Вы сейчас просматриваете Выиграна не битва — бой

Выиграна не битва — бой

Верховный суд удовлетворил апелляционную жалобу и отменил решение о ликвидации независимого профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА). Суд посчитал основания для ликвидации недостаточными.

ЗА ЧТО ЗАКРЫЛИ

Напомним, в январе 2018 года городской суд Санкт-Петербурга поддержал обвинения прокуратуры в том, что МПРА, не зарегистрировавшись в качестве иностранного агента, получает иностранное финансирование — 350 тыс. рублей, выделенные Глобальным союзом «Индастриал» на обучение активистов. И поступил с профсоюзом как с обычной коммерческой фирмой, применив к нему закон «Об иностранных агентах» («ТН» писал об этом в № 2 от 29 января 2018 года.)

Кроме того, профсоюз обвиняли в ведении не отраженной в уставе деятельности: мол, публикует материалы на социальные темы. К ним суд отнес поддержку МПРА протестных действий дальнобойщиков против «Платона» и акции уволенных московских врачей. С точки зрения законников, данные мероприятия имели политический, а не профсоюзный контекст.

Также ряд претензий был предъявлен к уставу МПРА. Суд по представлению прокуратуры почему-то счел нарушения неустранимыми и потому своим решение ликвидировал профсоюз.

Линия защиты

Процесс обжалования приговора состоял из двух частей. На первой от 16 мая профсоюзные адвокаты разъясняли ВС, какие именно статьи российского законодательства и принципы международного права были нарушены судом Санкт-Петербурга. Так, обнаруженные в уставе «нарушения», если и имеют место, то вполне устранимы. Но почему-то повлекли за собой столь жесткую меру. Да и прокуратура вполне могла потребовать их устранения путем предписания. Потом, ликвидация по основанию «иностранный агент» предусмотрена лишь в ряде случаев, ни один из которых не применим к деятельности МПРА: денежные средства перечислялись исключительно в рамках международных профсоюзных структур, взаимодействие с которыми обеспечено нормами международного права, принятого в том числе и Россией.

А что же касается заявлений МПРА в контексте различных трудовых и социальных ситуаций, а также поддержки протестующих, так в этом и заключается основная деятельность профсоюзов — в защите прав трудящихся. При этом адвокаты профсоюза отметили, что прокуратура и питерский суд при вынесении решения руководствовались лишь нормами гражданского права и проигнорировали специальный федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности».

ПОЗИЦИЯ ОБВИНЕНИЯ

Четко выстроенная линия защиты профсоюза не вызвала вопросов со стороны суда. А вот позиция обвинения привлекла большое внимание. Так, представитель прокуратуры не смог внятно ответить на вопрос, в чем именно заключается «угроза общественной безопасности» от использования МПРА иностранного капитала. Он лишь заявил, что «люди, которых защищает профсоюз, должны знать, на какие деньги их защищают». Кроме этого в процессе разбирательства выяснилось, что до сей поры МПРА не внесен в реестр иностранных агентов, то есть официально таковым не является.

Ответ же линии обвинения на вопрос, почему профсоюз был ликвидирован без предупреждения, был, мягко говоря, абсурден: мол, само обращение в суд должно было восприниматься как мера прокурорского реагирования. Да и в процессе судебной тяжбы МПРА мог бы исправить выявленные нарушения, однако сделать этого его лидеры не пытались.

На стадии прений от прокуратуры прозвучал еще один интересный аргумент. Ее представители пытались убедить Верховный суд, что ликвидация МПРА станет «подспорьем для его членов, так как те смогут создать новую профсоюзную организацию, чистую перед справедливым российским законом». С учетом положительного для независимого профсоюза решения это высказывание вспоминается как анекдот. А забота прокуратуры об интересах трудящихся поистине впечатляет!

БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

22 мая ВС вынес окончательное решение, которым он удовлетворил апелляцию и отменил ликвидацию межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация».

Комментируя победу в суде, председатель МПРА Алексей Этманов заявил «Газете.Ru»: «Мы выиграли бой, а не битву, борьба продолжается. В ближайшее время мы восстановим полноценную работу профсоюза, а затем продолжим деятельность, не оглядываясь на возможность ликвидации».

Президент Конфедерации труда России (КТР), член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Борис Кравченко считает, что, несмотря на такое решение ВС, «история не закончилась». «В настоящее время жалоба Конфедерации труда России, поддержанная Международной конфедерацией профсоюзов и Глобальным союзом «Индастриал», принята к рассмотрению Комитетом по свободе объединения Международной организации труда (МОТ). Мы не намерены ее отзывать и добьемся четких рекомендаций МОТ о необходимости изменения закона о некоммерческих организациях таким образом, чтобы его положениями нельзя было злоупотреблять в отношении профсоюза в дальнейшем», — подчеркнул Кравченко.

КОММЕНТАРИИ

ВДАДИСЛАВ ШЕПЕЛЁВ, заместитель председателя независимого профсоюза «Молот»:

— Постановление Верховного суда в отношении МПРА — это победа всех независимых профсоюзов России. Победа справедливости. Которая показывает, что профсоюзные объединения готовы объединяться для решения по-настоящему важных задач. Пока в России профсоюзная борьба находится в зачаточном состоянии, но пример с МПРА показывает, что задушить ее уже не получится.

Альберт Пироев, профсоюзный активист:

— Сегодня важно понимать, что добиться улучшения условий труда, повышения зарплаты можно только массово и организованно. Иначе никак. А нарушений работодатель (читай – капиталист) допускает множество. Допускает сознательно. Потому как пытается экономить на рабочих, а маржу положить в свой карман. Там, где он не получает сопротивления, ему экономить значительно легче.

Григорий Басистый, председатель независимого профсоюза «МОЛОТ-СКП-АВТОВАЗ»:

— Поскольку закон есть свод правил, написанный правящим классом, российские законы не на стороне рабочего класса. Но всё же сообща добиться можно многого. Именно сообща. Беда российских рабочих в том, что многие из них не могут осознать, что мы давно живем при капиталистическом строе. Что никто по доброй воле не поднимет зарплату, не улучшит условия труда. Для того чтобы права рабочих не ущемлялись, не нужно ныть, нужно действовать. Сообща с профсоюзом. А под лежачий камень и вода не течет.