или итоги очередных правительственных «прожектов»
В каждой стране нашего мира есть сектор теневой экономики. Его размер зависит от множества особенностей конкретной страны: законов, льгот, уровня налогов, других правовых и экономических факторов. Россия не стала исключением. В нашей стране в теневом секторе находится в основном малый бизнес, загнанный туда налогами и сборами. На конец 2017 года международные аналитические организации оценили уровень теневой экономики в России от 30 до 40 процентов от ВВП страны
«Загнанное» предпринимательство
Работающие в «тени» фирмы в России можно условно разделить на две категории: одни компании желают сэкономить на отчислениях государству, для другой части организаций теневой сектор – единственный способ выжить. Если для первых «тень» является способом снижения расходов, то для вторых только такое существование позволяет выживать в нынешних реалиях. «Засветиться» для последних равносильно банкротству и исчезновению.
Теневой сектор не приносит государству никакой пользы. Наоборот, от деятельности «подпольного» бизнеса государство несёт убытки. Сотрудникам таких предприятий выплачивается в конвертах зарплата, с которой не платятся налоги, не отчисляются взносы в пенсионные и страховые фонды.
Если опустить возможность предпринимателям экономить на налогах и взносах, то и самим владельцам «теневого» бизнеса данное «подземное» существование приносит не меньший вред. Официально такого бизнеса не существует. Бизнес нельзя передать или продать. Предпринимательство никак не оформлено, оно не имеет правовой защиты и никак юридически не защищено. Недобросовестные чиновники и представители разных надзорных органов могут беспрепятственно оказывать давление на подобных предпринимателей и делают это, используя теневые фирмы как личную кормушку. Зачастую владельцу бизнеса в таких случаях некуда деваться: либо идти на поводу и давать взятки коррумпированным чиновникам, либо закрывать своё дело. В конечном итоге это приводит к ухудшению криминальной обстановки в стране и моральному разложению представителей системы власти.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ
На словах государство обеспокоено судьбой теневого бизнеса и постоянно пытается вывести его в легальный сектор, предлагая разного рода способы легализации. Но то, что происходит в последние годы у нас в стране, мало похоже на операцию по спасению предпринимателей. Скорее, наоборот – очевидно желание выжать из них последние соки. Несмотря на постоянные заявление главы государства о важности малого бизнеса для страны, правительство Медведева только ухудшает ему жизнь, постоянно вводя всё новые ограничения и запреты. Взять для примера 2013 год, когда были подняты почти в два раза взносы для индивидуальных предпринимателей. В итоге за следующие два года закрылись более полумиллиона ИП. Сколько из них реально закрылось, а сколько просто перешло работать в «тень»? Навряд ли мы найдем ответ на этот вопрос в официальных сводках Росстата.
Любопытно в этой ситуации то, что каждый год мы видим отчёты и заявления чиновников о состоянии теневого сектора за прошедший год: сколько людей заняты в теневом бизнесе, сколько денег там вращается, какой процент от ВВП он составляет и т.д. Само собой, наши чиновники данные как всегда занижают, но иногда проскакивают точные цифры, когда в этом есть заинтересованность того или иного чиновника из правительства. Так, к примеру, когда бывший губернатор Самарской области Николай Меркушкин создавал очередные общественные советы, он заявил, что затраты на них окупятся только на одних штрафах на нелегальных точках продажи алкоголя, что наносят ущерб области в год на 4 млрд рублей! Совершенно точная цифра оборота теневого бизнеса только на алкоголе. Понятно было и тогда, и сейчас, что эти общественные советы ничего реально результативного делать не будут, но сам факт прозвучавшей точной цифры говорит о осведомленности правительства в объёмах теневого сектора экономики.
При этом, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то малый бизнес даже в «сером» виде выполняет важную роль для власти – он обеспечивает рабочими местами армию маргинализированных граждан. Если «прикрыть» теневой сектор, безработные граждане пойдут на биржу труда, и им нужно будет платить пособия. А это дополнительные траты бюджетных средств, и немалые, учитывая, что по разным данным в теневом секторе задействовано до 40 млн человек трудоспособного возраста. Куда лучше закрывать глаза на «бабушку, которая торгует семечками».
ЧП на ваше ИП
Очередным актом «помощи» индивидуальным предпринимателям стало нововведение онлайн-касс. С июля 2018 года каждый ИП, имеющий наёмных сотрудников в своём деле, обязан установить онлайн-кассовые аппараты. Для тех же, кто работает сам, срок продлили до лета 2019 года. Промотивировать предпринимателей к установке онлайн-касс решили налоговыми льготами – до 18 000 рублей. Цель нового закона ясна – полностью вывести из тени всех предпринимателей, заставив их «обнажить» свои денежные обороты, платить налоги и фондовые отчисления.
Если в центральной части России траты на олайн-кассы многие ИП ещё могут себе позволить, то в малых городах нашей родины ситуация совсем плачевная. Для установки онлайн-кассы нужно купить и терминал, и фискальный накопитель, оплатить работу специалиста, но прежде – обучить его. Нужен постоянно подключенный Интернет и стабильное электропитание. Всё это ставит под удар провинциальные ИП, и так кое-как сводящие концы с концами. Так, к примеру, если два парикмахера арендуют одно помещение, то терминал нужно приобретать для каждого, так как работать с одной кассой они не смогут.
На февральском совещании представителей власти с представителями малого бизнеса индивидуальные предприниматели заявили сразу, что после ввода онлайн-касс они уйдут в тень из легального бизнеса. Печь выпечку, красить ногти и волосы, делать массаж и т.д. они будут дома. Штрафы на нелегальную предпринимательскую деятельность их не пугают, а вот местные бюджеты сильно «похудеют» от такого развития событий.
Хотели как лучше, а получилось как всегда? Тех, кто ещё хоть как-то выживает в легальном секторе, вынуждают уйти в «тень». А учитывая полную информированность наших властей об обороте теневого сектора, можно сделать вывод, что возможность держать десятки миллионов человек «в тени» выгодно чиновникам? Ведь если от таких ИП и их работников государство не получает налогов и отчислений, то, и оно, в свою очередь, не предоставит им социальные услуги и не будет платить пенсий. Баба с возу, кобыле – легче?