Даже при поверхностном погружении в организацию тольяттинских муниципальных ярмарок складывается впечатление, что снижение цен на продукты повседневного спроса далеко не первая их цель. Так для чьего же блага работают ярмарки, которые в мэрии любят называть социальными? попробуем копнуть поглубже на той, что работает на «Поле чудес».
Игорь Мухин
Официальная версия
Согласно реестру, опубликованному управлением потребительского рынка на сайте мэрии, по состоянию на 21 ноября в Тольятти работает 18 ярмарок, из них 7 – муниципальные.
По официальной информации, «социальные ярмарки проводятся мэрией с 2009 года для того, чтобы поддержать тольяттинцев в кризисный период. Как показывает практика, многие жители города пользуются их услугами и положительно отзываются о такой торговле: «ярмарки выходного дня» позволяют покупать основные продукты питания по более доступным ценам. Кроме того, у поставщиков товаров появляется дополнительная возможность для реализации своей продукции».
Предполагалось, что более доступные цены на ярмарках станут возможны потому, что торговать на них будут в первую очередь фермеры собственной продукцией и при этом платить за место будут символическую плату, включающую в себя средства, достаточные для санитарного содержания территории оператором ярмарки. Таким образом, ярмарка, например, на «Поле чудес» должна быть как вылизанная. Ведь число торговых мест на ней только по официальной информации – 400. Умножим минимальную плату, предложенную одним из коммерческих операторов, – 100 рублей на количество мест, получим 40 тыс. рублей в день. А если учесть, что эта ярмарка работает не только по выходным, то и зарплату администраторам, дворникам можно платить такую, чтобы их работа была ну на очень высоком уровне.
Грязь и бардак
Однако не тут-то было! Жители соседних домов и посетители ярмарки постоянно жалуются на антисанитарию и бардак «Поля чудес». Ну а те, кто проходит мимо, стараются обойти это торжище стороной. Торгующие же на ней говорят, что плата за место здесь не самая маленькая в городе. Даже на некоторых коммерческих ярмарках продавцы за место платят меньше, чем на муниципальных.
Глава Центрального района Артем Гончаров недавно выезжал на «Поле чудес» – конечно, не с тем чтобы зарыть там золотые монеты, а с инспекцией. И обнаружил, что этих самых золотых там зарыто немерено. Так, в его присутствии торговали не только на территории ярмарки, но и на дорожке, ведущей к остановке, причем не продуктами, а обувью, одеждой и другими несъедобными вещами.
Вот что об этой ситуации писали коллеги из «Площади СВОБОДЫ»: «Гончаров обратил внимание на тротуар от остановки «Дом природы» до «Поля чудес», где по обе стороны торговали всем подряд: обувью, одеждой, посудой и даже золотом. «Это ваши подопечные?» – спросил он. «Нет, мы отвечаем только за территорию в границах ярмарки», – отрапортовал администратор. А глава района уже беседовал с продавцом обуви на тротуаре. «Вы почему здесь торгуете? Вы знаете, что нарушаете закон? Хотите, чтобы приехала полиция и весь ваш товар конфисковала?» – поинтересовался Гончаров. «Я всегда здесь торгую. Оплачиваю место и работаю», – ответил мужчина. «Оплачиваете? И кому деньги отдаете?» – спросил заммэра. «Да вот ему!» – продавец указал на стоявшего позади нас Фарида (администратора ярмарки. – Прим авт. «ТН»)».
Съедобное и несъедобное
Управление потребительского рынка по-своему отреагировало на шум, поднятый СМИ в отношении работы данной ярмарки. И в первую очередь его специалисты задним числом изменили назначение ярмарки.
Отметим, что это произошло еще с несколькими торговыми площадками. Ирина Антонова, руководитель управления потребительского рынка, на заседании комиссии ТГД по городскому хозяйству своими устами заявляла, что все «проблемные» ярмарки являются универсальными. Несмотря на то, что при организации конкурса на определение оператора они были еще продовольственными. Да и когда она об этом говорила, в реестре на сайте мэрии эти ярмарки еще были «съедобными». В универсальные они превратились чуть позже. Это легко отследить на официальном портале мэрии. Так, еще 18 октября в реестре ярмарок торговля на «Поле чудес» значилась как продовольственная, а после этой даты – уже универсальная.
Что ж, на то оно и «Поле чудес»!
Овчинка или руно?
То, что муниципальные ярмарки приносят доход, можно предположить из скандала, случившегося весной сего года. Так, 1 апреля количество ярмарок внезапно сократилось на четыре. Из реестра, опубликованного на сайте управления потребрынка, исчезли ярмарки на Центральной площади, в Шлюзовом, по Железнодорожной, 25, в Поволжском, на площади им. Денисова и в Комсомольском районе, на Мурысева, 52. И это была не первоапрельская шутка. Хотя объяснения мэрии на этот счет выглядели очень странно и неправдоподобно. Сначала потребрынок сообщил, что ярмарки закрыли из-за предполагаемого ремонта асфальтового покрытия. Когда всевозможные сроки прошли, а работы не начались, в мэрии стали ссылаться на постановление регионального министерства экономического развития и инвестиций, согласно которому число торговых площадок в области сокращается. Однако, как выяснилось, сокращение произошло исключительно по предложению муниципалитета.
После некоторого анализа выяснилось, что закрывались только те ярмарки, оператором которых являлся индивидуальный предприниматель Сильченко. Несмотря на то что он выиграл конкурс в январе, после смены руководителя потребрынка (вместо Ольги Лодочниковой кресло заняла Ирина Антонова) к работе этого предпринимателя, два года устраивавшего мэрию, появились большие претензии. А затем в новом конкурсе на оператора ярмарок победа со значительным перевесом в баллах: 16 против 128 – досталась ООО «ГОСТ», учредителем которого, говорят, является «серый кардинал» тольяттинской мэрии г-н Котляр. И вот после того, как место было расчищено, никто больше ярмарки закрывать не собирался – ни город, ни профильное министерство.
Согласитесь, если б овчинка не стоила выделки, возня вокруг ярмарок не поднималась бы. А раз так, то овчинка может потянуть и на золотое руно. Однако от уже третьего руководителя управления потребительского рынка (Сунгатуллин, Лодочникова, Антонова) из команды мэра мы продолжаем слышать о том, что муниципальные ярмарки дохода городу не приносят. Они организуются исключительно для блага человека. Ну прям как в том советском анекдоте – «Так покажите ж мне этого человека!».