Вы сейчас просматриваете В Тольятти «за копейки» продали ещё один детский лагерь в лесу

В Тольятти «за копейки» продали ещё один детский лагерь в лесу

Дефицит бюджета – барьер для любых социальных инициатив городского уровня. В такой ситуации чиновникам очень удобно делать вид, что они «и рады бы», но при этом «вы же знаете…» Денег, типа, нет.

Такие оправдания, как «источники пополнения казны существенно ограничены ныне действующим законодательством», «экономика находится в состоянии стагнации или даже кризиса»… – сочиняются чиновниками для «сирых и убогих», когда нужно объяснить, почему всё так плохо.
Обвиняя чиновников в неэффективности, не будем голословны и разберем ситуацию на примере из реальной жизни. Прошедшее лето подсказывает тему: «детский отдых». Проблем в этой сфере – на пальцах не пересчитаешь, а уровень финансирования вызывает горькую усмешку. В полный рост стоит вопрос о повышении стоимости путёвок на следующее лето, везде требуется ремонт, некому заплатить за пребывание в лагерях детей ТЖС (оказавшихся в трудной жизненной ситуации), множество детских лагерей находится в законсервированном состоянии, другие превратились в руины, а третьи, вот, проданы… За цену, которую даже смешной не назовёшь.

ПУШКОВ ПРОДАЛ «ЧАЙКУ». АНДРЕЕВ НЕ ОТСТОЯЛ
В конце 2011 года детский лагерь «Чайка» обрел хозяина – частного владельца в лице некоей Веры Клюшниковой. Сумма сделки – 4,4 млн рублей. Вряд ли её можно назвать удачной для города. Тогда был продан именно бывший лагерь, то есть помещения. Земля, на которой расположены помещения, оставалась в собственности муниципалитета. Случилось это, когда Тольятти «рулил» самый критикуемый мэр за всю историю городской самостийности – Анатолий Пушков.
Уже в марте следующего года власть сменилась – пришел Сергей Андреев. Произошла ревизия. Выяснилось, что сделка по «Чайке» была сомнительной: имущество детского лагеря было передано в ликвидируемое предприятие, а отдельные объекты имущества проданы по оценочной стоимости, установленной ниже остаточной балансовой стоимости. Было даже какое-то вялое судебное разбирательство, однако, как показывают дальнейшие события, острого конфликта между мэрией и частными владельцами «Чайки» так и не возникло.
По всей видимости, новые реальные собственники «Чайки» смогли убедить администрацию мэра Андреева и его самого в том, что юристам мэрии не нужно слишком уж рьяно отстаивать в суде экономические интересы муниципалитета и интересы тольяттинских детей, не имеющих возможности отдохнуть на природе летом.
Изложенные выше предположения подкрепляются следующим фактом: в феврале 2016 года администрация Андреева проводила публичные слушания о переводе земли под «Чайкой» и леса вокруг нее из зоны Р:4 в Р:3, что позволяло бы строить на ней практически любые объекты.
Конечно, новых хозяев мотивировали заплатить за бывший лагерь 4,4 млн рублей не капитальные постройки и прочее хозяйство детского лагеря, а именно возможность распоряжаться землей. Летом 2016 года элитный участок леса под «Чайкой» (кадастровый номер 63:09:03050025:57) перешёл-таки в собственность всё той же Веры Клюшниковой (договор купли-продажи №1464 от 30.06.2016, рег. № 63-63/009-63/009/341/2016-784915 от 01.09.2016), имевшей приоритет при покупке в качестве собственницы капитальных строений, на нём расположенных. При этом, как и при продаже имущества «Чайки», торговцы городской собственностью проявили неслыханную щедрость: за элитный лесной участок в 4,6 гектара в центре зелёной зоны Вера Клюшникова уплатила всего-то 6 с небольшим млн рублей (!!!), что составляет половину от кадастровой стоимости этого участка земли.

УСТОЙЧИВЫЙ КРИЗИС СОВЕСТИ
В условиях острого бюджетного дефицита элитная муниципальная земля продается за 50% от кадастровой (не рыночной!) стоимости. Вот что вызывает вопросы. Некомпетентность? Заинтересованность? В любом случае приходится констатировать как минимум неэффективность управленцев, распоряжающихся городским имуществом. И надо это держать в уме, когда невозможность реализации тех или иных социальных проектов будет списываться чиновниками на общую экономическую ситуацию. В макроэкономике теперь все специалисты…
Конечно, приведенный случай не единичный. В таких делах случаются ситуации, которые иначе как курьезными не назовешь. Пример: в одно и то же время с «Чайкой» был подан трудовой лагерь «Гвардеец», при этом право муниципальной собственности на земельный участок под объектами лагеря не было зарегистрировано. Эта сделка пополнила городскую казну на 4,6 млн рублей. Это опять же произошло в «эпоху Пушкова». Может быть, некомпетентности с тех пор убавилось, но, как видно, эффективности – не прибавилось.
Городская земля уходит за копейки, социальные проблемы нарастают, у муниципальных вельмож есть «причины» (кризис) не заниматься их решением. Но для тех, кого искренне интересует судьба самого большого моногорода России, они не убедительны: если действия чиновников не добавляют проблем, но они и не решают их.
На самом деле трудно предъявить какие-либо претензии другой стороне, участвующей в этой и подобных сделках. Например, Вера Клюшникова, скорее всего, является лишь номинальным владельцем земли и имущества. Да и реальных выгодоприобретателей (если среди них нет чиновников) упрекнуть по большому счету не в чем. 50-процентная скидка на кадастровую стоимость, конечно, дает право задаться вопросом: «А нет ли здесь коррупционной составляющей?». Но кто будет искать ответ на этот вопрос, когда вроде бы все сделано в рамках закона, и нет причин начинать
«копать»?
Однако еще несколько лет в том же духе, и все городское имущество, и вся земля будут распроданы, а территория города окажется огороженной заборами коттеджных поселков (там, где были лагеря отдыха для детей) с табличками «Проход запрещен!», как это уже наблюдается в некоторых местах. Сейчас еще кажется невероятным, что судьба Тольятти будет похожа на линию жизни американского Детройта, но все к этому идет. Сейчас, наверное, еще есть шансы выбраться из колеи. Только не стоит излишне доверять компетентности людей, которые волею судьбы в настоящий момент отвечают за те или иные сферы городского хозяйства. Компетентность в коридорах городской власти явно в дефиците.

Комментарий

Krasnov 2

Алексей КРАСНОВ, депутат СГД (фракция КПРФ):

– Я неоднократно обвинял тольяттинскую мэрию в том, что муниципальная собственность попросту разбазаривается чиновниками, распродаётся по «смешным» ценам. В департаменте управления муниципальным имуществом – более сотни человек. Они, судя по всему, работают над тем, чтобы у муниципалитета в итоге совсем не стало муниципального имущества, предназдначенного для выполнения социально значимых функций.
Я считаю, что продажа в частную собственность земли под «Чайкой» – это позор Тольятти. Такой же позор, как разрушение уникальной стелы «Радость труда», которую в советское время создали из 3,5 млн кусков смальты, свозимой со всей страны специально для этого шедевра. Жилкин, Уткин, Пушков, Андреев – они ничего не сделали ни для стелы, ни для набережной, ни для детских лагерей, ни для сотен других городских объектов, требующих ухода и приумножения.
Хорошо помню, как при Жилкине целенаправленно разрушали централизированную систему отопления детских лагерей отдыха, расположенных в зеленой зоне. Это было начало конца. Я тогда работал журналистом, писал про это. Директора лагерей просто стенали, рвали на себе волосы от отчаянья. Но чиновники мэрии уже тогда пели эту песню про «нет денег», хотя денег в бюджете города было в 10 раз больше, чем сейчас, и долгов у города таких не было. Команда Жилкина выводила из бюджета деньги через вексельные схемы и аферы с вазовскими автомобилями. И всё равно денег было больше. Но песня «нет денег» позволяла воровать с размахом. И не вкладывать ни копейки в детский отдых. Потому что либеральным мэрам лагеря не нужны. Им нужны счета в оффшорах и деньги на этих счетах. Им нужно наполнить счета тех, кто их в мэры продвинул, поставил, назначил.
Мэрия, насколько я ознакомился с этим учреждением, это такой город в городе, где одна, низовая часть людей занимаются функционированием Тольятти, а другая – верхушечная – занята распилом города. И многочисленные уголовные дела против высокопоставленных сотрудников мэрии — яркое тому доказательство.
Тем, кто находится у руля власти сегодня, не нужны детские лагеря. Если бы были нужны, то «Чайку» бы не продали. И неважно, кто именно «слил» с муниципальной собственности «Чайку» — Пушков или Андреев. Вся власть находится в руках одной партии – партии «Единая Россия». Разве состоялось экстренное заседание Тольяттинской городской думы, на котором большинство единороссов призвали бы аннулировать сделку и проголосовать против неё? Нет. Не состоялось. Разве осудил продажу земли детского лагеря отдыха в частные руки лидер «Единой России» по Самарской области – губернатор Николай Меркушкин? Нет. Не осудил. Предпринял меры по возврату лагеря в собственность города? Нет. Не предпринял. А почему? А потому что власти, обслуживающей капитализм, не нужны лагеря детского отдыха. Их нужно содержать. А на содержание нужны деньги. Но власть, обслуживающая капитализм, тратит деньги на свой пиар, на бесконечные праздники, на раздачу продуктовых наборов своим лизоблюдам. Лагерям детского отдыха в этой системе «своих» места, увы, нет.