Повышение сборов с владельцев грузовиков, которые своими колесами портят дорожное полотно, пройдет в два этапа: с 1 июля 2018 года и с 1 июля 2019-го. Хотя до выборов власти обещали, что тариф в этом году трогать не будут. Как говорится: «Ха-ха!»
ЦИФРЫ И ДЕНЗНАКИ
С 1 июля 2018 года тариф проезда тяжелых грузовиков по федеральным трассам подорожает до 2,15 руб./км, а с 1 июля 2019 года — до 2,24 руб./км. Такие намерения государства подтвердил глава Минтранса Максим Соколов. Также министр заявил, что для пользователей системы будут введены скидки. Методику их предоставления Минтранс обещает представить в правительство уже к середине 2018 года.
На середину марта 2018 года общее число грузовых перевозчиков, зарегистрированных в системе, составило 361 тысячу, а большегрузных транспортных средств — 964 тысячи. С 15 февраля по 14 марта перевозчики перечислили через систему 1,546 млрд руб., благодаря чему общая сумма собранных в дорожный фонд средств с начала её запуска достигла 43,343 млрд рублей.
МИЛЛИАРДЫ КАК С КУСТА
Напомним, система «Платон» введена в России с сентября 2015 года и обеспечивает взимание платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят федеральным трассам. Когда систему только вводили, в правительстве полагали, что экономически целесообразно установить плату в 3,73 руб. Но дальнобойщики устроили многочисленные акции протеста. Самыми активными оказались водители Дагестана: они были намерены общей колонной доехать до Кремля. Однако им не дали выехать даже из Республики. Усмирять Дагестан бросили Росгвардию и ОМОН. Во время переговоров дальнобойщики выдвинули властям конкретные требования: сократить транспортный налог и акцизы на топливо, увеличить сроки действия карточек доступа к международным перевозкам. Но едва чиновники покинули расположение протестующих, как участников акции взяли в плотное кольцо вооруженные сотрудники Росгвардии и ОМОНа. К месту акции протеста была стянута бронетехника, а в небе барражировал военный вертолет. Дальнобойщики вынуждены были разъехаться. Тогда ради снижения социальной напряженности был установлен тариф переходного периода — 1,53 рубля за один километр. 15 апреля 2017 года его подняли до 1,91 рубля. В начале года первый замминистра транспорта РФ Евгений Дитрих обещал, что тариф «Платон» в этом году трогать не будут. Но, как говорится, мало ли что нам обещали до выборов…
ПЛОХО ПРИЖИВАЮЩИЙСЯ ПЛАТОН
Председатель центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов говорит, что новые акции протеста если и будут, то не такими же мощными, как при введении системы платы за тонны. Потому как «Платон» на самом деле не работает. «Люди ездят и не платят, потому что штрафы им не приходят, а система не отслеживает их перемещения. Вернее, сначала платили, но когда поняли, что не работает и никаких санкций за это нет, многие перестали. С другой стороны — если рамки контроля все же заработают, мне кажется, их будут выводить из строя».
Словом, «плата за тонны» плохо приживается в России даже спустя три года. Недовольство ею вызывает и сама плата, и то, что собирает «побор» частная компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), принадлежащая на 75% сыну друга Путина Игорю Ротенбергу («ТН» писал об этом в №5 от 20 февраля этого года.) За свои услуги оператор системы получает из федерального бюджета порядка 10 млрд руб. в год. Причем это обстоятельство было засекречено, о нем стало известно лишь благодаря Фонду борьбы с коррупцией.
КАКОВ ИТОГ?
Недовольны «платой Ротенбергу» не только перевозчики, но и рядовые жители, на которых увеличение тарифов «Платона» отражается напрямую в виде повышения цен на продукты, привезенные большегрузами. Но самое главное не в этом. В России дороги могли бы быть не хуже, чем в Норвегии или Финляндии, если бы наши чиновники не воровали, если бы от них не вывозили деньги тоннами (борец с коррупцией полковник Захарченко хранил 1,5 тонны денег в элитном жилом комплексе). Ведь только тольяттинские автомобилисты платят в федеральный и областной бюджет порядка 3 млрд рублей в виде транспортного налога и акцизов на топливо. Но неумелое руководство и алчность чиновников позволяют придумывать все новые и новые сборы, чтобы продолжать рассовывать по карманам народные деньги.
Комментарии
Павел Турков Юрист, правозащитник
— «Платон» сильно ударил именно по юрлицам. Особенно – по крупным. Мелкие ушли в тень, начали оформлять фуры на физлиц, штрафы которым в разы меньше, чем на юрлиц. Сама по себе система не продумана, а альтернативы по-прежнему нет. РЖД России анонсировали множество проектов в своё время, но уровня такого, чтобы разгрузить федеральные трассы, не достигли. Наоборот. Невыгодность большегрузов спровоцировала выгодность небольших грузовых автомобилей на плече до 400 километров, одну фуру заменили три грузовые «газели», и, получается, дороги загрузились ещё больше. «Платон» вводился непродуманно, без серьезных расчетов, и теперь все страдают от этой спешки. Все, кроме того, кто «стрижёт» с системы купоны.
Сергей Цветков, руководитель спортивных программ общества «Русский узор»
— Любые сборы с транспортного бизнеса – это сборы из карманов покупателей в магазинах. Какая разница, на что идут эти «платоновские» деньги? Даже если они идут на строительство дорог, цены-то растут! Ведь никто из перевозчиков себе в убыток работать не будет. И, соответственно, транспортники закладывают свои убытки на «Платон» в цену перевозки, а заказчики (магазины и торговые сети) всё это в цену товара вкручивают.
Анатолий Анискин, помощник депутата Самарской губернской думы
— Сама система «Платон» — штука бестолковая, громоздкая и дорогая. Согласно концессионному соглашению между государством и частником в задачи детища Ротенберга входит обеспечение взимания платы в режиме многополосного безостановочного движения. Также, он обязан создать систему стационарного контроля над полотном федеральной автомобильной дороги – сеть рамок, при проезде которых «Платон» определяет, оплачена поездка фуры или нет. Так вот всего таких рамок построят 481 штуку. Такое ощущение, что создают какую-то сеть тотального шпионского контроля на дорогах. Как говорится, «до кучи» ещё закупят сотню спецавтомобилей, которые будут «ловить» фуры на дорогах. Кроме того, откроют более сотни региональных офисов, которые будут собирать данные, координировать работу «Платона» в регионе и так далее. Представляете, сколько денег выкинут в трубу просто на обеспечение новой фискальной задумки? И люди вместо того, чтобы работать инженерами, врачами, учителями будут работать операторами «Платона». Это разрушение социальной матрицы, создание «раковых клеток» внутри организма государства. У нас и так миллионы охранников в стране, миллионы чиновников. Теперь ещё и коллектив «платоновцев» будет сидеть на шее у рабочего люда.