маркеры всех веществ, которые заводы выбрасывают в атмосферу. Это позволит выяснить, кто же портит воздух в городе.

КОММЕНТАРИЙ

Леонид КАЛАШНИКОВ, депутат Государственной Думы РФ (фракция КПРФ):

— 31 августа я получил от граждан множество обращений, из которых узнал, что в 11:00 город Тольятти накрыло облако химического происхождения. Из-за присутствия в воздухе неизвестных химических веществ у большого числа моих избирателей случились приступы головной боли, тошноты и рвоты, головокружения и даже судорог. Тольяттинцы были вынуждены обращаться к врачам, вызывали «скорую помощь», принимали лекарства. Совершенно очевидно, что одно из химических предприятий города осуществило выброс в атмосферу большого количества загрязняющих воздух веществ. Насколько мне известно, мои избиратели в массовом порядке обращались с жалобами в службы МЧС, Росприроднадзора и других надзорных ведомств. Я обратился в соответствующие ведомства, и мне удалось выяснить, что речь идёт о феноле, и что уже в начале недели был выброс на «Сибуре». Я взял на депутатский контроль ситуацию с установлением источника выбросов и буду следить за тем, чтобы виновные лица понесли наказание, ведь в Тольятти экология уже бьёт в набат!