«происходит дальнейшее наступление на свободу слова и права граждан!»
27 февраля Самарская Губернская дума большинством голосов партии власти проголосовала за внесение изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный законопроект предлагает увеличить срок проведения экспертизы по референдуму с 20 дней до 60, то есть ровно в три раза. Алексей Краснов, депутат от фракции КПРФ в губдуме, голосовавший против этих изменений, дал интервью «Тольяттинскому навигатору» и рассказал, чем могут грозить эти поправки.
— Алексей Геннадьевич, кому и для чего понадобилось растягивать сроки согласования референдумов?
— Данные изменения были инициированы и приняты большинством от партии власти. Единороссы при этом руководствовались какой-то странной логикой. По мнению сторонников изменений, увеличить срок экспертизы в три раза по предполагаемому референдуму нужно на тот случай, если граждане вынесут законопроект о референдуме в период начала отпуска депутатов думы. Якобы в такой ситуации для принятия решения по этому референдуму думе придётся вызывать всех депутатов из отпусков. Этим и аргументировали своё решение те, кто голосовал за данные изменения.
— Вы считаете, что эти аргументы неубедительны?
— Я считаю, что они не выдерживают никакой критики. В нашей стране есть закон, который обязывает любую организацию отвечать на обращение гражданина в течение 30 дней. На законодательном уровне был установлен этот срок для ответа на вопрос любой сложности, а нашим думам в регионе, получается, нужно времени в два раза больше – 60 дней – для ответа на какой-то примитивный вопрос относительно референдума. Там же не 40-страничный законопроект граждане приносят. Как правило, вся инициатива граждан умещается на двух листах. Что там анализировать?
К примеру, захотят наши граждане видеть отчёт о работе главы администрации города Тольятти не один, а четыре раза в год. Вполне такое ожидаемое требование. И представьте: чтобы выяснить, насколько это требование соответствует законодательству, аппарату думы понадобится два месяца? Это полнейший абсурд! За всю новую историю тольяттинской политики не было настолько сложных вопросов, которые хотели вынести на городской референдум, чтобы их нельзя было проанализировать за одну неделю. Сомневаюсь, что в других городах было что-то из ряда вон сложное.
Напомню, юридическое заключение на инициативу о референдуме делают не депутаты, а юридический отдел аппарата при думе. У работников этого отдела отпуск составляет 27 рабочих дней, как и у большинства наших граждан. И они не уходят в отпуск все разом. Часть сотрудников думы остаётся на работе для того, чтобы поддерживать работу парламента. В случае надобности они смогут сделать анализ за максимально короткий срок. Напомню: дума существует для граждан, а не граждане для думы.
Итак, анализ сделает аппарат думы. А от депутатов потребуется только прийти и вынести решение. Председатель думы имеет право вызвать депутатов в любое время, так как нередки случаи, когда власть должна принимать решения безотлагательно. А если, не дай бог, у нас случится катастрофа или какое другое чрезвычайное происшествие? Думаете, наши депутаты будут спокойно догуливать отпуск и никто их не вызовет? Нет, конечно. Прецеденты на вызов депутатов из отпусков на внеочередные думы есть. Поэтому ссылка на период отпусков, на мой взгляд, — это неубедительная попытка прикрыть истинные причины проталкивания этого законопроекта.
— То есть вы считаете, что законопроект имеет «двойное дно»?
— На мой взгляд, это даже не «второе дно», а самое что ни на есть первое. Основная цель законопроекта для меня очевидна: отбить у граждан желание проводить какие-либо референдумы. За всё время, что я являюсь депутатом, у нас не было проведено ни одного референдума. В 2016 году мы (представители КПРФ города Тольятти. – Прим. ред.) пытались провести референдум в Тольятти. Мы планировали совместить его с выборами депутатов в Самарскую Губернскую думу и поднять на нём вопросы снижения платы за капитальный ремонт, моратория на стоимость проезда в городе и ряд других не менее важных тем для жителей. Дума городского округа Тольятти большинством голосов партии власти нам отказала.
Власть попросту боится, что в связи с повсеместным обеднением люди начнут понимать безразличие этой власти к ним. Граждане начнут задумываться о способах решения своих проблем. Один из таких способов – референдум. Из-за всё более ухудшающейся социальной обстановки власть создаёт максимальное количество преград для волеизъявления граждан. Идёт наступление на гражданские права. Очевидно желание чиновников и депутатов от партии власти забюрократизировать и максимально растянуть возможность волеизъявления граждан страны, губернии, нашего народа. Я не удивлюсь, если с такими темпами лет через 20 у нас введут крепостное право.
— Как вы считаете, в каком направлении будут двигаться власти, продолжая давление на права граждан?
— Они могут расширить список тем, которые будет запрещено поднимать посредством референдума. Либо могут расширить количество периодов, во время которых запрещено проводить референдумы. Вот, например, сейчас, на время чемпионата мира по футболу, будет запрещено проведение массовых акций в городах, где будут происходить матчи первенства. По факту мы видим, что во имя футбола у нас в стране и в Самарской области в частности будет нарушена Конституция РФ, где закреплено право граждан мирно собираться и свободно выражать своё мнение. Как мы видим, во время мундиаля Конституция у нас почему-то не работает. К слову, прошу данное интервью считать официальным моим обращением в прокуратуру Самарской области через СМИ: я требую проверить данное положение об ограничении конституционных прав граждан нашего региона на предмет законности. Ведь как связаны мундиаль и возможность выйти на демонстрацию? Никакой связи тут нет. На самом деле я вижу здесь создание прецедента. Потом наши законотворцы придумают запрет на демонстрации в Масленицу, в день рождения президента РФ, в день рождения президента США и по другим «весомым» поводам. Фантазия у депутатов партии власти очень буйная. В своём стремлении заковать свой собственный народ в кандалы они без проблем достигнут вершины абсурда.
Самарская Губернская дума своим большинством одобрила данные поправки в закон, как одобрили и ещё одобрят парламенты других регионов страны. В конце концов, окончательно решать судьбу этого законопроекта будут в Государственной думе. Нет сомнений, что решение будет положительным, потому что и в региональных парламентах, и в государственном большинство депутатов – это депутаты от партии власти. С каждым годом гражданам открыто высказывать своё мнение становится всё сложнее, и маловероятно, что на этом власть остановится.