Вы сейчас просматриваете Проклятие единого государственного

Проклятие единого государственного

Единый государственный экзамен – это подмена реального образования его имитацией. Изначально он был призван минимизировать потери талантливых детей на этапе: выпуск из школы – поступление в вуз. В реальности он зачастую наоборот отсекает способных от заветного «бюджетного» места.

Обкатка Единого госэкзамена на не ожидающих ничего худого школьниках стартовала в России ещё в 2001 году. Одним из пилотных регионов стала Самарская область. Помнится тогда было много восторженных охов и ахов: ах, теперь преподаватель из злого умысла не в силах «завалить» знающего выпускника на экзамене! Ох, какие открываются перспективы: в любой вуз по результатам ЕГЭ!

Прошло 17 лет. Не за горами срок, когда сменится уже второе школьное поколение, ничего кроме ЕГЭ не знающее в прямом и переносном смыслах. Вот только бюджетные отделения заветных престижных вузов для них ближе и доступнее не стали. Год от года всё громче говорят об уязвимости Единого государственного с точки зрения коррупции и протекционизма.

Тесты – наше всё?

Результаты опроса, проведенного ВЦИОМом 3 июля 2018 года, показывают: 77% россиян уверены в том, что уровень знаний школьников после введения системы ЕГЭ только ухудшается. Четыре года назад такой точки зрения придерживалось всего 64%.

Обучение в школах, особенно в старших классах, от получения знаний постепенно сместилось к одному: «натаскиванию» детей на тесты. Главная задача, которую сегодня спускают педагогу по цепочке сверху вниз, не воспитание всесторонне развитого молодого человека, а доведение у него до автоматизма прикладного умения более-менее сносно проходить тесты. Тактическая же цель: выпихнуть за порог школы как можно больше человеческого сырья с высокими баллами по ЕГЭ. Что будет с выпускниками дальше – не волнует никого. Обществу не нужны гении, обществу в массе требуются менеджеры и подсобные рабочие.

Особый аргумент за отмену ЕГЭ и возврат к классической системе образования – это феномен национальных республик. Не секрет, что год от года лучшие столичные вузы захлёстывает вал «стобалльников» из южных регионов. О том, как они получают свои «сотки», можно только догадываться, но по результатам уже первой сессии горячих парней благополучно и массово отчисляют за уникальные способности сделать в трёхбуквенном слове четыре ошибки. Они благополучно переводятся на платное обучение, но…

Но вся подлость ситуации в том, что бюджетные места для немногих еще кое-где оставшихся талантливых выпускников на этот год потеряны. Уже не поступил потенциальный гений дипломатии в МГИМО, пролетел мимо Бауманки возможный конструктор межпланетного корабля – пары баллов не хватило. В итоге одному уготована судьба заштатного адвоката, другому – механика автоколонны…

Есть ли жизнь после ЕГЭ?

По оценкам учёных-филологов до двух третей абитуриентов не владеют письменным русским языком на уровне грамотного изложения собственной мысли. До половины – пишут с чудовищными грамматическими ошибками. Доходило до анекдотизма: свыше 80% студентов, поступивших в МГУ на факультет журналистики, включая 15 «стобалльников», проваливали диктант! Уже несколько лет назад гуманитарии мрачно пророчили обществу в ближайшем будущем открытие курсов по ликвидации массовой безграмотности, как на заре советской власти!

Они пытались объяснить, что неспособность внятно формулировать мысли является внешним проявлением неспособности мыслить самостоятельно. Потребитель «информации» в лучшем случае научится ориентироваться в ней, но не сможет её осмыслить, переварить, осуществить ее экспертизу, а значит, и оказать сколь-нибудь заметное воздействие на информационное пространство. Нынешняя система растит идеальных членов общества потребления: покупают то, что рекламирует, вместо книг и навеваемых ими крамольных мыслей потребляют лёгкие комиксы…

Профессуру чиновники от образования «услышали» по-своему: гуманитарное образование вообще и филологическое в частности в вузах стало массово сворачиваться.

В начале этого года к тогда ещё кандидату в президенты обратилась педагог с 25-летним стажем. Её просьба прекратить развал отечественного образования больше напоминает крик души:

«Уже буквально на бытовом уровне наметилась перспектива того, что очень скоро в этой стране попросту некому будет лечить, учить или управлять электрическими сетями в домах! <…> Стало очевидно, что мы вплотную приблизились к краю, за которым пропасть. И главной причиной этого является повальная безграмотность молодежи, которая должна в скором времени сменить нас на наших рабочих местах!»

В качестве иллюстрации. Соседа настиг по весне какой-то вид сезонной аллергии с высыпаниями на коже. Обратился он к дерматологу. А там молоденькая девочка. Сидит, как он рассказывал, забившись в угол. В маске, резиновых перчатках. Рецепт выписывает, сверяясь с потрёпанным блокнотиком, и толькоистерически вскрикивает в течение всего приёма: «Не приближайтесь ко мне! Не дышите на меня!»

…Похоже, шутка, чтоб тебя лечил врач, поступавший в институт по ЕГЭ, переходит в разряд проклятия.

…Специалисты утверждают: сама концепция ЕГЭ построена на ложных предпосылках. Её нельзя реформировать в принципе. Её нельзя оставлять в существующем виде. Нужны принципиально другие система оценки знаний выпускников и правила поступления в вузы. Сейчас специалистов просто никто не хочет слушать. Пройдёт несколько лет и разработать эту систему, эти правила станет уже невозможно. Некому будет.

P.S. От мази, прописанной юным «врачом», соседу стало только хуже. Пришлось обращаться платно к специалисту из «бывших». Симптомы пропали через три дня.