За окном – снег и мороз, а на календаре конец марта. Значит, зиме всё-таки придёт конец, и растают снежные залежи, а мы с вами, чертыхаясь, будем перепрыгивать через лужи, уворачиваясь от брызг, выбрасываемых колёсами проезжающих машин. Весна…
Ранняя весна в России, пожалуй, самое экстремальное время года. Добраться до нужного места, не промочив ног, не упав в лужу и не будучи обрызганным автомобилем, задачка не из легких. И это несмотря на все заверения властей, что они неустанно работают над улучшением комфорта среды обитания населения нашей страны. Вот, например, Центральный район Тольятти. Здесь, как известно, отсутствует ливневая канализация, поэтому вешние воды текут прямо по дорогам или образуют на них огромные лужи (течь или стоять воде зависит, как известно, от наклона плоскости). И самое интересное, что после капитального и не очень ремонта дорог количество луж не уменьшается. Их… становится больше. Ну, это, наверное, для того, чтобы жизнь в Тольятти малиной не казалась…
В редакцию «Тольяттинского навигатора» обратился старожил Соцгорода, в прошлом строитель, а ныне ветеран, находящийся на заслуженном отдыхе. Борис Александрович рассказал о своей беде. По его словам, в октябре-ноябре 2016 года на улице Ставропольской был произведен капитальный ремонт дороги с полной заменой асфальтобетонного полотна на всей её протяжённости. Работы производил ООО «Автодоринжиниринг». До капитального ремонта дождевые и талые воды со Ставропольской уходили согласно рельефу местности по улице 25-го Октября (перпендикулярной к Ставропольской) и далее по улице Лесной к сточному озеру возле многопрофильной больницы. Несоблюдение заказчиком и подрядчиком СНиПа 3.06.03-85 п.п.1.8,1.13 при производстве работ привели к тому, что дорога стала местами волнообразной, неровной, появился отрицательный уклон дорожного полотна, что нарушило систему отвода талых и дождевых вод. В результате на пересечении улиц 25-го Октября и Ставропольской образовывается лужа длиною более 100 метров, перейти которую без резиновых сапог невозможно. Жители района, пользующиеся улицей 25-го Октября, оказываются блокированными водоёмом и от школы № 23, и от рынка «Журавль», и от остановки «Магазин Светлана».
Наплевали на СНИиПы
Борис Александрович справедливо возмущается: как можно было подписывать акт выполненных работ при такой деформации вновь уложенного асфальтобетонного дорожного полотна? Он также сообщил, что подобный вопрос задавали представителям прокуратуры Центрального района и сотрудникам тольяттинский администрации жители частного сектора, проживающие за улицей Ставропольской в Соцгороде. Они убедительно просили обязать заказчика и подрядчика выполнить требования СНиПа, то есть устранить деформацию дорожного полотна, обеспечив естественный самопроизвольный водоотвод и сухой переход улицы Ставропольской.
Однако, как водится у нас в Тольятти, исправлено ничего не было. Администрация города в лице начальника отдела развития дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства Надежды Скобиновой на жалобы жителей отреагировала своеобразно: чиновница решила бороться не с причиной проблемы, а устранить ее последствия. Два раза злосчастную лужу осушали ассенизаторы.
На жалобу жителей прокуратура также откликнулась оригинально. В ответе представители надзорного органа отписались, что… пробы асфальтобетонной смеси соответствуют всем нормам.
Борис Александрович продолжает: «Что же это такое! Зачем нам нужен ремонт дорог, после которого жителям становится только хуже?! И на такую вот работу тратятся огромные деньги!» Читатель ссылается на СНиП 3.06.03-85 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, пункт 1.8, где четко говорится: «До начала устройства каждого слоя основания и покрытия следует производить разбивочные работы по закреплению положения бровок и высотных отметок слоев. При применении машин, оборудованных автоматическими следящими системами, закрепление бровок и высотных отметок осуществляется путем установки копирных струн с одной или двух сторон укладываемого слоя. Разбивочные работы и их контроль следует выполнять с использованием геодезических инструментов». А пункт 1.13. разъясняет, как и что контролировать «При операционном контроле качества работ по устройству дорожной одежды следует контролировать по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 м: высотные отметки по оси дороги; ширину; толщину слоя неуплотненного материала по его оси; поперечный уклон; ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга)».
Борис Александрович был свидетелем того, как ремонтировали дорогу. Какие там маячки и струны! Асфальтоукладчик работал ночью (хотя улица Ставропольская не такая уж и оживленная трасса), если бы уровень дороги и выставлялся, машинист увидеть маячки попросту бы не смог.
Сегодня тольяттинские власти много говорят о благоустройстве города. Вот и во время голосования горожане выбирали объекты, которые хотели бы видеть в ближайшее время облагороженными. Только если и там работа будет сделана абы как, главное, чтобы в кармане шуршало, то уж лучше никак не надо.
Комментарий
АЛЕКСЕЙ КРАСНОВ, ДЕПУТАТ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ:
— История с вредительскими ремонтами мне знакома с 2014-го года, когда подрядчики-вредители «работали» над освоением денег, выделенных на объекты, которые должны были быть приведены в порядок к юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Тогда было очень много вредительства. Качественную брусчатку заменяли брусчаткой, которая крошилась в руках, как сахар-рафинад. Работы делались абы как, характеристики ремонта менялись «по ходу пьесы» в сторону удешевления. Разрушать нормальную инфраструктуру в ходе «восстановительных» работ – это вообще чиновничий тренд нашего времени. Все эти жулики понимают: если сделать всё правильно и лет на двадцать, тогда в течение 20 лет никто из чиновников не сможет на этой теме ничего украсть. А так – красота: положили бордюры и украли миллион, потом бордюры через два года рассыпались, и снова можно класть и красть. Круговорот коррупции в России.
ГЕННАДИЙ ГОВОРКОВ, ДЕПУТАТ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ:
— Проблема, которая поднята в этой статье, она очень острая. И не только в Тольятти она есть, а по всей Самарской области. В Самаре, например, так построили развязку Московское шоссе – Кирова, что люди до сих пор негодуют. Проблема заключается в том, что планирование будущих строительных и ремонтных работ происходит в узком кругу чиновников и подрядчиков. Им не нужны эксперты, им не нужны общественники. А должно быть наоборот: чем больше обсуждения и публичности, тем больше шансов, что проект не будет содержать нелепых ошибок.
ОЛЬГА СОТНИКОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (Г. ТОЛЬЯТТИ):
— К сожалению, над работами отсутствует должный муниципальный контроль. Да и вообще контроль отсутствует. Мы в своё время запрашивали документацию по строительным материалам. Нам прислали листок бумаги – копию некоего «сертификата» и больше ничего: ни характеристик, ни требований, ни соблюдения СНиПов, ГОСТов и даже ТУ. Сегодня на глазах разваливаются остатки инфраструктуры, построенной в советское время. И на ремонте этой инфраструктуры чиновники «пилят» колоссальные
бюджетные средства.
ГРИГОРИЙ БАСИСТЫЙ, ПРОФСОЮЗ «МОЛОТ»:
— Отрадно, что хотя бы Борис Александрович не остался в стороне и принял участие в устранении этой проблемы. Ведь только подкованный знаниями человек способен был увидеть все эти нарушения. И он не просто увидел, но, так сказать, ввязался в борьбу. Настоящий человек! Настоящий гражданин! Я как профсоюзник в первую очередь приветствую именно таких людей, потому что именно на них держится это общество, именно из-за них Россия ещё не превратилась в какое-нибудь зимбабве.
ВЛАДИСЛАВ ШЕПЕЛЁВ, ПОМОЩНИК ДЕПУТАТА САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ:
— Судя по такой работе подрядчиков, складывается впечатление, что им важнее всего как можно быстрее освоить средства, а не привести в порядок город, с честью выполнив свою работу. Подрядчиков-то еще понять как-то можно: пришлая из Сызрани компания, ей ли до тольяттинских проблем. Но наши-то власти куда смотрят, принимая такую работу?! Департамент дорожного хозяйства и транспорта является заказчиком ремонта, и его специалисты оценивают качество, принимают выполненные работы. Им-то уж никак не должно быть до фиолетового фонаря! Их главная задача – обеспечить комфорт жителям города. Или городские чиновники преследуют совсем иные цели?