Вы сейчас просматриваете Пенсионеры, коммунисты и губернатор

Пенсионеры, коммунисты и губернатор

Наблюдая массовые протесты в Самарской области, я вспоминаю конец перестройки. Именно тогда в последний раз я видел многотысячные митинги и демонстрации. Тогда повестка процентов на девяносто была обращена в прошлое, звучали слова «Сталин», «Берия», «ГУЛАГ». Интересно, брось сейчас в массы лозунг «Банду Ельцина – под суд!», народ собрался бы?

А что? Есть тьма пострадавших. К тому же воевать с прошлым безопасно. Но нет… Нынче повестка посвящена настоящему, я бы сказал – сиюминутному. Она вся сплошь состоит из рублей и субсидий. Экономическая такая повестка. Может быть, поэтому масштаб публичных акций поскромнее перестроечных? Но ведь и невыплаты пенсионерам только начались… Кто знает, к чему приведёт такое вот закручивание социальных гаек? И пойдёт ли на попятную власть, если митинги будут более многочисленными?

ХРОНОЛОГИЯ ПРОТЕСТА
Итак, Самарскую область накрыло волной протестов.
Еще не цунами, но уже штормит. Началось с Тольятти. 28 января прошел митинг в Центральном районе. В морозный январский день пришли на площадь 300 человек. От желающих выступить отбоя не было. Основная тема – решение «команды губернатора» в городской думе о повышении тарифов ЖКХ на 2% сверх того, что рекомендовано федеральными властями. Фракция КПРФ голосовала на думе «против», поэтому закономерно, что митинг организовали коммунисты. Два коммуниста не в силах повлиять на решения гордумы (всего депутатов – 35). Видимо, поэтому они были вынуждены митингом донести свою позицию до тех, кто за них голосовал. «Вынуждены» – ключевое слово. Ведь основная масса городских СМИ всю эту историю стыдливо замолчала.
Первый митинг с требованиями отмены решений правительства и Самарской губернской думы прошёл в Самаре 4 февраля и был не особо многочисленным, но именно эти требования стали объединенной платформой для акций протеста в Тольятти и Самаре. Второй самарский митинг – уже 18 февраля – собрал до 1500 человек. А 19 февраля протестовал уже Комсомольский район Тольятти. Как заверяют организаторы, процесс этот шёл параллельно, без каких-либо указаний какого-либо Централизованного штаба. Само общественное недовольство, по заверению коммунистов, запустили губернатор и его «команда созидания» (под таким брендом шли на выборы депутаты, составляющие фракцию «Единой России» в областном парламенте), приняв пакет антисоциальных решений. Этот пакет составили следующие «опции»: сокращение количества льготных поездок на общественном транспорте; отмена льгот по ЖКХ с заменой их «компенсациями»; отмена ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) всем работающим пенсионерам, а также неработающим, чья пенсия выше 19,5 тыс. рублей.
4 марта снова митинговал Центральный район, а 11 марта – Автозаводский, и теперь уже с повесткой за возвращение льгот и отставку губернатора. Требования были аналогичными. Почти. Например, для Автозаводского района с 2014 года остаются насущными темами сокращения на АВТОВАЗе и других предприятиях и, как следствие этого, растущая безработица. Поэтому на митинге 11 марта часто звучали требования прекратить сокращения и увольнения с предприятий города. Стихийно возникали требования выражения недоверия депутатам от «Единой России» в губернском парламенте. Количество митингующих в каждом районе снова превысило тысячу. Правда, по данным полиции, митинг в Автозаводском районе собрал 700 человек, однако, по сообщениям организаторов, только под петицией с основными требованиями подписались 980 человек, а в пиковый момент собралось свыше 1200 граждан.
К Тольятти и Самаре подключились и «города-спутники»: Жигулёвск (11 марта) и Новокуйбышевск (19 февраля и 12 марта).

АРГУМЕНТЫ СТОРОН И «НООСКОП» ВАЙНО
Как только стало понятно, что митинги не стихают, а только набирают обороты и географию, в подконтрольных власти каналах пошла «ответка» коммунистам: разъяснения про политику «адресности и нуждаемости», а также леденящие душу истории о «пятой колонне», «агентах госдепа» и прочей конспирологии, с которой обыватель уже ознакомился на выборах в региональную и федеральную думы летом и в сентябре 2016 года.
Следует отметить, что местные политологи-любители и профессионалы тут же начали подтрунивать над стратегией «партии большинства» обвинять оппозицию в оппозиционной деятельности. Попрекать коммунистов, навешивая на них ярлыки «агентов влияния», пытаясь при этом монополизировать понятие «патриотизм», – тактика, которая пока не даёт властным и провластным структурам существенных плодов. К тому же, отмечают политтехнологи, губернатор и губернская дума сами «перевели огонь на себя», взяв для оправдания своих непопулярных решений концепцию, которую четко сформулировал премьер Дмитрий Медведев в нетленной фразе: «Денег нет, но вы держитесь…»
Проблема аргументации заключается в том, что деньги-то у власти вроде бы, оказывается, есть, а про основные направления затрат этих «отсутствующих» денег постоянно трубят оппозиционные губернатору и «команде созидания» блоги типа Засекин-Матвеев, а также коммунистические СМИ.
Итак, за четыре года (с 2012 по 2016) расходы на содержание губернатора выросли в три раза, с 56 до 154 млн рублей. За этот же период на популяризацию деятельности Николая Меркушкина в СМИ расходы возросли с 302 до 600 млн рублей. Расходы на проведение праздничных мероприятий с участием главы региона выросли с 60 до 550 млн рублей. Траты на управление превысили 2 млрд рублей, в то время как в сопоставимой Казани – 670 млн рублей. В 2016 году финансирование профессионального футбольного клуба «Крылья Советов» из бюджета области составило 1 миллиард 300 миллионов рублей, а если считать с 2012 года – более 5 млрд рублей. Следует признать, что на фоне публичного смакования таких умопомрачительных цифр и параллельных этому смакованию заявлений «Денег нет…» протест был просто закономерен.
«Красная весна» в Самарской области уже привлекла внимание федеральных СМИ, а ведь к моменту, когда газета будет в руках у читателя, в области пройдут еще два митинга – в Комсомольском районе Тольятти и в Самаре (оба – 19 марта). Президентская избирательная кампания уже по факту стартовала. Администрацией Президента руководит Антон Вайно, сын вице-президента по внешним связям и взаимодействию с акционерами АВТОВАЗа Эдуарда Вайно. Говаривают, что Антон Вайно изобрел «нооскоп» – такой «прибор», который позволяет отслеживать в информационном поле даже скрытые процессы. Дескать, это нужно в первую очередь для триумфа на президентских выборах. С «нооскопом» или без, но Антон Вайно, наверное, уже заметил открытый массовый протест в Самарской области и доложил о нем в Кремль. А кто-то в Кремле сделает выводы и примет решение… Какое это будет решение – можно только гадать. Возможно, именно поэтому (из-за опасения по поводу результатов подобных решений), узнав о заявленных коммунистами митингах на 19 марта, губернатор Меркушкин решил-таки встретиться с членом президиума ЦК КПРФ Валентином Романовым и первым секретарем обкома КПРФ, заместителем председателя Самарской губернской думы Алексеем Лескиным. Информация о данной встрече в разных источниках рисует картины совершенно противоположные.

ВЕРСИЯ ОФИЦИОЗНАЯ
Итак, 14 марта на сайте правительства Самарской области появилась новость под заголовком «Н.И. Меркушкин провел рабочую встречу с руководством регионального отделения КПРФ».
Будничным телеграфным стилем заметка сообщила:
«Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин провел рабочую встречу с членом Президиума ЦК КПРФ В.С. Романовым и первым секретарем обкома КПРФ, заместителем председателя Самарской губернской думы А.В. Лескиным. Глава региона подчеркнул, что перед органами исполнительной и законодательной власти стоит общая задача по улучшению всех сфер жизни людей. Н.И. Меркушкин также отметил необходимость консолидировать основные политические силы региона в интересах Самарской области и ее жителей. Все конструктивные предложения политических сил региона внимательно изучаются и учитываются органами исполнительной власти при принятии решений. Участники встречи сошлись во мнении, что по базовым вопросам развития региона между областным Правительством и КПРФ необходимо более тесное взаимодействие».
Не очень просто понять абстрактный официоз автора текста, но вроде бы как-то исподволь, особенно из-за слов «сошлись во мнении» и «более тесное взаимодействие», кажется, что Меркушкин и коммунисты о чём-то договорились. Только вот о чём – ни черта не понятно. То ли автор сам не знает, то ли знает, но скрывает от читателя.

ВЕРСИЯ «С ПОЛЕЙ»
«Луч света в царство тьмы» пролил 16 марта самарский журналист Сергей Курт-Аджиев, опубликовавший на сайте «Парк Гагарина» статью «Губернатор Самарской области не договорился с коммунистами». Со слов Курт-Аджиева, встреча действительно состоялась 13 марта, в понедельник. Продолжалась она пять с половиной часов: с 12.30 до 18.00. Кроме губернатора с представителями КПРФ встречались вице-губернатор Дмитрий Овчинников, спикер Самарской губернской думы Виктор Сазонов и руководитель областного департамента по связям с общественностью и экспертной деятельности Дмитрий Холин.
Все разговоры велись вокруг митингов пенсионеров. Как о прошедших в минувшие выходные в Новокуйбышевске, Тольятти и Сызрани, так и о предстоящем 19 марта в Самаре. Высокие договаривающиеся стороны вовсе не сошлись во мнениях. Каждый остался при своем.
«Нас просто не слушали, – рассказали Курт-Аджиеву представители КПРФ. – Мы пытались донести, что лишение пенсионеров ранее получаемых ими льгот и выплат значительно ухудшило их положение. А нам предложили поучаствовать в разъяснительной работе: объяснять ветеранам, что лишение льгот – благо для них».
Романов и Лескин предложили прийти на митинг кому-либо из вице-губернаторов или министру социально-демографической и семейной политики Самарской области Марине Антимоновой и, глядя в глаза людям, объяснить, в чем заключается это мифическое благо.
В ответ на это им была прочитана лекция о тяжелой экономической ситуации в регионе и стране. Не обошлось без ЦРУ и госдепа, а Михаил Матвеев был в открытую причислен к действующим агентам Государственного департамента США в Самарской области. Периодически перекручивая и сгибая стопку острозаточенных карандашей, губернатор повторял одну и ту же фразу: «Вы раскачиваете ситуацию не только в регионе, но и в стране».
Попытки коммунистов объяснить, что попытка исправить экономическую ситуацию в регионе, обирая самых социально незащищенных – пенсионеров, – глубоко ошибочна, были встречены откровенным непониманием: «Вы хотите вернуть пенсионерам все доплаты и льготы? А где взять на это деньги? Выход только один – оставить в губернской думе лишь двоих депутатов на постоянной основе: председателя думы и его заместителя. Все остальные депутаты будут работать на общественных началах. И всех помощников депутатов сократим…»
«Мы предложили другие варианты сокращения бюджетных расходов, – говорят коммунисты, – например, отказаться от строительства на набережной самого большого фонтана, аналогов которому нет в России, за 50 миллионов. Нам ответили: вы ничего не понимаете».
«Диалога не было, – считает Алексей Лескин, – нас никто не слушал. Единственное, что нам удалось: донести до губернатора степень недовольства людей. Мы после каждого митинга отправляли в правительство резолюции, принятые народом. Ни на одну нам так и не ответили…»
Консолидировать основные политические силы региона в интересах Самарской области и ее жителей на встрече 13 марта не получилось. Видимо, пишет Сергей Курт-Аджиев, интересы Самарской области команда губернатора и ее жители понимают по-разному.

Комментарии

Babaeva

Надежда МАКАРЧУК, руководитель тольяттинского филиала общественной организации «Дети войны»:
– На всех митингах выступающие охарактеризовали политику главы региона и аффилированных ему депутатов губернской думы как антинародную. Я считаю, что провоцируют рост социальной напряженности именно губернатор и его «команда». А истории о «пятой колонне», «агентах госдепа» и прочая конспирология – это неуклюжая попытка проштрафившихся чиновников свалить проблему с больной головы на здоровую.

alchikov

Виктор АЛЬЧИКОВ, председатель профкома «МОЛОТ-АВТОВАЗ»:
– Мы, актив профсоюза «МОЛОТ», были соорганизаторами митинга, который состоялся 11 марта в Автозаводском районе. Продолжающиеся сокращения на заводе – это результат политики либералов и псевдодемократов, заключительные итоги их разрушительного правления. Мы против этой политики, мы против сокращений. Мы вышли на митинг, чтобы поддержать пенсионеров, а также для того, чтобы призвать трудящихся в ряды нашего профсоюза. Только вместе мы способны изменить наше настоящее и будущее.