Вы сейчас просматриваете Правительство «утешило»: с медициной будет только хуже

Правительство «утешило»: с медициной будет только хуже

Буквально на днях правительство Самарской области отчиталось о своей работе в 2016 году и, в принципе, сочло её удовлетворительной. «Удовлетворительной» не в смысле «на троечку», а «удовлетворительной» в значении «нормальной, приемлемой». Надо думать, толщина стекла в розовых очках чиновников год от года только увеличивается. Впрочем, отвечая на вопросы парламентских фракций, господа чиновники просто не смогли не увидеть проблему медицины, ведь она стоит во весь рост перед всеми гражданами Самарской области и просвечивает даже через самые толстые розовые очки. Отвечая на вопросы фракций, чиновники рассказали депутатам о том, какое «великолепное» будущее ждёт всех тех, кто ещё рассчитывает на бесплатную медицинскую помощь в недалёком будущем.

Методика и ее внедренец

Начать следует с того, что в Самарской области чиновники наблюдают дефицит медицинских работников в амбулаторно-поликлиническом звене и службе скорой медицинской помощи всего «около 900 человек» в соответствии с методикой расчета потребности во врачебных кадрах, утвержденной приказом Минздрава России от 26.06.2014 № 322.
Методику расчета, на которую ссылаются самарские чиновники, лоббировала и внедряла их столичная коллега – сама госпожа министр здравоохранения, которая методично из года в года «оптимизирует» российское здравоохранение. Целью этой «оптимизации», видимо, является «оптимизация» медицины до абсолютного нуля. Так, в конце 2016 года при поддержке министра президиум Совета по стратегическому развитию утвердил проект по ликвидации участковых терапевтов и педиатров в первичном звене здравоохранения. Идея была в том, «чтобы врачи совмещали специальности – терапевт может быть одновременно также гастроэнтерологом, дерматовенерологом, кардиотерапевтом. Или, наоборот, терапевтом может быть, например, хирург», – объяснял директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский.
У некоторых фамилия Скворцовой вспоминается в связи со скандалом, когда министерство, руководимое «прекрасной» дамой, составило «предпочтительный» список APB-препаратов, который фактически привёл к снижению конкуренции и перебоям с поставками лекарств. А в 2013 году член комитета Совета Федерации по правовым вопросам Руслан Гаттаров заподозрил руководство Минздрава в десятикратном (!!!) завышении цен на госконтракты. Тогда при полном попустительстве или покровительстве министра из бюджета «не туда ушли» 2,352 млрд руб.
Работу Скворцовой в целом хорошо оценили аудиторы ФАС, которые провели проверку главного аппарата Рос­здравнадзора и 79 региональных органов на соблюдение требований антимонопольного законодательства и «иных нарушений». Выводы ревизоров были такие: «В целом контроль качества и безопасности медицинской деятельности носит формальный характер», а деятельность Росздравнадзора «не приводит к достижению целей, которые ставятся перед медицинским надзором в части государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Вот такой итог деятельности главного медицинского «методиста» страны. Стоит ли удивляться, что цифры, полученные по методике Скворцовой, весьма и весьма устраивают чиновников правительства Самарской области.

Так сколько не хватает?

Но вернёмся из пыльных и очень денежных коридоров столичного Минздрава на нашу грешную Самарскую землю.
Итак, по мнению чиновников облправительства, дефицит медицинских работников в амбулаторно-поликлиническом звене и службе скорой медицинской помощи Самарской области – всего «около 900 человек».
Надо понимать, что слово «около» здесь ключевое, и на самом деле чиновники «слегка могут ошибиться». Я думаю, тысячи на две-три. Действительно, правительство ничего не утверждает. А значит, типа, и не врёт… Честно говорит: где-то около 900 человек. Такая потрясающая приблизительность меня вот, если честно, пугает. Но дело не в этом. Дело в том, что нехватка более 500 медработников – это нехватка ТОЛЬКО по Тольятти. И это факт зафиксированный. А ведь есть ещё Сызрань, где нехватка медработников – порядка 60%. Там из-за отсутствия врачей готовится к закрытию целый филиал поликлиники № 1 в районе улицы Декабристов. И плевать чиновникам, что тысячам жителей района придется ездить на лечение в городскую поликлинику на улице Советской. Ведь есть хорошая отмазка: врачи бегут из Сызрани. Как будто это не они – чиновники – управляют системой здравоохранения, а звезды или, скажем, инопланетяне. А чиновники только вынуждены мириться с ударами космического рока.
Далее. Как может быть нехватка по всей области 900 медработников, если есть Новокуйбышевск, где на весь город вообще нет детского врача-офтальмолога? Это тот самый Новокуйбышевск, выходцы из которого (Нефёдов, Овчинников и другие) составляют значительную часть властной верхушки правительства Самарской области.

«Эффективный контракт»

В ответе фракциям Правительство также сообщило, что за последние три года выросла доля пенсионеров среди медицинских работников и что «в связи с внедрением эффективного контракта, обеспечившего зависимость уровня оплаты труда работников от количества и качества предоставляемых медицинских услуг населению, часть пенсионеров увольняется, в результате чего в ближайшие годы кадровая ситуация может обостриться».
Вот так вот буднично, можно сказать, практически позёвывая, чиновники областного правительства доводят до депутатов (а значит, и до народа), что, мол, в ближайшие годы катастрофическая ситуация в области здравоохранения «обострится». Это как понимать? То есть сейчас дом горит, а скоро в него ещё и бомба упадёт? Сейчас медработников не хватает, а вскоре их вообще не будет? И родственники больных будут похищать врачей по дороге на работу? И по аналогии с «черными риелторами» появятся «черные врачи», которые без всяких дипломов, начитавшись статей из интернета, будут лечить отчаявшихся попасть к настоящему врачу граждан? И совсем расцветёт платная медицина, в объятия которой так старательно толкают граждан господа чиновники. Вот только, чтобы платить за медицину, нужно что-то зарабатывать. А зарплаты у нас ниже, чем в Мексике и Африканских странах. И это не красивая метафора, а данные статистики.
Потрясает также то, что, нисколько не смущаясь, чиновники признаются в том, что занимаются вредительством, разрушением. То есть сначала эти чиновники придумали и внедрили «систему эффективного контракта» в медицине, а потом эти же чиновники поняли (!!!), что эта система приводит к тому, что медики-пенсионеры увольняются из медицины и ситуация с кадрами становится ещё хуже. Но и поняв, они просто констатируют факт: дорогие граждане, скоро будет совсем плохо, но вы там держитесь.

И СНОВА ФЕЛЬДШЕРЫ

Столь же позитивно отчитываются чиновники о «позитивных сдвигах» на курсе замены врачей на фельдшеров, взятом руководством нашей страны и, соответственно, области несколько лет назад. Напомню, что в рамках «оптимизации» системы здравоохранения власть решила, что обучать врачей (специалистов с высшим образованием) – это дорого и долго, что гораздо лучше штамповать фельдшеров (специалистов со средним специальным медицинским образованием), которые и будут обслуживать большую и бедную часть населения – как раз тех, кто не сможет заплатить за консультацию платного врача в частной клинике через дорогу.
Итак, как отчиталось правительство, с целью восполнения кадровой потребности учреждений в фельдшерах скорой медицинской помощи за счет средств областного бюджета на базе ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» в октябре 2016 года завершили обучение аж целых 17 специалистов ГБУЗ СО «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи», которые с ноября 2016 года переведены на должности фельдшеров скорой медицинской помощи. Получается, что 17 медсестёр доучили до фельдшеров, и они теперь смогут проводить диагностику и устанавливать диагноз, проводить самостоятельное лечение или направлять пациента к врачу-специалисту.
Зачастую прибывший фельд­шер не пытается вообще поставить диагноз. Вся функция фельд­шера сводится к оценке ситуации (ложный вызов или не ложный) и к последующей выписке направления в больницу. Фельдшеры в этом случае выполняют роль затыкателя дыры и сопроводителя больного до больницы.

Размышлял о медицине депутат СГД
Алексей КРАСНОВ

Комментарий

Sotnikova

Ольга СОТНИКОВА, руководитель Центра социальной работы:
– Моё мнение: заявление правительства о том, что в области не хватает 900 медработников, – это галиматья какая-то, оторванная от реальной жизни. Я не знаю, откуда они берут эти цифры. Не буду говорить о том, что у нас есть ответы центров занятости только Тольятти на эти самые 600 медиков. Скажу о другом.
На недавнем заседании думы (30 мая. – Прим. редакции) Ренц посетовал на то, что обеспеченность в Самаре врачами – 56 человек, а в Тольятти – всего 31. Интересные цифры, не правда ли? Давайте посчитаем.
Предположим теоретически, что в Самаре врачей хватает (хотя это тоже не так, но предположим), и Самара – это эталон обеспеченности медиками. Так вот, получается, что нам до «эталона» не хватает (56 минус 31) 25 медиков на 10 тысяч граждан. У нас в Тольятти проживает 710 567 человек. Получается, что нехватка врачей в Тольятти до «самарского эталона» – 1775 медработников!!! А совсем не 600, как считают главврачи, и не меньше этого, как считает правительство Самарской области.
То есть получается, что нехватка врачей в Тольятти – катастрофическая, просто чудовищная. Ситуация в здравоохранении в нашем городе – это не просто регресс, это геноцид самый настоящий. Людям, которым положена операция, предлагают прооперироваться в 2019 году. То есть встать на очередь и ждать два года. По ряду консультаций – например по детской аллергии – нужно вообще ехать в Самару, потому что у нас, видите ли, нет своих специалистов! Это ли не геноцид? Ситуацию хоть как-то спасают доступность многообразных лекарств в аптеках (по сути – самолечение граждан) и относительная молодость Тольятти. Но последний фактор спасательной палочкой чиновников будет недолго. Город стремительно стареет, а отвратительное качество потребляемых горожанами воды и пищи будет только увеличивать заболеваемость. Плюс к этому – экология, да ещё и бесконечные стрессы, связанные с постоянным удорожанием продуктов, увольнениями с ВАЗа, – и, что называется, приплыли.
Я считаю так: если граждане в самое ближайшее время не очнутся, не начнут создавать многочисленные и очень активные общества защиты своих гражданских прав, не пойдут походом на чиновников и власть в целом с требованием обеспечить, наконец, достойный уровень жизни, если всего этого активного общественного контроля не будет, то будет коллапс. Мы скатимся окончательно туда, куда катимся сейчас – в темное средневековье, с наглыми зажравшимися и лживыми чиновниками-боярами и с забитым, темным, бессловесным рабочим стадом, которое исправно кормит их своим ежедневным тяжёлым трудом.