Вы сейчас просматриваете Нечистые «Пруды»

Нечистые «Пруды»

История о том, как председатель садоводческих товариществ «Пруды» и «Белозерский» сумел занять положение, при котором он неподотчетен не только членам дачных кооперативов, но, видимо, и правосудию.

Больше чем подозрительно
Ансар Салимжанов приобрел участок в СНТ «Пруды» в 2010 году. В 2012-м вступил в товарищество и, как человек активный, скоро был избран в правление сообщества садоводов. Однако долго наслаждаться свежим воздухом дачного поселка Салимжанов не смог. Его начали душить сомнения. «Как же так, – думал садовод Салимжанов, – членские взносы ежегодно растут и поднялись уже до 12 000 рублей в год, а задолженность товарищества за электричество растет еще быстрее и достигла миллиона двухсот тысяч рублей? Куда председатель девает деньги?»
При этом Салимжанов и другие участники кооператива не могли не видеть, как хорошеет подворье председателя Щеколдина, построившего себе теплый бассейн и оборудовавшего на даче круглогодичное отопление. Злые языки при этом поговаривают, что счетчика на доме у Щеколдина нет и якобы за энергию, которую тратит председатель, платят остальные члены товарищества. На этом фоне выделение четырех участков родственникам Щеколдина уже казалось сущей мелочью.
В общем, не выдержала душа садовода, и Салимжанов напрямую обратился к Щеколдину с требованием представить отчет о расходовании средств товарищества. Как член правления СНТ Салимжанов имел на это полное право.
Отчитываться перед Салимжановым Щеколдин отказался. Вежливо, кстати, отказался. Мол, отчет с собой не ношу, надо кой-какие бумажки еще собрать да кое-где печать поставить. В общем, через пару месяцев поговорим. Когда и через пару месяцев отчета не оказалось, Салимжанов написал в отдел полиции Ставропольского района заявление, в котором предположил, что в действиях председателя СНТ «Пруды» и СНДТ «Белозерки» Алексея Щеколдина, возможно, есть признаки мошенничества и заурядного хищения средств товарищества садоводов.

Гражданин начальник
В полиции заявление Салимжанова по территориальному признаку отписали участковому Гамову. Гамов думал недолго и в возбуждении уголовного дела отказал в силу «отсутствия состава преступления». Сперва такой ответ участкового Салимжанова удивил, но потом выяснилось, что господин Гамов в СНТ «Пруды» немногим ранее вроде бы даже получил два участка и уже успел их продать. Само по себе это не преступление, но вопросы возникают, верно?
Тогда Салимжанов обратился в прокуратуру Ставропольского района с тем же заявлением. Прокуратура решила подключить районный ОБЭП. ОБЭП провел проверку, но в возбуждении дела тоже отказал. Сотрудника ОБЭП Абдурахманова, как выяснилось, вполне удовлетворило объяснение Щеколдина, что отчетные документы у того есть, но, поскольку в товариществе хранить их негде, они хранятся частью у председателя дома, частью в гараже и где-то еще.
Удивительным является то, что Абдурахманов поверил Щеколдину на слово. Однако Салимжанов продолжал писать заявления, и после четвертого его обращения ОБЭП провел-таки проверку документации СНТ «Пруды». Выяснилось, что у председателя Щеколдина не хватает документов, подтверждающих расходы товарищества на четыре миллиона рублей.
Казалось бы, вот он – момент торжества гражданского неравнодушия Салимжанова и профессионализма работников ОБЭП! Но нет. Щеколдин очень скоро принес в полицию авансовый отчет на четыре миллиона, и в возбуждении дела Салимжанову опять было отказано. Тот факт, что отчет не был подтвержден наличием обязательных финансовых документов, договорами и прочими бумагами, ОБЭП не смутил.
Вот цитата из жалобы Салимжанова (орфография и пунктуация оригинала сохранены. – Прим. ред.):
«…В принятых решениях Абдурахманов ссылался на то, что председатель СНТ «Пруды» Щеколдин не может найти документов, якобы они могут быть на даче, в гараже или квартире, но в последнем отказном материале, с которым я познакомился в январе 2017 года, чудесным образом документы на сумму около четырех миллионов рублей нашлись. Но работник полиции Абдурахманов не обратил внимания на то, что все листы отчетов находятся в идеальном состоянии, а точнее – новые, подписаны одной ручкой и судя по всему в одно время. Из находящихся в материале документов видно, что Щеколдин сам на себя выписывал авансовые расчеты и сам их утверждал. Нигде подписи бухгалтера нет. Документов, подтверждающих авансовые отчеты (чеки и.т.д.) нет. Более того, через открытые источники в интернете (Контур-Фокус) я установил предприятия, на счета которых пречислялись деньги товарищества. Например, на ООО «Минимакс» ушли средства на приобретение материалов. Материалы не поступили. На счет ООО «Энергопромсбыт» города Кошки уходили деньги за электроэнергию, хотя у товарищества есть договор на поставку электроэнергии с ПАО «Самараэнерго». Перечень предприятий, получавших средства от СНТ «Пруды» большой, но сотрудники ОБЭП не взяли на себя труд хотя бы выборочно проверить подлинность этих договоров и поставок. На основании изложенного прошу все документы материала направить на исследование в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Самарской области, для принятия обоснованного процессуального решения».

Очень не хочется
В итоге в возбуждении дела Салимжанову все равно отказали. Более того, в новом отказе появилась формулировка, освобождающая теперь уже и самого Салимжанова от ответственности за «ложный донос», поскольку, мол, заявитель пребывал в заблуждении. Думается, появление этой строчки в отказе не случайно. Возможно, что заявителю здесь как бы намекнули, что продолжать упорствовать в своем стремлении узнать судьбу 4 000 000 рублей не надо. А то вдруг поиски справедливости обернутся для искателя статьёй о клевете.
Эта ситуация напоминает ситуации, сложившиеся вокруг некоторых скандально известных председателей ТСЖ многоквартирных домов. Сколько жильцы ни жалуются в самые различные органы на таких «председателей», сколько ни судятся – никакого движения. А с каждым днем долги таких ТСЖ растут. Спрашивается, на кого упадут эти долги? Да на рядовых собственников. На кого же еще…

P.S. В настоящее время прокуратура Ставропольского района отменила решение полиции и отправила материалы дела на исследование и проверку в Главное управление полиции по Самарской области.