Вы сейчас просматриваете Дивиденды и сокращения: бабушка надвое сказала

Дивиденды и сокращения: бабушка надвое сказала

АВТОВАЗ, как и положено градообразующему предприятию, на этой неделе вновь в форварде местных и региональных новостей. Хороших новостей. И про рост продаж и про выплату дивидендов. Но вот что касается самой больной темы для города – сокращений на предприятии, здесь информация очень уж противоречива…

Продажи растут
Итак, какие же новости генерировал за последнее время автомобильный завод? Во-первых, что продажи АВТОВАЗа в октябре выросли почти на 23%. Так, в прошлом месяце в России было реализовано 28 638 автомобилей LADA, что на 22,9% больше, чем было продано в октябре 2016 года. А всего за 10 месяцев текущего года на российском рынке продано 249 845 автомобилей бренда, что превышает прошлогодние показатели на 17,2%. Самой востребованной у покупателей остаётся LADA Granta, которая в течение шести лет находится в числе лидеров отечественного авторынка. За 10 месяцев продано 75 910 автомобилей семейства, прирост по отношению к 2016 году составил 7,8%. Отметим, что сегодня Granta стоит от 359 тысяч рублей (базовая комплектация) до 529 тысяч «в люксе». И напомним, что первые Granta, сошедшие с конвейера в 2011 году, стоили 229 тыс. (базовая комплектация).
На втором месте по популярности — LADA Vesta: за 10 месяцев продажи преодолели отметку в 61 270 автомобилей, что на 44,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Цена Vesta колеблется от 520 тыс. до 675 тыс. Получается, что за полмиллиона можно купить как люксовую Granta, так и базовую Vesta. Хотя автомобили ранжируются в различных классах, скорее всего, Granta люксовая – не самый покупаемый автомобиль.
Вообще, нужно отметить, что у тольяттинцев сильно развито чувство патриотизма. Они изо всех сил пытаются верить и в АВТОВАЗ, и в то, что когда-нибудь в Тольятти вновь всё будет хорошо. И, наверное, поэтому на дорогах нашего города колесит больше, чем в других населенных пунктах, «Вест», «Грант», «Ларгусов» и «Икс-Реев». Вот если бы еще с доходами у тольяттинцев было получше, то и рост продаж был бы более значительным. Этот факт, думается, необходимо взять на карандаш господину Мору, и тогда он воочию сможет убедиться, что есть связь между повышением зарплат рабочим АВТОВАЗа (тольяттинским) и ростом продаж автомобилей, собранных на вазовской площадке.

Дивиденды дадут?
Вторая не менее позитивная новость о том, что АВТОВАЗ впервые за десять лет может выплатить дивиденды. Об этом сообщил Сергей Чемезов, генеральный директор госкорпорации «Ростех». Чемезов заявил, что АВТОВАЗ в 2018 году может выйти в чистую прибыль. Более того, и 2017-й предприятие может закончить с прибылью. «В этом году показатели были неплохие, удалось выйти на операционную прибыль. Если прибыль будет, и акционеры примут решение распределить её в качестве дивидендов, конечно, возможна выплата дивидендов АВТОВАЗа. А может быть, эти деньги пойдут на развитие компании». В общем, бабушка надвое сказала.
Хотя, наверное, для вазовских рабочих вопрос дивидендов уже не актуален. Немного осталось тех, кто держит на руках акции предприятия. Большинство вазовцев, если не проели, то продали, приобретя что-то более материальное, чем ценные бумаги. А вот председателям правления и руководителям предприятия новость о возможной выплате дивидендов наверняка подняла настроение.

Оставят 26 тысяч?
Зато вопрос сокращений на предприятии актуален по сей день. И он продолжает держать в тонусе многих сотрудников. Казалось бы, ну куда еще сокращать персонал? И так в рамках нормального 8-часового рабочего дня работать некому, рабочих выводят на 10-часовку. Средняя численность работников ПАО «АВТОВАЗ», согласно ежеквартальному отчету, на конец сентября 2017 года составила 38 125 тысяч человек. Таким образом, число сотрудников предприятия за год сократилось на 5 009 человек, или 11,8%: в сентябре 2016-го было 43 224 тыс. человек. А всего на АВТОВАЗе за последние восемь лет (с того времени как в 2009-м контрольный пакет акций был продан концерну Renault-Nissan) сокращено 67 302 человека.
Видимо, и это еще не предел. Вспомним, что в июле этого года полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич сообщил, что АВТОВАЗ снизит численность персонала в 2017 году еще на 6 тысяч человек, а в 2018 году – на 2,2 тысячи. В свою очередь президент АВТОВАЗа Николя Мор отмечал, что компания испытывает переизбыток персонала на одних производственных линиях и недостаток людей на других. И вот свежие новости: по информации  «Детали Авто» со ссылкой на чиновника из тольяттинской администрации, АВТОВАЗ запланировал дальнейшее снижение численности до 32 тыс. человек. «Детали Авто» также сообщают, что в 2015 году топ-менеджеры АВТОВАЗа говорили о том, что конечной целью оптимизации является сокращение численности персонала до 26 тысяч человек.
Не успела новость распространиться, как пресс-центр АВТОВАЗа опроверг её. Цитируем: «Никаких сокращений персонала на АВТОВАЗе нет и не планируется. Наоборот, в условиях растущего автомобильного рынка АВТОВАЗ впервые за последние годы начал приём персонала – 150 молодых рабочих были приняты на линию B0. Также в целях развития инженерных компетенций для создания новых моделей LADA, 180 талантливых инженеров присоединятся до конца 2017 года к команде Инжиниринга предприятия».
Что такое 330 человек, пусть даже молодых и талантливых?! В процентном соотношении ко всему коллективу это меньше 1%. Ну принимает АВТОВАЗ из опорного вуза – ТГУ молодых специалистов, согласно существующей договоренности и для поднятия люду настроения перед выборами президента. А потом ничто и не мешает одних принимать, а других – не столь молодых и не столь талантливых – сокращать. По поводу сокращений вот что говорят тольяттинцы в сети Интернет: «Сокращения на ВАЗе не прекратятся пока французами не будут закрыты производства: – Металлургическое, Прессовое, остатки МСП, СКП и ППИ. Сейчас в процессе уничтожения находится производство «Лада 4*4» — нефиг конкурировать с Рено-Дастер!» «Выборы закончатся и начнется новая волна сокращений». «Уже опровержение вышло, но оно касается только 2017 года». (Орфография и пунктуация сохранены.)

Всё будет хорошо!
Но не у вас
В общем, хотелось бы верить, что всё будет хорошо. Но аргументы у оптимистов слабоваты. Однако у иных, и правда, всё в ажуре. Например, можно порадоваться за супругу Сергея Чемезова, компания которой станет поставщиком систем дистанционного управления для Lada Granta. В 2018 году люксовая Granta будет оснащена системой дистанционного управления и мониторинга Lada Connect. С помощью этой системы можно будет с помощью смартфона запускать двигатель, открывать двери, включать фары, отслеживать местонахождение и состояние автомобиля. Вообще логичнее было бы оснащать системой дистанционного управления более дорогие модели, например Vesta или Х-REY. Однако, как выяснилось, это пока невозможно сделать, потому как Granta – российский автомобиль, а Vesta и Х-REY разработаны на французской платформе. Видимо, потому и не желают французы отдавать «иксовое добро» российской компании, пусть и приближенной к главе Ростеха.
Итак, систему Lada Connect разработала для АВТОВАЗа «Лаборатория умного вождения», которая принадлежит Екатерине Игнатовой, супруге гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова. Игнатова стала совладелицей компании весной 2016-го, концепт Lada Connect был представлен в августе того же года на Московском автосалоне. А год спустя «Лаборатория умного вождения» выиграла тендер «АВТОВАЗа» на создание самой системы Lada Connect, которая будет устанавливаться на автомобилях. Условия тендера при этом не раскрывались.
Хотелось бы на этом и завершить. Но вот ещё небольшая, но весьма символичная новость. Имущественное неравенство в России в год столетия революции вышло на уровень 1905 года. Что ж, в этом нет ничего удивительного. Ведь мы давно живём в капиталистической стране. Только капитализм у нас дикий. Потому и неравенство чудовищное: 10% богатейших людей, по сути, владеют всем – производством, инфраструктурой, недвижимостью. Как и при царе. Единственное, чем мы сегодня отличаемся от наших предков, которым нечего было терять, кроме своих цепей, это наличием в собственности более-менее благоустроенных квартир. Но этот «недостаток», думается, скоро будет исправлен очередным ростом цен на коммунальные услуги.