Портпосёлок: страсти вокруг застройки

В прошлом номере «ТН» анонсировал проведение публичных слушаний 28 ноября этого года на тему «Обсуждение проекта планировки Портпосёлка с целью его застройки». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей профессиональный взгляд на тему качества подготовки проектов планировки и уровня проведения общественных обсуждений в Тольятти.

Аркадий Эстрин, экс-заместитель мэра по градостроительной деятельности, специально для нашего издания проанализировал проектные материалы, представленные для рассмотрения на публичных слушаниях (документы опубликованы на сайте городской администрации в разделе «О Тольятти», рубрика «Градостроительство»), а также рассказал, что и как должно быть де-юре, и что мы имеем де-факто.

НАГОНЯЛКА
ЮРИДИЧЕСКИ. Согласно Градостроительному кодексу РФ (ГК РФ) в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется ее планировка. Также в слушаниях должны участвовать правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, и лица, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
ФАКТИЧЕСКИ В ТОЛЬЯТТИ. Людей на слушания зачастую привозят автобусами неизвестно откуда. Посторонним дана команда голосовать за нужное для застройщика или выгодоприобретателя решение. Нередко на общественные слушания приходят в добровольно-принудительном порядке сотрудники администрации города, которым также поставлена задача – «голосовать как надо». Понятно, что при этом никто не проверяет адреса проживания участников общественных слушаний. Или же всех уверяют, что этого делать не нужно.
ВЫВОД. На слушаниях по проекту планировки Портпосёлка в качестве правообладателя земельных участков должны бы высказать свою точку зрения в том числе представители администрация города, собственников сетей, Министерства природопользования, Института экологии Волжского бассейна, поскольку при реализации проектов их интересы могут быть ущемлены. Придут ли они, оповестят ли их о слушаниях, узнаем 28 ноября.

РАССЧЁТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И БЛАГОПРИЯТНОЙ ЖИЗНИ
ЮРИДИЧЕСКИ. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий. Устойчивое развитие – это обеспечение, как минимум по нормативам, безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

ФАКТИЧЕСКИ В ТОЛЬЯТТИ. Исходя из ст. 41 ГК РФ, в проекте планировки должны быть представлены нынешние показатели состояния территории (количество жителей, количество объектов федерального, регионального и местного значения), а также сколько людей будет проживать на территории после ее застройки и откуда они там возьмутся. Но самое главное – это то, что по региональным градостроительным нормам необходимо предусмотреть – больницы, поликлиники, музеи, объекты соцзащиты, пожарная часть, полиция и т.д. Должен быть сделан анализ состояния всего инженерного обеспечения и выполнены расчёты потребности в мощностях и сетях. Все объекты социальной инфраструктуры рассчитываются из количества проживающих на данной территории людей. Таких расчётов в новом проекте нет.
ВЫВОД. На слушаниях 28 ноября жители должны спросить у презентаторов проекта: где можно посмотреть детальные просчёты количества необходимой социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры по нормативам? Нужно убедиться, насколько «здравыми» являются расчёты, проверить их на исполнимость.

ОСОБЫЕ ЗОНЫ
ЮРИДИЧЕСКИ. Согласно ст. 41.1. «Общие требования к документации по планировке территории» (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ) при подготовке документов по планировке территории до установления границ зон с особыми условиями использования территории учитываются размеры этих зон и ограничения по использованию территории в границах таких зон, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФАКТИЧЕСКИ В ТОЛЬЯТТИ. В Портпосёлке есть зоны с особыми условиями использования территории. Потому проектировщики не учли, что правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в области электроэнергетики: охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей),  о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны). Вышеперечисленных зон в проекте планировки просто нет. Тем самым инвесторы и правообладатели земельных участков поставлены в неизвестность, и в будущем возможны конфликты.
ВЫВОД. На слушаниях 28 ноября жители должны потребовать у презентаторов проекта представить детальное отображение всех без исключения зон с особыми условиями использования. Отговорки, что на публичные слушания такая детализация якобы не нужна, презентаторы пусть оставят себе.

ГДЕ ИНФРАСТРУКТУРА?
ЮРИДИЧЕСКИ. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов обоснования основной части.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе положение о характеристиках планируемого развития территории. А именно: плотность и параметры застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), характеристики объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. Среди характеристик должны быть указаны  в том числе объекты, включенные в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
В перечне необходимых документов должно присутствовать положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимые для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
ФАКТИЧЕСКИ В ТОЛЬЯТТИ. Непонятно, как и откуда появились объекты, их мощность, характеристики, указанные в проекте планировки. Нет ссылок и перечня федеральных, региональных, муниципальных программ, в которых есть обоснование размещения запланированных объектов на территории Портпоселка. Нет фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения. Положение об очередности планируемого развития территории отсутствует. Потому непонятно, что в Портпосёлке должны построить в первую очередь – жильё или очистные сооружения. И это опять-таки прямое нарушение норм Градостроительного кодекса.
ВЫВОД: На слушаниях 28 ноября следует потребовать у инициаторов и организаторов слушаний:
•    какие изыскания были проведены или какие изыскания были использованы для работы;
•    какие федереальные, региональные, муниципальные, частные программы были приняты во внимание;
•    чем обосновывается рост численности  населения Портпоселка, сколько всего планируется прироста населения по всему городу, в т.ч. по районам застроек;
•    где план очередности развития Портпоселка.

ПОДВОДИМ ИТОГИ
Приняв к сведению критику портпосёлковского проекта, изложенную Аркадием Эстриным, можно констатировать:
— нет данных и ссылок, какие инженерные и другие изыскания были учтены в проекте;
— анализа градостроительной ситуации в проекте по многим видам градостроительного обеспечения или нет, или выполнено не системно;
— нет практически обоснований принятых решений ни по социальной, ни по инженерной инфраструктуре (нет расчетов, что требуется по градостроительным нормативам);
— нет целых разделов, которые требует Градостроительный кодекс, например, порядок освоения территории, нет схемы охранных зон инженерных сетей и других необходимых материалов.
Отсюда вывод: из-за отсутствия необходимой по законодательству информации принимать какие-либо решения просто невозможно.
В связи с этим возникает вопрос: почему службы заместителя главы администрации по градостроительной деятельности не проверяют предлагаемые гражданам проекты планировки? Или они сами не знают, что должен содержать проект? Или смотрят на нарушения закона сквозь пальцы за определенную плату? Версий может быть сколько угодно, а в реале городской облик уродуется как застройщиками, так и администрацией, которые в погоне за наживой не только не хотят думать о том, как будут жить следующие поколения тольяттинцев, но и лишают ныне живущих горожан прав на благоприятные условия жизнедеятельности. Примеров хаотичной застройки города предостаточно…
Понятно, что обычные люди, в том числе и живущие в Портпосёлке, не разбираются в тонких нюансах градостроительной деятельности. И ещё они зачастую просто не знают, каким образом потребовать у разработчиков недостающую информацию. Впрочем, лиха беда – начало, и с чего-то нужно начинать. Пусть данная публикация станет для читателей первым ориентиром в дебрях тольяттинского градостроительства.

Комментарий

Нина Коновалова, председатель ТОС-23:
— Несмотря на то, что мы постоянно просим администрацию города обратиться лицом к жителям Портпосёлка, историко-культурного центра города, власть нас не слышит. Данный проект планировки, который будет рассматриваться на слушаниях 28 ноября, уже четвертый по счету, когда властьимущие пытаются разделить и застроить нашу землю. На этот раз они хоть внемли здравому смыслу и запланировали только малоэтажное жильё. А то ведь из-под шестиэтажки, что построена на месте пельменной, до сих пор откачивают грунтовые воды…
Вообще, общественные слушания в нашем городе проводятся в нарушение норм Градостроительного кодекса. Согласно 46 статьи слушания должны проводиться на той территории, которая планируется. Всем известно, что на данный момент жители Портпосёлка остались отрезанными от города, поскольку лишены муниципального транспорта и нам весьма проблематично выбираться из посёлка. Потом задание на разработку проекта планировки с жителями Портпосёлка не обсуждалось, экологическая экспертиза не проводилась. Мы неоднократно просили Шишкина (руководителя управления архитектуры и градостроительства города. – Прим. ред.) совместно с жителями обсудить планировку посёлка. Так, жителям нужна баня, но на месте действующей, но неработающей бани, запроектирован жилой дом. И это только один пример, свидетельствующий о том, что жители Портпосёлка не интересуют власть, в отличие от нашей земли.